Чтение художественной литературы как один из механизмов речевого развития для детей с ограниченными возможностями развития | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (20) март 2019 г.

Дата публикации: 04.03.2019

Статья просмотрена: 179 раз

Библиографическое описание:

Попова, И. Г. Чтение художественной литературы как один из механизмов речевого развития для детей с ограниченными возможностями развития / И. Г. Попова, Е. Г. Михайлова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 3 (20). — С. 16-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/118/3997/ (дата обращения: 16.10.2024).



Ключевые слова: образовательная деятельность, речевое развитие, развитие интереса, активный словарь, пассивный словарь, речевая активность, книга, чтение.

Чтение — это окошко, через которое

дети видят и познают мир и самих себя.

В. А. Сухомлинский

В самом раннем детстве ребёнок входит в мир большой литературы. Ещё не умея читать, он слышит от мамы колыбельные песенки, потешки, сказки. Часто ли мы, педагоги, задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит?». В мире компьютеров, электронных книг и игр печатная книга не должна потеряться и отодвинуться на дальнюю полку.

В современном обществе дошкольное учреждение признано социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс. Однако существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка с ОВЗ в социальное пространство. Как помочь ребёнку с ограниченными возможностями стать полноценным членом общества? Нарушение речи у таких детей создает дополнительные трудности в их социальной адаптации и установлении взаимоотношений с окружающими людьми. И роль книги в решении этой задачи переоценить невозможно. Для многих детей мир открывается именно через книгу. Книга восполняет дефицит доброты, помогает побороть чувство одиночества, неуверенности в себе, сближает взрослых и детей. Книга — это не только способ получить знания, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания.

С помощью книги ребёнок с ОВЗ учится общаться с другими детьми, книга подарит ребёнку новые стимулы, откроет перед ним новые горизонты. Для ребенка с ОВЗ детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Театрализация по мотивам прочитанного, выступает как игровая форма, объединяющая театр и книгу, педагогов и детей, создает возможности для развития и удовлетворения творческих и познавательных потребностей. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его отношение к жизни и душевное состояние. Совместное выступление в инсценировках детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: дети учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, содержание адаптированной программы МБДОУ комбинированного вида детский сад «Ёлочка» («…обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей»). Данная программа содержит особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Задачи по ознакомлению с художественной литературой определены в образовательной области «Речевое развитие».

У детей с интеллектуальной недостаточностью неустойчивое внимание, слабо развита память, наглядно-действенное мышление, нарушена речь, поэтому им сложно рассказывать сказки, короткие рассказы, стихотворения. В своей работе часто используем театрализованные игры по сюжетам сказок, которые помогают детям понять их смысл, характеры персонажей и их поступки.

Учитывая комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, мы составили планирование совместной деятельности взрослого и ребенка.

Совместная деятельность взрослого и ребенка образовательная область «Речевое развитие» («В мире книги»). Возраст 3–5 лет

Сентябрь

Лексическая тема: «Овощи, фрукты».

Образовательная деятельность:

1. Тема: Чтение русской народной сказки «Репка».

Цель: Создать условия для развития интереса детей к чтению.

Задачи: способствовать развитию пассивного и активного словаря на основе расширения представлений детей о русских народных сказках.

2. Тема: Рассказывание русской народной сказки «Репка» (настольный театр)

Цель: Создать условия для речевого развития в процессе рассказывания сказки «Репка».

Задачи: создать условия для стимулирования речевой активности, обеспечить условия для развития интереса детей к театральным играм, способствовать обогащению активного и пассивного словаря.

Октябрь

Лексическая тема: «Осень».

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешка «Водичка — водичка».

Цель: Создать условия для формирования интереса к устному народному творчеству.

Задачи: создать условия для развития двигательных навыков, умение выражать эмоциональное состояние; стимулировать речевую активность.

  1. Тема: Чтение стихотворения Е.Трутневой «Осень».

Цель: Создать условия для развития интонационной культуры речи.

Задачи: способствовать развитию пассивного и активного словаря на основе расширения представлений детей о простейших явлениях природной действительности; обеспечить условия для развития интереса к чтению; создать условия для поддержки детей рассказывать стихотворение самостоятельно.

Лексическая тема: «Детский сад».

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Чтение стихотворений А.Барто из цикла «Игрушки» («Мячик», «Лошадка», «Зайка»).

Цель: Создать условия для речевого развития в процессе чтения стихотворений А.Барто из цикла «Игрушки».

Задачи: способствовать развитию желания детей интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения, обеспечить условия для развития слухового внимания и памяти.

  1. Тема: Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешка «Наша Маша»

Цель: Создать условия для речевого развития в процессе рассказывания потешки посредством выкладывания иллюстраций к потешке.

Задачи: создать условия для стимулирования речевой активности; способствовать развитию зрительного внимания.

Ноябрь

Лексическая тема: «Одежда — обувь».

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Знакомство с малыми фольклорными формами: потешка «Валенки».

Цель: Создать условия для ознакомления с малыми фольклорными формами.

Задачи: способствовать развитию пассивного и активного словаря на основе расширения представлений детей об одежде и обуви, развитию памяти вниманию.

  1. Тема: Чтение стихотворения Н. Саконской «Где мой пальчик?».

Цель: Создать условия для речевого развития в процессе чтения стихотворения «Где мой пальчик?».

Задачи: создать условия для ознакомления детей с предметом «варежка», обеспечить условия для стимулирования речевой активности; способствовать развитию памяти, внимания.

Лексическая тема: «Мебель, посуда»

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Чтение сказки Л. Толстого «Три медведя».

Цель: Создать условия для эмоционального восприятия

содержания сказки.

Задачи: способствовать развитию пассивного и активного словаря в процессе чтения сказки «Три медведя»; создать условия для развития интереса к чтению русских народных сказок.

  1. Тема: Рассказывание сказки Л. Толстого «Три медведя» (моделирование)

Цель: Создать условия для речевого развития в процессе рассказывания сказки «Три медведя».

Задачи: создать условия для стимулирования речевой активности, создать условия для формирования умения составлять простые предложения по сюжетной картинке, способствовать развитию интереса детей к театральным играм.

Декабрь

Лексическая тема: «Зимушка — зима»

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Цель: Создать условия для развития интереса к русским народным сказкам.

Задачи: создать условия для развития интереса к чтению, желание рассматривать иллюстрации в детских книжках, способствовать формированию умения составлять простые предложения по сюжетной картинке, обеспечить условия для развития слухового внимания, памяти.

  1. Тема: Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цель: Создать условия для речевого развития в процессе рассказывания сказки «Заюшкина избушка».

Задачи: создать условия для стимулирования речевой активности, способствовать обогащению активного и пассивного словаря, обеспечить условия для развития интереса детей к театральным играм.

  1. Тема: Чтение стихотворения С. Михалкова «Ёлка».

Цель: Создать условия для развития интереса к поэтическому слову.

Задачи: создать условия для развития речи в процессе рассказывания стихотворения «Ёлка» (с помощью взрослого); способствовать обогащению активного и пассивного словаря, развитию памяти, внимания.

  1. Тема: Чтение стихотворения Я. Акима «Ёлка наряжается»

Цель: Создать условия для речевого развития в процессе чтения стихотворения «Ёлка наряжается»

Задачи: создать условия для поддержки желания детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение «Ёлка наряжается» (с помощью взрослого); способствовать обогащению активного и пассивного словаря; обеспечить условия для развития слухового внимания и памяти.

Январь

Лексическая тема: «Домашние животные»

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Знакомство с малыми фольклорными формами: потешка «Кисонька — мурлысонька», потешка «Идёт коза рогатая».

Цель: Создать условия для формирования интереса к устному народному творчеству.

Задачи: способствовать развитию пассивного и активного словаря на основе углубления и расширения представлений детей о потешках; создать условия для поддержки желания детей интонационно выразительно рассказывать потешки.

Лексическая тема: «Дикие животные».

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

Цель: Создать условия для развития интереса к чтению

сказок.

Задачи: создать условия для формирования восприятия наиболее ярких языковых средств в тексте; обеспечить условия для развития интереса к чтению; способствовать развитию памяти, внимания, воображения.

  1. Тема: Рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят» (моделирование).

Цель: Создать условия для речевого развития в процессе рассказывания сказки «Волк и семеро козлят».

Задачи: создать условия для стимулирования речевой активности; способствовать обогащению активного и пассивного словаря; обеспечить условия для развития интереса детей к театральным играм; способствовать развитию памяти, вниманию.

Лексическая тема: «Зимующие птицы»

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Чтение стихотворения В. Жуковского «Птичка»

Цель: Создать условия для речевого развития в процессе чтения стихотворения «Птичка».

Задачи: способствовать обогащению активного и пассивного словаря; создать условия для поддержки желания детей самостоятельно рассказывать стихотворение; обеспечить условия для развития внимания, памяти.

Февраль

Лексическая тема: «Транспорт»

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Чтение стихотворений А.Барто «Грузовик», «Самолёт».

Цель: Создать условия для речевого развития в процессе чтения стихотворений А.Барто «Грузовик», «Самолёт».

Задачи: способствовать развитию пассивного и активного словаря на основе расширения представлений детей о транспорте; создать условия для поддержки желания детей интонационно выразительно рассказывать знакомые стихотворения; обеспечить условия для развития внимания, памяти.

  1. Тема: Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешка «Едем, едем на лошадке».

Цель: Создать условия для формирования интереса к устному народному творчеству.

Задачи: способствовать развитию пассивного и активного словаря на основе расширения представлений детей о потешках; создать условия для поддержки желания детей интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые потешки; обеспечить условия для развития интереса к театральным играм.

Лексическая тема: «Человек (здоровьесбережение)»

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Чтение русской народной сказки «Курочка-ряба».

Цель: создать условия для эмоционального восприятия сказки.

Задачи: создать условия для развития интереса к чтению, желание рассматривать иллюстрации в детских книжках, способствовать формированию умения составлять простые предложения по сюжетной картинке, обеспечить условия для развития слухового внимания, памяти.

  1. Тема: Рассказывание русской народной сказки «Курочка-ряба» (настольный театр).

Цель: Создать условия для речевого развития в процессе рассказывания сказки «Курочка ряба».

Задачи: создать условия для стимулирования речевой активности, способствовать обогащению активного и пассивного словаря, обеспечить условия для развития интереса детей к театральным играм.

Март

Лексическая тема: «Дом. Семья»

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Чтение русской народной сказки «Колобок».

Цель: Создать условия для развития интереса к чтению сказок.

Задачи: создать условия для формирования восприятия наиболее ярких языковых средств в тексте; обеспечить условия для развития интереса к чтению; способствовать развитию памяти, внимания, воображения.

  1. Тема: Инсценировка русской народной сказки «Колобок».

Цель: Создать условия для речевого развития в процессе театрализации сказки «Колобок».

Задачи: создать условия для стимулирования речевой активности; способствовать обогащению активного и пассивного словаря; обеспечить условия для самостоятельного выбора роли.

Лексическая тема: «Профессии»

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешка «Ладушки».

Цель: Создать условия для знакомства детей с русским фольклором.

Задачи: способствовать развитию пассивного и активного словаря на основе расширения представлений детей о профессии повар; создать условия для стимулирования речевой активности; способствовать развитию умения сочетать движение и речь; обеспечить условия для самостоятельного выбора роли.

  1. Тема: Чтение стихотворения С. Капутикян «Маша обедает».

Цель: Создать условия для эмоционального восприятия поэтического текста.

Задачи: создать условия для формирования умения понимать и оценивать характеры героев стихотворения; способствовать обогащению активного и пассивного словаря эмоционально оценочной лексикой.

Апрель

Лексическая тема: «Весна»

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Чтение стихотворения И. Токмаковой «Весна».

Цель: создать условия для эмоционального восприятия стихотворения.

Задачи: способствовать развитию пассивного и активного словаря на основе расширения представлений детей о времени года «Весна»; обеспечить условия для развития интереса к чтению; создать условия для поддержки детей рассказывать стихотворение самостоятельно.

  1. Тема: Чтение стихотворения Д. Хармс «Кораблик».

Цель: Создать условия для речевого развития в процессе чтения стихотворения Д. Токмаковой «Кораблик»

Задачи: способствовать развитию пассивного и активного словаря на основе расширения представлений детей о сезонных явлениях на реке; создать условия для развития умения ориентироваться в группе; обеспечить условия для развития внимания, памяти, мелкой моторики.

Лексическая тема: «Растения»

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешка «На зелёном на лужку».

Цель: создать условия для знакомства детей с русским фольклором.

Задачи: способствовать обогащению активного и пассивного словаря; создать условия для стимулирования речевой активности; способствовать развитию умения сочетать движение и речь; обеспечить условия для развития внимания, памяти.

  1. Тема: Чтение стихотворения Е. Серовой «Одуванчик».

Цель: Создать условия для эмоционального восприятия стихотворения.

Задачи: способствовать развитию пассивного и активного словаря на основе расширения представлений детей о растениях; воспитывать любовь к природе через поэзию.

Май

Лексическая тема: «Наша Родина»

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Чтение стихотворения А. Пришелец «Наш край».

Цель: Создать условия для речевого развития в процессе чтения стихотворения А. Пришелец «Наш край».

Задачи: способствовать развитию пассивного и активного словаря на основе расширения представлений детей о Родине; создать условия для поддержки желания детей самостоятельно рассказывать стихотворение; обеспечить условия для развития внимания, памяти.

  1. Тема: Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

Цель: Создать условия для эмоционального восприятия сказки.

Задачи: создать условия для развития интереса к чтению, желание рассматривать иллюстрации в детских книжках, способствовать формированию умения составлять простые предложения по сюжетной картинке, обеспечить условия для развития слухового внимания, памяти.

Лексическая тема: «Здравствуй, лето!»

Образовательная деятельность:

  1. Тема: Инсценировка русской народной сказки «Маша и медведь».

Цель: Создать условия для развития интереса к русским народным сказкам посредствам театрализации.

Задачи: создать условия для стимулирования речевой активности; способствовать обогащению активного и пассивного словаря; обеспечить условия для развития интереса детей к театральным играм; способствовать развитию памяти, вниманию.

  1. Тема: Чтение стихотворения Ю. Мориц «Ручеёк».

Цель: Создать условия для эмоционального восприятия и осознания поэтического текста.

Задачи: способствовать обогащению активного и пассивного словаря; способствовать развитию памяти, внимания; воспитывать любовь к природе через поэзию.

Литература:

  1. О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» — М.: ТЦ Сфера. 2008. — 224с. (Программа развития.)
  2. Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Д. Соколова «Диагностика — развитие — коррекция» программа дошкольного образования «детей с интеллектуальной недостаточностью» — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2012. — 447с.
  3. Т. В. Бойко «Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития» — Волгоград: Учитель, 2012. — 100с.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная деятельность, развитие интереса, речевое развитие, активный словарь, пассивный словарь, речевая активность, задача, русская народная сказка, Чтение стихотворения, основа расширения представлений детей.

Похожие статьи

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

Развитие творческого потенциала учащихся в процессе обучения

В статье рассматриваются способы и пути развития литературной одаренности обучающихся

Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы

В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.

Речевое развитие младших школьников

Работа по развитию связной речи в начальных классах закладывает основы важнейших интеллектуально-речевых умений, имеющих большое значение на дальнейшее развитие социально-активной личности.

Современные технологии по художественно-эстетическому развитию на занятиях по изобразительной деятельности

Творческие задания как средство развития мотивации к чтению у детей младшего школьного возраста

В статье рассматривается развитие мотивации к чтению у детей младшего школьного возраста посредством включения детей в процесс выполнения творческого задания. Представлены результаты программы психолого-педагогического сопровождения развития мотиваци...

Некоторые вопросы обучения старшеклассников навыкам и умениям иноязычной диалогической речевой деятельности

Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения художественной литературы

В статье рассмотрен вопрос о становлении произвольной памяти в старшем дошкольном возрасте, возможностях ее развития в процессе чтения художественной литературы.

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Сказкотерапия как средство формирования речи дошкольников

Статья посвящена проблеме современного дошкольного речевого развития дошкольников. Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности, время, когда в ребенке закладывается достаточный потенциал для дальнейшего роста и развития. ...

Похожие статьи

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста

Развитие творческого потенциала учащихся в процессе обучения

В статье рассматриваются способы и пути развития литературной одаренности обучающихся

Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы

В данной статье автор рассматривает проблемы развития у дошкольников связной речи и предлагает методы их решения с помощью изучения с детьми художественной литературы.

Речевое развитие младших школьников

Работа по развитию связной речи в начальных классах закладывает основы важнейших интеллектуально-речевых умений, имеющих большое значение на дальнейшее развитие социально-активной личности.

Современные технологии по художественно-эстетическому развитию на занятиях по изобразительной деятельности

Творческие задания как средство развития мотивации к чтению у детей младшего школьного возраста

В статье рассматривается развитие мотивации к чтению у детей младшего школьного возраста посредством включения детей в процесс выполнения творческого задания. Представлены результаты программы психолого-педагогического сопровождения развития мотиваци...

Некоторые вопросы обучения старшеклассников навыкам и умениям иноязычной диалогической речевой деятельности

Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения художественной литературы

В статье рассмотрен вопрос о становлении произвольной памяти в старшем дошкольном возрасте, возможностях ее развития в процессе чтения художественной литературы.

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Сказкотерапия как средство формирования речи дошкольников

Статья посвящена проблеме современного дошкольного речевого развития дошкольников. Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности, время, когда в ребенке закладывается достаточный потенциал для дальнейшего роста и развития. ...

Задать вопрос