Использование произведений устного народного творчества в работе по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников
Авторы: Засецкая Екатерина Сергеевна, Мирошниченко Татьяна Николаевна, Репина Ирина Николаевна
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (20) март 2019 г.
Дата публикации: 06.03.2019
Статья просмотрена: 743 раза
Библиографическое описание:
Засецкая, Е. С. Использование произведений устного народного творчества в работе по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников / Е. С. Засецкая, Т. Н. Мирошниченко, И. Н. Репина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 3 (20). — С. 7-11. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/118/4013/ (дата обращения: 16.11.2024).
Период раннего детства — это познание жизни. Ранний период детства ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.
А что может духовно обогатить среду? Один из способов — это знакомство с произведениями устного народного творчества. Народное поэтическое слово — образец духовного служения людям. Оно, как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой и передает народное слово — прошлое, поступь настоящего и будущего, которые звучат из поколения в поколение. В последние годы возрастает интерес к устному народному творчеству — фольклору. Неслучайно слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как «народная мудрость». Фольклор для детей — это разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Его особенность — соединять и себе пестушки, потешки, заклички, считалки, припевки, прибаутки, шутки, дразнилки, скороговорки, приговорки, загадки, стихи, песни, сказки.
В наше время дошкольные образовательные учреждения меняют уровень подготовки детей к школе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, обязательным при реализации основной общеобразовательной программы дошкольной организации. Программа строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Детский фольклор мы используем в разных видах деятельности: в обучении правильному произношению, в приобщении детей к русской национальной культуре, в непосредственно образовательной деятельности, в беседах, в наблюдениях, в народных подвижных играх, в играх на развитие мелкой моторики, в театрализованной деятельности, в инсценировках.
Например, в образовательной области «Развитие речи», мы используем произведения устного народного творчества. При организации игр по развитию речи — чтение и разыгрывание потешки «Как по снегу, по метели трое саночек летели», детям очень нравится это произведение, и они с большим удовольствием знакомятся с малыми фольклорными жанрами, содержанием произведения, прибегая к принципу наглядности (атрибуты, игрушки, музыкальные инструменты), используя методический прием «обыгрывания действий».
Как по снегу, по метели трое саночек летели,
И шумят и гремят, колокольчики звенят.
В первых санях дедушка, в других санях бабушка,
В третьих санках — тетушка.
Наша Катя выбегала, дорогих гостей встречала.
Детям очень нравится слушать произведение художественной литературы. Например, чтение потешки «Бу-бу-бу — я рогатый»
Бу-бу-бу, я рогатый, Бу-бу-бу, я хвостатый,
Бу-бу-бу, я ушастый, Бу-бу-бу, я очень страшный.
Знакомя детей с этой потешкой, мы показываем им игрушечного козлика, читаем потешку два-три раза. Они договаривают слова. В этом произведении дети знакомятся с новым домашним животным — козликом, а также через потешку, мы воспитываем любовь к родному русскому языку.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (рисование, лепка, аппликации) мы также используем устное народное творчество. Например, во время рисования на тему «Дождик, дождик веселей»
Дождик, дождик веселей! Капай, капай не жалей.
Только нас не замочи! Зря в окошко не стучи.
Показывая способ рисования, мы проговариваем потешку, создавая тем самым хороший эмоциональный настрой. С помощью этого произведения дети познают явления природы — дождь, учатся рисовать струйки дождя в виде штрихов или прямых линий, развивают мелкую моторику руки, развивают чувства ритма, проявляют любовь к художественному творчеству.
Еще одним средством умственного развития ребенка, в области «Познавательное развитие», является формирования элементарных математических представлений. В этой области мы также применяем поэтическое слово. На таких занятиях развивается память, мышление, внимание. Например, в занятии — игре по конструированию на тему «Заборчик для коровы с теленком», мы используем русскую народную песенку «Уж как я мою коровушку люблю».
Уж как я мою коровушку люблю!
Уж как я-то ей крапивушки нажну!
Кушай вволюшку, коровушка моя!
Ешь ты досыта, буренушка моя!
Также в этой игре, во время физкультминутки мы читаем стихотворение и показываем движения, соответствующие тексту дети повторяют:
Мы по лесу шли — шли — шли, грибочки нашли
В кузовок положили и опять пошли.
После таких интересных занятий дети чувствуют себя хорошо, у них появляется интерес к запоминанию и проговариванию, напеванию песенок, напевок, стихов.
Мы хотели бы обратить внимание на использование устного народного творчества во всех образовательных областях, но особенно в играх с детьми. Игра является основным видом деятельности детей в детском саду. Русский народный фольклор мы используем в дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных, народных, подвижных играх на прогулках. Например, в игре-ситуации «укладываем куклу спать», поем песенку:
Баю-бай, ты, собачка, не лай,
Белолапа не скули, нашу Дашу не буди.
В дидактической игре «Подбери пару» поем песенку:
Отобрали мы для Вари шарф из полосатой ткани
У Бори шарф красивый: темно-темно синий.
С помощью этой песенки дети отбирают одежду для куклы Вари и куклы Бори. Они раскладывают вещи по отдельным коробкам (шкафчикам), закрепляя цвет, форму одежды. А в дидактической игре «Кто за елкой» ребята учатся называть животных, угадывать, выделять их характерные особенности с помощью прочитанных потешек, загадок. Например, потешки:
Петушок, петушок, золотой гребешок.
Масляна головушка, шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь, голосисто поешь,
Ване спать не даешь?
Произведения устного народного творчества благоприятно влияют на режимные моменты. Песенки и потешки мы используем в своей работепри умывании детей:
Водичка, водичка, умой мое личико.
Чистая водичка умоет мое личико.
Укладывая ребят спать в тихий нас, стараемся создать им ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песни, пестушки, поглаживая малыша:
Баю, баю, байки, прилетели чайки.
Стали крыльями махать, наших деток усыплять
Удачно подобранная потешка, приговорка, пестушка помогает во время кормления. Даже тс дети, которые обычно отказываются от еды, при чтении потешки начинают кушать.
Умница, Сашенька, ешь кашку сладенъку,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую
Особую значимость народное слово приобретает в первые дни пребывания малыша в детском саду. Особенно, в период адаптации ребенок скучает по дому, по маме. В этот период мы подбираем стишки, песенки, потешки, прибаутки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывая у него положительные эмоции, симпатию к незнакомому человеку — воспитателю. Например:
Наша деточка в саду, что оладушек в меду.
Красно яблочко в саду.
Находясь в группе целый день малыши устают, капризничают, ссорятся,или расшалятся и не могут успокоиться. В этих случаях мы ласковой потешкой, пестушкой, прибауткой, песенкой успокаиваем детей. Например, пестушка:
Не плачь, детка, прискачет белка.
Принесет орешки, тебе для потешки.
Этими пестушками, потешками мы привлекаем других детей к успокоению плачущего ребенка, тем самым учим заботе о других малышах.
Следующий вид игр, в которых мы используем устное народное творчество — это игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем самомассаж, шевеление пальчиков, поочередное сгибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем — и без помощи другой руки, разведение пальцев и их сведение, хлопки, сжимание пальцев в кулак и разжимание, помахивание кистями сверху вниз, вращение кистей «фонарики». Например, пальчиковая игра: «Сидит белка на тележке»:
Сидит белка на тележке, продает она орешки.
(Ритмичное сгибание обеих рук в ритме потешке)
Лисичке-сестричке, воробью, синичке,
Мишке косолапому, заиньке усатому.
(Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)
Самые любимые игры для детей — это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие потешки, попевочки, заклички — это народные подвижные игры. Например в игре «Ладушки — оладушки», мы используем попевку:
Ладушки, ладушки'! Пекла бабушка оладушки,
Маслом поливала, детушкам давала
Раз-два! — Даше. Раз, два! — Тане. Всем по два!
Хороши оладушки у нашей бабушки.
После таких игр у детей поднимается хорошее настроение, развивается ловкость, внимание, сообразительность. Они учатся хлопать по-разному в ладоши, вести счет: раз, два.
Малые фольклорные жанры помогают знакомить детей с окружающим миром,смогучей силой природы. На прогулках, наблюдая, мы учим радоваться любому явлению живой или неживой природы. Например, закличка:
Солнышко — ведрышко! Взойди поскорей,
Освети, обогрей! Телят да ягнят
Еще маленьких ребят, а ты радуга-дуга,
Ты. высока и туга! Не давай дождя!
Используя эти произведения в ознакомлении с окружающим миром, мы учим детей любить природу, свой родной край, заботиться о животных, растениях, птицах, оберегать природу.
В детском саду разработано тематическое планирование по всем возрастным группам, проведены занятия, игры, праздники, развлечения, написаны доклады, консультации для воспитателей и родителей, изготовлены атрибуты к театрализованной деятельности, изготовлены дидактические игры и наглядный материал: «Расскажи сказку по картинке», «Народные праздники», «Собери матрешку» Весь опыт, наработки, полученные при участии в эксперименте, мы реализуем вместе с детьми в театрализованной деятельности. На основе произведений устного народного творчества составлены тематические игры-инсценировки, праздники. Например, в развлечении «Кот и мыши» мы поем русскую народную песенку и рассматриваем игрушку-кота, показывая детям у кота спинку, лобик, хвостик.
Котя, котенька — коток, кудреватый лобок,
Хвостик пушистый, глазок золотистый.
Как у котика, кота шубка очень хороша:
Спинка серенькая, грудка беленькая.
Исполняется игра «Бубен» (на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот»).
Бубен, бубен позвени, ребятишек весели.
Деточки играют, в бубен ударяют.
Хлопай -раз и хлопай — два! Интересная игра!
Тонечка играет, в бубен ударяет.
Пальчиковая игра:
Вот как наши ребятишки,
Расшалились, словно мышки;
Ловко пальчиками трут, словно лапками скребут: ш-ш-ш.
(Дети скребут пальчиками по бедрам.)
Русская народная игра «Кот и мыши», где рассказывается потешка:
Пошел котик во песок, нашел котик поясок,
Чем люлечку подцепить, спать котят положить.
Затем исполняется колыбельная народная попевка «У кота-воркота»
У кота — воркота! Колыбелька хороша.
Я коту — воркоту тихо песенку спою.
Такие игры-развлечения очень нравятся ребятам. Настроение у них радостное, возбужденное, приподнятое, повторяют и напевают некоторые песенки, потешки.
Для того, чтобы детям легче запомнилось художественное слово, мы изготавливаем папки — передвижки, постоянно пополняем книги в книжном уголке, приобретаем наглядный материал (картинки, иллюстрации, видеодиски), изготавливаем и приобретаем дидактические игры, игрушки. В театральном уголке поместили фигурки-игрушки персонажей знакомых потешек, прибауток, песен, сказок. Изготовлены и приобретены кукольные театры: би-ба-бо, плоскостной театр на фланелеграфе, театр мягкой игрушки, театр картинок, изготовили маски животных для сказок и подвижных игр. В музыкальном уголке имеются музыкальные инструменты, музыкальные книги, видеодиски с записью сказок, песен из мультфильмов и других музыкальных произведений {сказки «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят»). В своей группе, мы привлекаем родителей к участию в театрализованной деятельности. Они вместе с детьми заучивают стихи, потешки, загадки, помогают изготовить атрибуты к развлечениям, праздникам, сказкам. Специально для родителей у нас есть стенд «Учим вместе», где постоянно меняются стихи, потешки, загадки, песенки для заучивания вместе с малышами дома.
Таким образом, в результате общения с произведениями устного народного творчества у детей формируются такие душевные качества как настроение, чувство радости, тревоги, сожаления, нежность, доброта, забота о живых людях, животных, растениях, птицах.
Целенаправленное и систематическое использование устного народного творчества в работе с детьми раннего возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной речевой деятельности, говорить на родном языке, развивает память, внимание, мышление, воображение создает положительные эмоции детей, радостное, бодрое настроение, то есть всесторонне развивает ребенка.
Литература:
- Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. — Ярославль: Академия развития, 1996.
- Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кН.1. — Иркутск.
- Духовно-нравственное воспитание: традиции и современность: материалы областного научно-практического семинара, Белгород, 2013г. — Белгород: БГИКИ, 2013. — 180с.