Формы работы с родителями | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Формы работы с родителями / О. А. Тюнина, Л. М. Логвиненко, О. С. Шишмарева [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 3 (20). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/118/4015/ (дата обращения: 16.10.2024).



Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с родителями, так как основы здоровья закладываются в семье. Без помощи со стороны семьи физкультурно-оздоровительная работа, организуемая в образовательном учреждении, не может быть успешной. Проблема состоит в нахождении побудительных стимулов, заставляющих родителей по-иному взглянуть на здоровье и физическое развитие своих детей.

Поддержание у детей положительного отношения к активному образу жизни, а в дальнейшем желания сохранять и укреплять свое здоровье — важные составляющие воспитания в семье. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни — это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать.

Для решения этой проблемы необходимо дать родителям полное представление о динамике физического развития и состояния здоровья их ребенка. Только на этой основе возможна консолидация усилий семьи и образовательного учреждения и выработка общей стратегии в воспитании у ребенка потребности к здоровому образу жизни.

В повышении педагогической культуры родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч.

В рамках родительского всеобуча могут быть использованы традиционные формы работы:

  1. Анкетирование — поможет педагогам больше узнать о ребенке, его физическом развитии в семье, а также наметить наиболее важные и эффективные формы педагогического воздействия. Они позволяют изучить культуру здоровья семьи, выявить индивидуальные особенности детей для построения дальнейшей работы с ними и внедрения эффективных программ физкультурно-оздоровительной направленности в семью.
  2. Открытые физкультурные занятия для родителей — дают возможность наглядно продемонстрировать состояние физического развития детей и их физическую подготовленность. Родители знакомятся с большим перечнем доступных упражнений и подвижных игр, способствующих развитию у детей двигательных навыков. Осваивают методы обучения упражнениям, чтобы в результате повторений закрепить приобретенные навыки.
  3. Физкультурные праздники — способствуют приобщению детей и родителей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают у детей дисциплинированность, ответственность, дружбу. А также совместная двигательная деятельность способствует созданию положительных эмоций, бодрого настроения, что является важным условием активного отдыха.
  4. День открытых дверей в спортивном зале — помогают детям совместно с родителями удовлетворить потребность в двигательной активности по своему выбору, отдавая предпочтения своим любимым упражнениям, а родителям узнать предпочтения своего ребёнка в выборе вида движения и уровне его освоения, а так же получить положительные эмоции при совместной двигательной активности.
  5. Беседы — индивидуальные и групповые — в основном носят индивидуальный характер. Беседы лаконичны, значимы для родителей, побуждают собеседника к высказыванию. Обсуждаются характерные особенности ребёнка, возможные формы организации совместной деятельности дома, на улице, а так же рекомендуется литература по развитию движения у детей.
  6. Консультации — целью консультаций является усвоение родителями определённых знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов.
  7. Разработка и оформление стендовой информации позволяет познакомить родителей с задачами физического воспитания, с вопросами, касающимися здорового образа жизни, правильного питания, организации режима, закаливания, подбора физкультурного инвентаря и др.
  8. Родительское собрание — позволяет наладить более близкий контакт с семьёй воспитанников, обсудить интересующие вопросы, обменяться мнениями в том или ином направлении работы дошкольного учреждения, наметить дальнейшие планы.
  9. Собрание-диспут нацелены на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов.
  10. Собрания — практикумы — направленны на освоение родителями конкретных приемов и методов физического воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию. Связанные с оказанием помощи отдельным семьям и детям.
  11. Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Занятия в семейных клубах значительно повышают как уровень развития физических качеств, так и скорость формирования жизненно важных двигательных навыков. Кроме того, постоянное наблюдение и осуществление страховки предоставляют детям большую свободу действий, что приводит к развитию ловкости и освоению более сложных движений. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме
  12. Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт физического воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.
  13. Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий — укрепление детско-родительских отношений. Туристские прогулки не только сплачивают семью, но и оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт дошкольника. Во время движения у детей совершенствуются двигательные навыки. Исследования подтверждают положительную динамику показателей основных видов движений и спортивных упражнений.
  14. Благотворительная акция. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок, с увлечением, играет с друзьями, в детском саду, в давно заброшенную спортивную настольную игру, а любимые скакалки стали еще интереснее в кругу друзей. Примером данной формы совместной деятельности, может быть акция: «Подари спортивный инвентарь другу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться спортивное оборудование группы.
  15. Вечера вопросов и ответов. На которых родители имеют возможность высказать свое мнение, поделиться опытом, получить исчерпывающие ответы от специалистов. На таких мероприятиях имеет смысл обсуждать не только вопросы физического воспитания детей в семье, но и то, как повысить, по мнению родителей, эффективность данной работы и снизить детскую заболеваемость в образовательном учреждении. Все это повышает авторитет образовательного учреждения и обеспечивает тесный контакт и хорошие взаимоотношения педагога с родителями.

Также существуют новые, современные формы работы с родителями, такие как виртуальное общение, которое позволит педагогам всегда быть на связи с родителями, сообщать им информацию о детях и событиях в группе, а также оказывать поддержку и помощь в их физическом воспитании.

Виртуальное общение с родителями может выражаться в следующих формах:

  1. Форум на сайте ДОО. Суть работы форума на сайте ДОО в том, что посетители создают свои темы и обсуждают их с другими посетителями (родителями и педагогами). Внутри темы также могут устраиваться опросы. После того как родители посетили сайт, они могут оставить вопросы о создании здорового образа жизни для ребенка в детском саду, комментарии, пожелания по наполнению сайта. Если сайт «живой», содержательный, то он будет стимулировать родителей чаще посещать сайт ДОО. Возможность общаться в удобное время и подробно обсуждать интересующую проблему.
  2. Блоги и странички педагогов — приобретают большую популярность среди педагогов. Здесь можно разместить информацию о своей профессиональной деятельности и достижения, а также рекомендации по развитию и физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Материалы, которые педагог размещает на своей страничке или в блоге, демонстрируют родителям его профессиональные интересы, знания и навыки. Это повышает авторитет педагога, формирует уважение и доверие к нему. Педагог может записать и разместить в блоге видеоконсультацию для родителей, которые пропустили собрание в группе. В режиме онлайн можно консультировать родителей, дети которых испытывают «двигательный дефицит» заключающийся в нарушении функций организма при ограниченной двигательной активности, приводящей к повышенной заболеваемости детей.
  3. Электронная почта — с помощью почты родители получают информацию о жизни группы, мероприятиях в ДОО. Кроме того, педагоги рассылают им практические материалы (например, рекомендации по проведению утренней гимнастики дома) и личные сообщения. Электронную почту группы легко создать и использовать. В ней можно хранить разную информацию и пересылать файлы в виде обычных и форматированных текстов, изображений, аудио и видео. Такой формат общения гарантирует быструю доставку сообщений, позволяет отправлять письма всем родителям группы, что экономит время педагога.
  4. Группа в социальной сети — наличие группы в социальной сети позволяет популяризировать деятельность ДОО, информировать большое количество посетителей об интересных событиях, обсуждать достижения педагогов и воспитанников. Чтобы создать такую группу, проведите опрос среди родителей и выясните, какой социальной сетью пользуется большинство из них. В социальной сети родители могут общаться в любое время, когда им удобно, обсуждать детали предстоящего мероприятия и делится впечатлениями о прошедших спортивных праздниках и досугах. К общению в группе могут присоединиться специалисты ДОО. Здесь можно провести опрос среди родителей и оперативно собрать информацию, разместить ссылки актуальной литературы по физической культуре, фото спортивного досуга и видеоматериалы.

Таким образом, применение в работе инструктора по физической культуре различных форм взаимодействия с родителями, на основе традиционных и новых подходов к физическому воспитанию дошкольников, позволит убедить родителей в важности физического развития и приобщения ребёнка к здоровому образу жизни, осуществлять систематическое, разностороннее педагогическое просвещение семьи, включая передачу теоретических знаний и оказание помощи в приобретении практических навыков, а также положительного опыта семейного воспитания детей.

Литература:

  1. Маханева М. Д. С физкультурой дружить — здоровым быть! Методическое пособие. — М.: Сфера, 2009. — 240 с.
  2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: Сфера, 2002. — 120 с.
  3. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М.: Сфера, 2005. — 80с.
  4. Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2004. — 116с.
  5. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 2 февраль / 2018
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, здоровый образ жизни, образовательное учреждение, педагог, физическое воспитание, физическое развитие, оказание помощи, социальная сеть, физическая культура.
Задать вопрос