Экологическое воспитание — средство развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательных комплексов Москвы
Авторы: Токарева Галина Владимировна, Токарев Алексей Алексеевич
Рубрика: Общие вопросы
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (3) декабрь 2015 г.
Дата публикации: 06.11.2015
Статья просмотрена: 1117 раз
Библиографическое описание:
Токарева, Г. В. Экологическое воспитание — средство развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательных комплексов Москвы / Г. В. Токарева, А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 (3). — С. 10-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/12/126/ (дата обращения: 16.11.2024).
XXI век по праву можно считать веком экологии. Экологическое образование и воспитание в последние годы стало не просто желательным, а необходимым. Это вызвано резким ухудшением среды нашего обитания, а в результате — понижением уровня жизни людей. Здоровье человека на 20 % зависит от экологических условий, на 80 % определяется наследственностью, и изменить в благоприятную сторону мы можем только первый компонент.
В условиях модернизации российской системы дошкольного воспитания приоритетной задачей является обеспечение ее нового, современного качества. Данная задача актуализируется для экологического воспитания дошкольников, являющегося инновационной составляющей системы дошкольного воспитания.
Реализация ведущей методической идеи «Зачем учить, чему учить, как учить?» требует разработки и научного обоснования целостного категориально-понятийного аппарата системы экологического воспитания дошкольников.
Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально — ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед нами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей до школы в современных условиях. Одним из таких средств может стать дидактическая игра.
Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка. А где как не в сказках дети переживают свои самые сильные чувства — сопереживают, удивляются, плачут и смеются.
Цель данной работы — рассмотреть экологическое воспитание как способ развития эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательных комплексов Москвы.
В зарубежной психологии основная линия развития дошкольника видится в связи с расширением социализации и адаптации ребенка к более широкому социальному контексту. Основными обсуждаемыми вопросами являются: особенности овладения им нормами поведения; освоение форм взаимодействия со сверстниками; развитие саморегуляции в поведении и аффективной сфере [1]. В связи с этим широко обсуждаются подходы к преодолению негативных форм поведения: страхов, агрессивности, застенчивости [11]. Развитие ребенка, в соответствии с взглядами У. Бронфенбреннера, рассматривается как процесс, происходящий в активном взаимодействии с окружающей его средой [8]. Среда эта понимается как многослойное образование, окружающее человека, испытывающего на себе воздействие не только близкого социального окружения, но и всей системы в целом [7]. Рассматривая развитие ребенка, авторы поднимают вопросы влияния на него как семьи (как первой и мамой близкой социальной микросистемы), так и человеческой культуры в целом.
Продолжая тему психосоциального развития, освещенного в концепции Э. Эриксона, детские психологи обсуждают условия развития инициативности ребенка дошкольного возраста [2]. Основное содержание развития Э. Эриксон видит в разрешении конфликта: инициатива против чувства вины. Развитие инициативы рассматривается как продолжение борьбы за автономию, так как, освоив основные бытовые навыки и приобретя некоторый контроль над собственным телом и окружающим предметным миром (овладение действий с одеждой, посудой, мебелью, простейшими бытовыми приборами), ребенок стремится к самостоятельному их использованию.
Это соотносится с взглядами на основные задачи развития дошкольника основоположников отечественной детской психологи — Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной. К началу дошкольного возраста у ребенка существует довольно высокий уровень компетентности в освоении предметного мира, который его окружает. Ребенок хорошо научился пользоваться посудой, одежной, мебелью [10]. Освоил пространство своего жилища. Высокий уровень операционально-технических возможностей вызывает у него ощущение соразмерности с взрослым, осознанию приближенности к его возможностям [13].
Появляющееся в самосознании «чувство гордости за свои достижения», дошкольник стремится к самостоятельности в использовании предметов человеческой культуры [7]. На этом пути его ждет новое открытие — оказывается, человеческие поступки определяются не техническими свойствами предметного мира. Впервые для ребенка возникает вопрос: «Зачем ты это сделал?» (до этого основным вопросом для ребенка было «Как сделал?») [2].
Ответ на него лежит уже не в устройстве объектов. Человеческие действия можно разделить на два типа — инструментально ориентированные, направленные на достижение эффекта в материальном, физическом мире, и социально ориентированные, коммуникативные действия, осуществляемые с участием эмпатии, сопровождаются пониманием социальных отношений. В онтогенезе первично возникают предметные действия, детерминированные внешним полем действия.
В связи с взрослением, увеличивается доля действий, задаваемых культурным контекстом развития ребенка. За человеческими действиями ребенок открывает мир человеческих отношений [12]. Возникает стремление овладеть этими отношениями, быть в них как взрослый.
В дальнейшем, из игры вырастают такие творческие и продуктивные виды деятельности как рисование, конструирование, восприятие сказки.
Исторический анализ проблемы показывает, что методика экологического воспитания дошкольников как самостоятельное научное направление в дошкольной педагогике стала интенсивно развиваться в 70–80-е годы XX века [9]. Этот период характеризуется появлением гуманистической парадигмы общественного сознания, согласно которой экологическая составляющая дошкольного воспитания рассматривается как приоритетная функция культуры.
В настоящее время сформировалась система непрерывного экологического воспитания, начиная с дошкольного возраста, поэтому понятие «экологическое образование» необходимо рассматривать в широком педагогическом смысле по отношению ко всей системе экологического воспитания и в предметно-педагогическом смысле по отношению к отдельным ее составляющим, в том числе и к экологическому образованию дошкольников.
Понятие «экологическое образование детей дошкольного возраста» рассматривается в научных работах Л. В. Моисеевой, Н. А. Рыжовой, Т. А. Серебряковой и др., где оно интегрируется как целенаправленный процесс формирования культуры взаимодействия с миром природы, основанный на синтезе эмоционально-чувственного, интеллектуального и деятельностно-практического компонентов.
Экологическое образование дошкольников объединяет три взаимосвязанных процесса: обучение, воспитание и развитие, направленных на «становление экологической культуры личности, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие» [15].
Можно сказать, что экологическое обучение дошкольников и младших школьников должно включать в себя следующие компоненты [1]:
1) ознакомление дошкольников с общими представлениями о взаимоотношениях и взаимодействии общества и окружающей среды, передачу нужных для этого сведений и умений;
2) формирование у дошкольников системы экологических представлений с элементами научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения к окружающей среде во всех видах деятельности;
3) формирование мировоззрения дошкольников, основанного на представлении о единстве человека с природой и о направленности культуры и всей практической деятельности на ее развитие;
4) формирование у детей дошкольного возраста готовности к рациональной деятельности в природе, при которой сохраняется возможность ее восстановления.
В условиях современного социума особую актуальность приобретает научная позиция С. Н. Николаевой, которая определяет цель экологического воспитания как «становление начал экологической культуры у детей, развитие их экологического сознания, мышления» [12]. Это позволило прийти к итоговому выводу о том, что цель экологического воспитания дошкольников ориентирована на формирование у них начал экологической культуры через процесс «осознанно-правильного отношения детей к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим на ее основе материальные и духовные богатства, к себе как части природы» [1].
Третья составляющая категориально-понятийной формулы — дефиниция экологическое развитие дошкольников.
А. В. Михеев выделяет три ведущие цели экологического развития дошкольников: развитие интеллектуальной сферы (стремление к анализу экологической ситуации); развитие эмоциональной сферы (способность к эстетическому восприятию и оценке состояния окружающей среды); развитие волевой сферы (потребность в личном участии в практических делах и защите окружающей среды).
Реализация целей экологического развития предусматривает следующее [3]:
1) формирование познавательного интереса к природе;
2) создание условий для формирования представлений об окружающем мире у дошкольников;
3) развитие у детей способности видеть красоту природы, чувства любви к ней и бережного отношения ко всему живому.
Таким образом, достижение целей экологического развития дошкольников способствует их общему развитию средствами природы, формированию экологически целесообразного взаимодействия детей с природой; становлению начал экологической культуры. Принятые в обществе нормы отношения к природе приобретают для ребенка ценность в том случае, если ребенок не просто заучивает эти нормы, а осознает и переживает значимость их соблюдения в практической природоохранной деятельности.
Искреннее, заботливое, бережное отношение к живым объектам рождает чувства ответственности и беспокойства за жизнь тех, чье существование может оказаться зависимым от действий ребенка. Он проникается не абстрактной любовью к природе вообще, а деятельной заботой о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи.
Завершающим этапом становления в дошкольном возрасте начал экологической культуры является формирование позитивного опыта эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
Таким образом, целью экологического воспитания в дошкольном и младшем школьном возрасте является развитие у детей устойчивых познавательных интересов, мотивов, потребностей к изучению природных объектов и явлений; овладение ими системой экологических знаний, умений и навыков и формирование на этой основе позитивного опыта эмоционально-ценностного отношения к природному окружению, что способствует достижению итогового положительного результата — становлению начал экологической культуры. Проанализируем, какие методы и средства воспитатель детского сада может использовать в своей работе для организации экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Основным в экологическом воспитании является формирование у ребенка осознанно — правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребёнка с природой обеспечивает ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование [2].
Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых. Могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребность живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут слушать критериями оценки уровня его экологической воспитанности, а выражается она в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие; учитывая их способности как живых существ; желание и умение заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия.
Учитывая все выше изложенное, свою работу по экологическому воспитанию можно реализовывать через эмоционально-нравственное развитие, так как именно общение с природой вызывают у ребенка эмоциональный отклик и чувства. И необходимо отметить, что положительные эмоции и чувства в первую очередь являются источником психического благополучия и физического здоровья ребёнка. Что стоит на первом месте.
Эмоции это конкретные эмоциональные переживания зависящие от ситуации и поэтому первая задача состоит в том, чтобы создать эти ситуации [8].
Вторая задача состоит в том, чтобы вызвать чувства у ребенка, так как чувства — это более (относительно) устойчивые длительные эмоциональные переживания обусловленные объектом [11]. Чувство бывает на базе эмоции радости, интереса и удивления в процессе «Мама, посмотри, насекомое появилось», «Ой, смотри, почки набухли», у ребенка формируется в данной ситуации интерес. Чтобы интерес, удивление и эмоции радости появились у детей, на прогулке в сентябре можно организовать цикл наблюдений за цветущими травянистыми растениями участка. Например, при осмотре участка, дети могут находить цветущие растения, определять их названия, могут отмечать, как красив участок с цветущими растениями, кто живет на участке. Педагогу следует обращать внимание детей на красоту осенних красок и побуждать их самостоятельно находить красивое в природе, например: «Дети, давайте отойдем подальше, чтобы посмотреть на деревья издали. Полюбуйтесь ими и скажите, кому какое дерево нравится и почему, что вы заметили прекрасного».
Затем можно предложить детям рассмотреть растительный покров земли, определить его сезонное состояние. Педагог может обращать внимание детей на то, что трава ещё зеленая, на ней ярко выделяется опавшие листья. Чтобы поддержать у детей эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе можно использовать средства художественного слова. Ю.Капота «Листья солнцем наливались», В.Авдиенко «Ходит осень по дорожке», пословицы, народные приметы.
Аналогичную работу можно рекомендовать проводить педагогу в разное время года, отмечая особенности, присущие сезонам.
Красоту, знания и ощущения, полученные от природы, педагог должен учить детей использовать в разных видах изобразительной деятельности. Так, например, свою любимую березку, дети рисуют в сентябре, октябре, ноябре и т. д. передавая особенности окраски листьев, зимой в снежном убранстве, весной отмечают свежесть и нежность маленьких листочков. Любуясь работами сообща выбрать наиболее удачный рисунок и разместить его на стенд для родителей «Островок природы».
Свои эмоции и чувства от общения с природой дети передают в создаваемых картинах используя нетрадиционную технику изобразительного искусства — пластилинографию, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. В дальнейшем эти картины могут украшать детскую группу (или класс). Пластилин хорошо развивает мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер что очень важно для детей логопатов.
Слушание фрагментов из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, голосов природы (шум ветра, дождя, падающих листьев, журчанье ручейка и т. д.), рассматривание репродукций картин И.Левитана «Золотая осень», «Золотая осень. Слободка», И.Шишкин «Зима», А.Саврасов «Грачи прилетели», И.Грибарь «Сказка инея и восходящего солнца» и др., чтение художественной литературы таких писателей как Н.Сладков. В.Бианки, Г.Снегирев, Е.Чарушин все это способствует к пробуждению у детей светлых, добрых чувств и заботливого отношения к природе [7].
Общение с природой развивает человека нравственно. Замечая состояние живых существ, заботясь о них, помогая в удовлетворении потребностей, человек сам становится лучше, добрее, человечнее. Совершая по отношению к живому негуманные, плохие поступки, человек может вырасти злым, жестоким.
Третья моя задача заключается в том, чтобы пробудить у детей инициативу, элементарную самостоятельность, желание совершать хорошие поступки, проявлять осознанную заботу о живых существах, с которыми дети вступают в контакт [3].
Главным организующим приемом можно использовать «Панораму добрых дел» и регулярную работу с ней. Эта работа помогает подтолкнуть детей к самостоятельно — нравственным проявлениям. На этом стенде фиксируются и прослеживаются любые хорошие проявления детей по отношению к природе.
Рубрики используются совершенно любые:
- Хорошее дежурство в уголке природы
- Акция «Зелёная иголочка».
- Подкормка птиц.
- Доброе отношение к природе дома.
- Любые хорошие самостоятельные поступки детей, их инициатива.
- Интересные наблюдения в природе.
- Доброе отношение к людям и т. д. (яркие поступки детей по отношению к людям).
Значки к рубрикам необходимо придумывать сообща с детьми.
Далее можно рекомендовать педагогу выпустить вместе с детьми альбом «Наши добрые дела», в уголке природы оформить зону «Они должны жить».
Перед тем как познакомить детей с «Красной книгой», охраняемыми растениями и животными провела с детьми беседу о том что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных. Можно прочесть рассказ В.Танасийчук «Морские коровы». В результате прочтения можно задавать детям наводящие вопросы, в результате которых дети могут сформулировать следующие выводы: почему они исчезли, почему исчезли многие другие животные, как люди придумали позаботиться о природе. Вместе с детьми нарисовали морскую корову и других животных.
После знакомства с «Красной книгой», можно включить дидактические игры актуальные данной теме «Охрана растений и животных родного края», «Природа в опасности».
Проводя систематическую работу, можно добиться того, что старшие дошкольники и младшие школьники будут понимать истинное значение природы для жизни человека и необходимость её защиты и охраны.
 Заключение
Вступление человечества в эпоху новых взаимоотношений с природой требует изменения не только его поведения, но, что особенно важно, смены его ценностных ориентиров. Именно поэтому одной из актуальнейших проблем современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.
Экологическая культура личности является качественным новообразованием личности, определяющим ценностное отношение человека к себе и к окружающему миру, поступки, поведение и в целом жизнь человека.
Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этот период происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем, выражающийся в формировании у ребенка осознанно-правильного отношения к окружающему миру, в том, что начинает выделять себя из окружающей среды.
Развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему; интенсивность накопления личного опыта по взаимодействию с окружающим миром приводит к формированию прочной наглядно-образной его картины, определяющей процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем; завершается процесс формирования основ нравственно-экологической позиции личности до характерных проявлений ее во взаимодействии ребенка с окружающим.
Литература:
- Бобылева Л. О программе экологического воспитания старших дошкольников/Л.Бобылева, О.Дупленко // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 7. — с. 36–42.
- Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. — М.: Просвещение, 2004. — 114 с.
- Гордеева Д. С. Траектория развития проблемы становления бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста / Д. С. Гордеева // Вестник Челябинского государственного университета.- 2010. — № 3- С.46–54.
- Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. — М.:ВАКО, 2008.-240с.
- Зенина Т. Н. Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ. Игровые семинары по экологической культуре. Учебное пособие / Т. Н. Зенина. — М., Центр педагогического образования, 2008. — 300с.
- Зенина Т. Н. Наблюдаем, познаем, любим/ Т. Зенина // Дошкольное воспитание. — 2003. — N 7. — с. 31–34.
- Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. — М.: Педагогическое общество России, 2007. — 64с.
- Комов С. В. Введение в экологию: десять общедоступных лекций. Учебное пособие / С. В. Комов. — Екатеринбург: УрГУ, 2008. — 82с.
- Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду. — М.:ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.
- Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 473с.
- Лось В. А. Экология: учебник / В. А. Лось. — М.: Издательство «Экзамен», 2006. — 520с.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. — М.: Просвещение, 2004. — 208 с.
- Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. — М., 2005. — 472с.
- Николайкин Н. И. Экология. — 3-е изд., стереотип. / Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова. — М.: Дрофа, 2006. — 624с.
- Разумихин Н. В. Природные ресурсы и их охрана. — Л., 2008. — 638с.