Речевые игры как средство развития творческих способностей детей | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (3) декабрь 2015 г.

Дата публикации: 22.09.2015

Статья просмотрена: 185 раз

Библиографическое описание:

Матюхина, М. В. Речевые игры как средство развития творческих способностей детей / М. В. Матюхина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 (3). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/12/292/ (дата обращения: 20.12.2024).



 

Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают музыкальный опыт и начало творчества. Приобретение первичных умений ритмико-двигательных навыков, умение правильно и художественно точно двигаться приносят ребятам истинную радость. При этом у ребят раздвигаются рамки художественного видения мира, а простые и привычные действия преображаются в танцевальные, дирижерские, становятся имитацией поведения нужного художественного образа, который воплощается в том или ином виде музыкальной деятельности. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, то именно в игре особенно эффективно проявляются эмоциональные ресурсы детей, формируются основы эмоциональной культуры.

Метроритмические действия — непременный компонент эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Выполняя танцевальные движения, дети неизменно испытывают от этого радостные чувства и истинное эстетическое удовольствие.

Речевые игры позволяют сконцентрировать внимание детей на координации их собственных движений с речью, с музыкальным метроритмом. Сначала во время нетрудных музыкально-ритмических движений, а затем, в более сложных, композиционно выстроенных танцах, дети выражают через жест собственные положительные ощущения, опоэтизированные музыкой. Запомнившиеся движения могут иметь место в независимых автономных повторах их детьми — на прогулке с воспитателем, дома, во время игр. Начинать необходимо с самых элементарных разминок, где пение или речь сочетается с хлопками, притопами, шлепками и постукиванием пальцев. Чтобы детям легче было запомнить ритм, следует подбирать простые, доступные и понятные стихи. В них движения дублируют ритм слогов и слов, заявленных в тексте конкретного упражнения, создавая некий художественный образ. Отталкиваясь от характера этого образа и с помощью пояснений педагога, дети быстро запоминают, в каком темпе и динамике надо исполнять то или другое упражнение. Постепенное усложнение движений базируется на последовательно приобретаемом детьми музыкально-двигательном опыте. Помимо этого, со временем возрастает общее физическое развитие детей, укрепляется их мышечная ткань и опорно-двигательный аппарат, развивается слух, память, ловкость, становится более точной координация движений. Все это позволяет совершенствовать и усложнять музыкально-творческие задания по метроритмике.

Демонстрируя и объясняя детям то или иное движение, педагог отталкивается от предлагаемого художественного образа, предварительно объяснив, в каком контексте может иметь место данное действие. Во время демонстрации движения, педагог должен стараться показывать его максимально четко, выразительно, передавая характер музыки и образный смысл. Представление и показ нового движения совмещается с музыкой, если она в записи. Большое внимание следует уделить выразительности жестам детей и их мимике. Дети 5–7 лет, могут проявить свою фантазию, предложив свои движения на заданный текст. В этом очень хорошо помогает прием, который носит название «Ты-музыкант». Кто-то из детей принимает функции педагога на себя, выходит вперед и сам показывает движения того или иного речевого упражнения. Такие приемы способствуют тренингу музыкальной памяти детей и их самостоятельному обращению к изученным музыкальным произведениям, а также развивает фантазию детей и их творческие способности.

Тексты упражнений должны содержать яркие художественные образы, лаконичные, чтобы легко запоминались и усваивались. Наряду со стихотворениями современных поэтов, очень хорошо использовать произведения русского и зарубежного фольклора.

Игра доставляет детям радость, развивает воображение, способствует творческому развитию. Игровая деятельность объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручке, снимает скованность, способствует инициативе, ускоряет процесс овладения навыками публичного выступления, помогает поверить в себя. Игра — является мощным средством гармоничного развития и творческого потенциала ребенка, а также способствует развитию эмоциональной сферы дошкольника.

Кто за кем идет

Дети встают по кругу

Цыпленок на цыпочках крался за кошкой.Дети идут по кругу крадучись

А кошка на цыпочках шла за Антошкой.

Антошка на цыпочках двигался к дому,

Теперь повернемся, пойдем по-другому.Разворачиваются, идут в другую сторону

На пятках за кошкой плетется Антошка.Идут по кругу на пятках

За бедным цыпленком усатая кошка.Руками изображают усы у кошки

Цыпленок от страха забрался в корзину.Присесть, руками обхватить голову, на лице изобразить страх.

Сердитая кошка выгнула спину.Не отрывая рук от пола выгнуть спину. Мимикой изобразить сердитую кошку

Утка и кот

Дети стоят в свободном построении по залу.

Утка крякает,Шагают на месте вперевалочку

ЗоветРукой — зовущий жест

Все утят с собою.На месте семенят вперевалочку

А за ними кот идет, словно к водопою.Имитируют движения кота

У кота хитрющий вид,Мимикой изображают хитрого кота

Длинные когтище.Показать когти

Не смотри ты на утят!Грозят пальцем

Их не дам в обиду!Руками загородить утят.

Кошка

Дети стоят свободно по залу

Вот окошко распахнулось,Разводят руки в стороны

Вышла кошка на карниз.Имитация мягкой походки

Посмотрела кошка вверх.Поднимают голову вверх

Посмотрела кошка вниз.Опускают голову вниз

Вот налево повернулась.Поворачивают голову налево

Проводила взглядом мух.Глазами описывают круг

Потянулась, улыбнулась.Потягиваются, улыбаются

И уселась на карниз.Присаживаются на корточки.

Солнечный зайчик

Автор слов М. В. Сидорова

Дети стоят свободно по залу

Зайчик, зайчик озорнойКачают головой вправо-влево

Вместе прыгает со мной.Легко прыгают на двух ногах

На ладошку сядь ко мне.Протягивают ладошки вперед

Расскажи мне о весне.Хлопают в ладоши

Я поймать тебя хочу.Хватательные движения руками

И с тобою хохочу.Широко улыбаются

Ты, смотри, не убегай.Грозят пальцем

Ты со мною поиграй.Зовут к себе.

Весеннее солнышко

Дети стоят свободно по залу

Солнышко весеннее смотрит нам в глаза.Протягивают руки вперед

И такому солнышку рады мы всегда.Широко улыбаются

Выбежим на улицу, смеяться и играть.Имитируют бег, смеются

Будем мы бумажные кораблики пускать.Складывают ладони лодочкой

Ручейки весенние уносят их с собой.Волнообразные движения руками.

Мы с тобою весело помашем им рукой.Машут рукой

Давайте порадуемся

Дети стоят в кругу

Давайте порадуемся солнцу и птицам.Поднимают руки вверх

А также порадуемся улыбчивым лицам.Улыбаются друг другу

И всем, кто живет на этой планете.Разводят руки в стороны

«Доброе утро!» скажем мы вместе.Берутся за руки

«Доброе утро!» — маме и папе.Махи сцепленными руками

Доброе утро останется с нами.Поднимают руки вверх.

Облако

Дети стоят свободно по залу

Беленькое облакоПоднять округленные руки перед собой

Поднялось над крышей.Не расцепляя рук, поднять перед собой

Устремилось облако,Выпрямить руки

Выше, выше, выше.Потянуться вверх

Ветер — это облакоПлавные покачивания над головой

Зацепил за кручу.Сцепить руки над головой

Превратилось облакоРуками через стороны описать круг

В дождевую тучу.Руки опустить, присесть.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, рука, движение, доброе утро, кошка, голова, движение руками, дошкольный возраст, музыкальная деятельность, сердитая кошка.

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников

Тестопластика как средство развития творческих способностей детей

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры как средство позитивного общения детей раннего возраста

Подвижные игры как эффективное средство физического воспитания школьников младших классов

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Игра как технология развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Подвижные игры как средство развития детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников

Тестопластика как средство развития творческих способностей детей

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры как средство позитивного общения детей раннего возраста

Подвижные игры как эффективное средство физического воспитания школьников младших классов

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Игра как технология развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Пластилинография как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Подвижные игры как средство развития детей дошкольного возраста

Задать вопрос