Как научить дошкольников заботиться о своём здоровье
Автор: Барабанова Мария Сергеевна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (3) декабрь 2015 г.
Дата публикации: 13.10.2015
Статья просмотрена: 309 раз
Библиографическое описание:
Барабанова, М. С. Как научить дошкольников заботиться о своём здоровье / М. С. Барабанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 (3). — С. 23-24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/12/316/ (дата обращения: 16.11.2024).
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение одной из главных задач дошкольного образования- сохранение и укрепление здоровья детей. Все мы знаем, насколько повышен процент заболеваемости у детей в наше время. Неправильное питание, малоподвижный образ жизни, вредные привычки, отсутствие прочных знаний о формировании собственного здоровья приводят к огромному количеству заболеваний уже в детском возрасте. Конечно, вина взрослых в том, что наши дети не имеют, подчас, представлений о том, что приносит пользу организму, а что вред. Даже вкусные лакомства могут быть очень опасны для здоровья. Мы, взрослые, часто собственным примером приобщаем ребёнка к нездоровым привычкам.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Именно для этих целей мы разрабатываем здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология — это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в образовании — обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Кроме того, серьёзной задачей является воспитание валеологической культуры детей, для формирования у них осознанного отношения к здоровью и жизни, как собственной, так и других людей.
Работая в дошкольном учреждении много лет, я задалась целью исследовать представления дошкольников о собственном здоровье. Не проводя тематических занятий, я провела первичную диагностику знаний детей. В подготовительной группе детского сада я предложила детям нарисовать рисунок по теме: «Что делать, чтобы быть здоровым и не болеть?» На основании рисунков детей, я составила таблицу, в которой была отражена тематика детских рисунков. Хочу подчеркнуть. Что в процессе рисования я не подсказывала детям готовых сюжетов рисунков. «Нарисуй, как ты думаешь»,- чаще всего я использовала такую формулировку. Из моих наблюдений, многие дети испытывали трудности с началом рисования, некоторые пытались посмотреть, что рисуют сверстники. Только несколько детей уверенно приступили к выполнению данного задания.
№ |
Имя ребёнка |
Содержание рисунка |
1 |
Лиана |
Больница, лекарства, медсестра |
2 |
Саша С. |
Больница, скорая помощь |
3 |
Даша |
Больница, прививки, лекарства |
4 |
Саша Р. |
Больница и врач |
5 |
Даша Р. |
Врач и больной |
6 |
Гоша |
Гантели и штанга |
7 |
Яна |
Врачи |
8 |
Никита |
Шприцы, больница |
9 |
Арина |
Больница, врач, таблетки |
10 |
Витя |
Больница |
Как видно из таблицы, лишь один ребёнок изобразил на своём рисунке спортивный инвентарь (гантели, штанга), помогающий поддерживать у человека хорошую физическую форму. Данная диагностика показала отсутствие у детей представлений о сохранении и поддержании здоровья. Низкий уровень валеологической культуры, основ здорового образа жизни.
В данной группе мною был проведён цикл занятий по следующим темам:
«Полезные и не полезные продукты»
«Спорт. Для чего он нужен?»
«Сон. Зачем нужно спать?»
«Закаляйся, если хочешь быть здоров!»
«Что нужно делать, чтобы не болеть»
После этих занятий я провела повторную диагностику на ту же тематику. Ребятам предлагалось нарисовать рисунок на тему «Что надо делать, чтобы быть здоровым и не болеть?» результаты повторной диагностики занесены в таблицу. Хочу заметить, что в данном случае дети не испытывали трудностей с выбором темы рисования. Многие сразу же приступили к рисованию. Если в первом случае, многие дети задавали мне вопросы «Что рисовать?», «А можно я нарисую…?», «А я не знаю, что надо рисовать», то на данном занятии дети уверенно выполняли задание. Звучали комментарии: «Я знаю, что рисовать», «А я уже придумал, что я нарисую…» и т. д. Уверенность детей в тематике рисования позволила мне сделать вывод о важности и полезности проведённой работы. Итак, какова же была тематика рисунков в данной случае?
№ |
Имя ребёнка |
Содержание рисунка |
1 |
Лиана |
Спорт |
2 |
Саша С. |
Спорт |
3 |
Даша |
Зарядка, фрукты, овощи |
4 |
Саша Р. |
Больница и врачи |
5 |
Даша Р. |
Мытьё рук |
6 |
Гоша |
Штанга, гантели, фрукты |
7 |
Яна |
Болезнь, врачи |
8 |
Никита |
Больница |
9 |
Арина |
Обливание холодной водой |
10 |
Витя |
Витаминный чай |
Как мы видим, при сравнении двух таблиц наблюдаются перемены в тематике работ. Большинство детей отразили в своих работах ту тематику, которая выражает именно формирование здорового образа жизни и здоровых привычек человека. Именно профилактические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формирование грамотного, правильного подхода к своему здоровью, нашли своё отражение в рисунках многих детей.
Данная работа, беседы с детьми, грамотно подобранная литература для чтения, личный пример взрослых — всё это должно проводиться регулярно. Тема здорового образа жизни актуальна в наши дни, так как мы воспитываем поколение потомков, здоровье которых — здоровье нашей нации в будущем. Прививая детям правильное отношение к себе и своему организму, важности поддержания его здоровья, мы тем самым делаем наше будущее поколение здоровым, крепким, грамотным.
Итак, что же позволит нам привить детям правильные привычки в формировании здорового образа жизни.
- Личный пример взрослых.
- Беседы с детьми на тему здорового образа жизни и его составляющих.
- Просмотр телепередач и кинофильмов, специально разработанных для детей данного возраста по нашей тематике.
- Создание привычек к здоровому образу жизни в семье, последовательность требований у всех членов семьи.
- Чтение художественной литературы.