Из опыта работы по реализации инновационного проекта «Бегом в здоровье, интеллект и красоту» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (3) декабрь 2015 г.

Дата публикации: 24.10.2015

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Сенченко, О. В. Из опыта работы по реализации инновационного проекта «Бегом в здоровье, интеллект и красоту» / О. В. Сенченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 (3). — С. 54-57. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/12/356/ (дата обращения: 17.10.2024).

 

Увеличение числа часто болеющих детей дошкольного возраста заставляет педагогов искать новые формы работы направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. В статье представлен практический опыт внедрения инновационных форм оздоровления детей дошкольного возраста. Автор предлагает использовать аэробную нагрузку, как внешний стимулятор укрепления здоровья. В статье приведены конкретные результаты работы по инновационному проекту.

E:\IMGP9243.JPG

 

Проект «Бегом в здоровье интеллект и красоту» разработанный для детей дошкольного возраста и реализующийся на базе МДОУ № 3 города Подольск, является логическим продолжением федерального проекта «Беги за мной» федерального агентства по делам молодежи министерства образования и науки Российской Федерации. Проект разработан и внедрен в дошкольную практику инструктором по физкультуре детского сада Сенченко Оксаной Валерьевной. Он полностью находится в целевых рамках федерального проекта и является отражением политики государства в вопросах воспитания подрастающего поколения.

Максимальную пользу для укрепления здоровья детей оказывает АЭРОБНАЯ нагрузка. В условиях дошкольного учреждения из всего многообразия аэробных упражнений наиболее доступен бег трусцой. Он не требует создания специально подготовленной материально-технической базы и больших финансовых затрат. Поэтому нами был выбран именно этот вид упражнения для достижения наилучшего результата.

Суть проекта заключается в том, чтобы через беговую аэробную нагрузку укрепить здоровье детей.

Во время бега увеличивается потребление кислорода, увеличивается газообмен, происходит щадящая тренировка сердечной мышцы, укрепляются все системы организма.

Глубокое и частое дыхание бегущего ребенка является прекрасной дыхательной гимнастикой, во время которой массируются легкие, печень, селезенка, желудок, кишечник. Такой массаж предупреждает застой желчи, устраняет запоры, уменьшает жировые отложения в сальнике и брюшной полости.

Бег — прекрасное средство укрепления психики. Исследования российских ученых, убедительно доказывают, что бег является очень сильным противоядием от повышенной тревожности, агрессии и невропатических состояний у детей дошкольного возраста.

Таким образом, проект является не только здоровьесберегающим, но и здоровьеформирующим.

Научной базой проекта служит концепция Юрия Филипповича Змановского, (профессор, доктор медицинских наук, зав. лаборатории НИИ педиатрии РАМН), автора социально — оздоровительной технологии «Здоровый дошкольник». Так же предполагается, что реализация проекта осуществляется, опираясь на концептуальные позиции ортобиотики (идея триединства здоровья — физического, психического и духовного).

На практике проект выглядит следующим образом.

В ходе проекта происходит более детальная оценка физического состояния детей два раза в год (сентябрь и май). После анализа медицинских карт и заключений педиатров все дети проходят индивидуальную пробу, позволяющую проанализировать сердечный ритм. В настоящее время наиболее информативным, неинвазивным методом изучения функционального состояния организма является метод вариационной пульсометрии — анализа сердечного ритма. Дети, имеющие нарушения развития, заболевания сердечнососудистой системы в анамнезе, противопоказания по заключению врачей не исключаются из проекта, для них разрабатывается система мягкой и минимальной нагрузки через прогулки шагом. Для детей вышедших после болезни или долго не посещавших детский сад, а также часто болеющих детей формируется специальная группа, подводящая к нагрузкам. Переход детей в основную группу происходит по рекомендации мед. персонала, но не ранее чем через одну неделю подводящих нагрузок.

По результатам оценки физического состояния формируются группы в каждом возрастном сегменте.

1 группа ОСНОВНАЯ — Дети I группы здоровья и II основной группы здоровья, не имеющие противопоказаний к занятиям аэробными пробежками.

2 группа ПОДВОДЯЩАЯ — дети II подготовительной группы здоровья, а так же дети, имеющие краткосрочные противопоказания к занятиям, ослабленные дети (в эту же группу попадают дети после длительного перерыва посещения детского сада и дети, вышедшие после болезни)

3 группа СПЕЦИАЛЬНАЯ — дети, имеющие противопоказания к физической нагрузке.

Далее, не выделяя отдельного времени на реализацию проекта, мы увеличили количество аэробной беговой нагрузки во время режимных моментов (утренняя гимнастика, прогулки в первой половине дня) и НОД в области физкультура.

Вся работа осуществляется под непосредственным контролем медицинского персонала.

Ослабленные дети начинают с прогулок шагом, постепенно добавляя беговые упражнения.

Дети, не имеющие показаний получают беговую нагрузку согласно разработанного плана.

Таким образом, мы охватываем всех воспитанников детского сада, начиная с 4 –х лет.

Оценка эффективности реализации проекта:

Оценка эффективности реализации проекта основывается на диагностических обследованиях детей дважды в год. Анализ результатов производиться путем сравнения показателей каждого ребенка в конце учебного года с его же показателями на начало года. За основу берется оценка физического состояния и развития ребенка; количество, продолжительность и характер больничных в течение учебного года.

Определение физического состояния происходит следующими методами:

                    определение уровня физической подготовленности;

                    соматоскопия (наружный осмотр);

                    антропометрия;

                    метод спирометрии;

                    Метод индексов (индекс Пинье);

                    метод вариационной пульсометрии (анализ сердечного ритма).

Все данные фиксируются в карте физического развития ребенка, затем данные вносятся в сводную таблицу по группе.

Работа по проекту состоит в том, чтобы через бег (для здоровых детей) и ходьбу (для ослабленных детей) добиться повышения защитных механизмов организма детей, укрепить сердечнососудистую систему и повысить сопротивляемость негативным факторам современной экологической ситуации.

G:\фото по проекту\IMGP9248 1.jpg

 

Отличительной особенностью проекта является то, что на него не запланировано специально отведенного времени. Он интегрирован в режимные моменты и непосредственно образовательную деятельность детей.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\показать\P1010040 1_cr.jpg

 

В теплое время года, после оздоровительных пробежек процедуры проходят в летнем бассейне.

Зимой, увеличивая продолжительность беговой части физкультурных занятий, мы уделяем большое внимание формированию и укреплению свода стопы.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\показать\IMGP8927.JPG

 

Также наш проект рассчитан на тесную взаимосвязь с семьями воспитанников. Мы организуем совместные пробеги с родителями.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\показать\IMGP9261 1.JPG

 

В холодное время года родители наших воспитанников учавствуют в совместных легкоатлетических занятиях для детей и родителей.

Реализация проекта возможна только при участии медицинского персонала. Сотрудничество с медицинским персоналом позволяет вести работу более адресно и максимально точно отслеживать результаты, а так же фиксировать все изменения, создавая банк данных здоровья дошкольников.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\показать\IMGP9269.JPG

 

Начиная работу по реализации проекта «Бегом в здоровье интеллект и красоту», мы заручились поддержкой родителей, которые после консультаций, проводимых по данной теме, выразили сознательное желание участвовать вместе с детьми в проекте. В первое время мы опасались негативной реакции родителей на увеличение физической нагрузки. Но родители наших воспитанников оказались чрезвычайно заинтересованными и стимулировали нас (педагогов) на дальнейшую работу. Они с большой охотой участвовали в совместных мероприятиях, являлись инициаторами «круглых столов», с большим интересом следили за нашими достижениями, радуясь каждой добавленной минуте непрерывного бега.

Сами дети очень положительно реагировали на предложенный усложненный двигательный режим. Они постоянно просили увеличить продолжительность бега. Радовались, когда их после болезни переводили из подводящей группы в основную, и они могли бежать больше. Поскольку в ежедневной работе по проекту отсутствует соревновательный элемент, даже самые скромные и «неспортивные» дети с удовольствием включились в работу. Мы подчеркивали победу каждого, кто бежал или шел.

Помимо, увеличения физической нагрузки, мы интегрировали проект во все образовательные области. Мы знакомили детей с миром спорта. Старались формировать образ красоты и успешности спортивного здорового человека. Самым приятным для нас стал тот факт, что наши воспитанники со своими родителями стали чаще ходить на стадионы и спортивные площадки. Дети явились стимулом для мам и пап заняться физкультурой и спортом. Мы очень гордимся тем, что стадион (спортивная площадка школы 29 г. Подольск) стал местом встреч наших воспитанников и их родителей.

Отдельно, хочется сказать о социальном партнерстве со спортивной школой олимпийского резерва. Мы ожидали интерес наших воспитанников к спортсменам высокого класса, но опасались отсутствия интереса у спортсменов и тренеров к детям дошкольного возраста. Но опыт работы опроверг наши опасения. Спортсмены и тренеры охотно подключились к нашей работе. Мы провели совместное мероприятие для детей, где и состоялось знакомство наших воспитанников с людьми настоящего спорта. Оно было проведено на очень высоком эмоциональном уровне, и мы надеемся, будет иметь продолжение в нашей дальнейшей работе.

Проект «Бегом в здоровье, интеллект и красоту» реализуется на базе МДОУ д/с № 3 с июня 2013 года. За это время мы можем констатировать некоторые итоги:

                    сократилось количество больничных (при инфекционных и вирусных заболеваниях) по сравнению с данными 2012–2013 учебного года на 9 % по возрастной группе 5–6 лет и на 11 % по возрастной группе 6–7 лет;

                    сократилось продолжительность лечения заболеваний в среднем на 10 % по сравнению с данными 2012–1013 учебного года в аналогичных возрастных группах.

                    возрос интерес детей к спорту и легкой атлетике;

                    повысился уровень взаимодействия ДОУ с родителями по вопросам физической культуры.

Отдельно хотим отметить, что проект «Бегом в здоровье, интеллект и красоту» очень доступен для реализации в дошкольных учреждениях, он не требует специального оснащения и больших финансовых затрат. А результат работы уже можно наблюдать после первого года реализации. Надеемся, что наш опыт работы вдохновит педагогов дошкольного образования. И в заключение хотим напомнить слова известного французского врача Симона-Андре Тиссо: «Движение, как таковое, может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движений».

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, детский сад, реализация проекта, медицинский персонал, проект, сердечный ритм, физическая нагрузка, физическое состояние, АЭРОБНАЯ нагрузка.

Похожие статьи

Реализация проекта «Мое здоровье» как оптимальная организация здоровьесберегающего образовательного процесса в ДОУ

Первые шаги по внедрению инновационной образовательной программы «Вдохновение» в воспитательную деятельность детского сада

Развитие детского технического творчества в рамках проекта «ТехноМир: развитие без границ»

Взаимодействие воспитания и обучения в педагогической системе образования младших школьников на примере реализации целей и задач акции «Покормите птиц зимой»

Формирование ценностей здорового образа жизни у дошкольников в процессе реализации краткосрочных проектов (из опыта работы)

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов образовательных отношений в условиях ДОО (из опыта работы)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

Похожие статьи

Реализация проекта «Мое здоровье» как оптимальная организация здоровьесберегающего образовательного процесса в ДОУ

Первые шаги по внедрению инновационной образовательной программы «Вдохновение» в воспитательную деятельность детского сада

Развитие детского технического творчества в рамках проекта «ТехноМир: развитие без границ»

Взаимодействие воспитания и обучения в педагогической системе образования младших школьников на примере реализации целей и задач акции «Покормите птиц зимой»

Формирование ценностей здорового образа жизни у дошкольников в процессе реализации краткосрочных проектов (из опыта работы)

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов образовательных отношений в условиях ДОО (из опыта работы)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

Задать вопрос