Формирование связной речи у детей с ОНР
Авторы: Сергеева Ольга Александровна, Сергеева Галина Константиновна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (3) декабрь 2015 г.
Дата публикации: 03.11.2015
Статья просмотрена: 3787 раз
Библиографическое описание:
Сергеева, О. А. Формирование связной речи у детей с ОНР / О. А. Сергеева, Г. К. Сергеева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 (3). — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/12/430/ (дата обращения: 16.11.2024).
За последние годы значительно увеличилось число детей, у которых речь не развита, словарный запас беден. Особенно это хорошо прослеживается у детей с ОНР.
Общее недоразвитие (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
70 % детей имеют речевые нарушения. Именно поэтому в детских учреждениях с детьми работают логопеды. Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и коррекционную работу.
В настоящее время логопедическую работу с детьми ОНР надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, в особенности связной речи детей с ОНР, их правильная квалификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным.
От специалиста требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии.
В основу формирования правильной устной речи детей с ОНР положена такая единица речи, как предложение, с учетом закономерностей его синтетического и аналитического развития.
Связь слов в предложении определяет возможность выражения и понимания смысла речи. Поэтому построение грамматически оформленных предложений — кульминационный процесс формирования речи при ее недоразвитии.
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования ЦНС. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребенка со взрослым. При этом ведущее значение имеет общение ребенка с эмоционально близким для него взрослым (матерью).
В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения.
У большинства детей с ОНР дошкольного и младшего школьного возрастов низкий уровень развития связной речи. Специальный поиск методических путей и средств формирования связной речи, имеет важное значение для всего процесса обучения и воспитания таких детей.
Работа логопеда с родителями.
Вопросам взаимосвязи детского сада и школы с семьей в последнее время уделяется все больше внимания, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. К образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в занятиях, праздниках, коррекционно-развивающей работе через:
индивидуальные беседы и методические рекомендации,
еженедельные индивидуальные домашние задания,
оформление тематических выставок,
проведение открытых занятий, родительских собраний,
изготовление информационных папок,
в обследовании детей специалистами ПМПК,
организация выпусков детей в присутствии родителей.
Действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников и школьников является художественная литература. На занятиях в детском саду и школе дошкольники и школьники знакомятся с лучшими произведениями детской литературы. Задача педагога — донести до детей содержание произведения в единстве с его языковым богатством, подчеркнуть некоторые наиболее доступные их пониманию элементы композиции. Овладение воспитателем методикой обучения рассказыванию — одно из важнейших условий успешной работы по развитию речи дошкольников. В соответствии с темой данной работы, хотелось бы остановиться подробнее на методах коррекционной работы по обучению детей пересказу.
В неё входят подготовительные упражнения на развитие психических процессов дошкольников (внимание, память, восприятие, воображение и т. д.), а также занятия логопеда и воспитателя. Начиная со средней группы в детском саду, проводятся занятия по пересказу литературно — художественных произведений.
Занятия по обучению пересказу и составлению рассказа по картинкам и из личного опыта занимают значительное место в системе работы по формированию связной речи дошкольников. Когда ребёнок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на его личность, на его речевое развитие усиливается.
Очень важно, чтобы дети глубоко осмысленно и эмоционально воспринимали литературный материал. Именно тогда они пересказывают и рассказывают выразительно, последовательно, без пропусков и искажений, проявляют творческую активность.
На занятиях используются такие приёмы как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности детей и др. Проводя то или иное занятие, педагог должен находить наиболее эффективные варианты сочетания различных приёмов с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей. Методика применения различных приёмов и сам выбор их претерпевают изменения на различных этапах обучения в зависимости от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности и т. д.
В каждой возрастной группе методика обучения имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приёмы. Прежде всего, педагог должен выразительно прочитать рассказ, который детям предстоит пересказать или рассказать. После выразительного чтения проводится беседа, основное назначение которой — выяснить, правильно ли дети поняли содержание и смысл произведения. Беседа должна проходить живо, с широким привлечением образной художественной речи, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанной сказки или рассказа. Главным методическим приёмом в беседе выступают вопросы педагога. Однако беседу нельзя превращать в пересказ по вопросам. Это происходит в том случае, если вопросы ставятся почти к каждой фразе текста, и дети с формальной дословностью воспроизводят его. Чтобы ребёнок мог проявить в процессе пересказа самостоятельность, творческую активность, вопросы педагога должны сосредоточивать его мысль на центральных моментах повествования. В процессе беседы, подготавливающей детей к пересказу или рассказыванию, они активно оперируют языковым материалом рассказа или сказки, воспроизводят отдельные словосочетания, обороты, упражняются в нахождении и использовании выразительных интонаций. Важным методическим приёмом является оценка детского пересказа. Следует отметить и внимание, с каким дети слушали ответ своего товарища.
Необходимо также учить дошкольников и школьников выполнять речевые задания коллективно. Для этого перед заслушиванием очередного задания воспитатель даёт всей группе конкретную установку: быть готовым помочь товарищу в случае затруднения, суметь дополнить пересказ и т. д. На занятиях рекомендуется использовать различные способы активизации речи. Например, короткий текст ребёнок может изложить от начала до конца. Более длинное произведение можно пересказывать коллективно, по частям: один начинает, другие продолжают и заканчивают. Здесь дети приобретают первый опыт пересказа и рассказывание в лицах, с использованием элементов драматизации; они знакомятся с изложением текста от первого лица — от лица героя.
Педагогу следует добиваться, чтобы дети глубже переживали своё отношение к окружающему и ярче отражали его в рассказах. На занятиях по рассказыванию педагог приучает детей к умственному труду, воспитывает способность к произвольным усилиям для решения поставленных задач, умение усваивать речевые образы и творчески следовать им при выполнении заданий.
Прочитав рассказ, логопед задает вопросы с целью выяснить, поняли ли его дети. Только после этого их просят пересказать прочитанное. При этом на разных ступенях обучения пересказу применяются различные приёмы:
1. Логопед пересказывает, а ребенок (в зависимости от своих речевых возможностей) вставляет слово или предложение.
2. Если ребенок пересказывает или рассказывает с большими паузами, то логопед задает наводящие вопросы.
3. Перед началом пересказа или рассказа логопед предлагает план рассказа.
4. Пересказ и рассказ организуется «по цепочке», когда один ребенок начинает пересказывать или рассказывать, следующий продолжает, а третий заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у детей устойчивое внимание, умение слушать товарища и следить за его речью. Так, на первых порах обучения пересказу и рассказу параллельно осуществляется и другая, очень важная цель — развитие слуховой памяти и внимания. Это достигается разными путями:
а). Запоминание коротких текстов из трёх-четырёх предложений, связанных между собой. Материал подбирается из правильно произносимых звуков. Например: «В комнате Павлик, Катя и Оля. Павлик лепит танк, Оля рисует утку, Катя раскрашивает дом».
б). Работа с деформированным текстом. Лишённый логической последовательности рассказ логопеда дети восстанавливают в соответствии с очерёдностью событий. Нередко используются схемы типа: Мальчик лепит шар. Далее работа по обучению пересказу усложняется.
Все вышеизложенное относится к развитию всех сторон языка, которое систематически проводится на логопедических занятиях. Эта работа способствует формированию навыка пересказа и рассказывания у детей, что в свою очередь позволит им успешно обучаться в школе.