Реализация региональных и муниципальных приоритетов развития дошкольного образования в рамках ФГОС ДО на примере изучения истоков русской народной культуры | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (3) декабрь 2015 г.

Дата публикации: 17.11.2015

Статья просмотрена: 603 раза

Библиографическое описание:

Демина, Г. Д. Реализация региональных и муниципальных приоритетов развития дошкольного образования в рамках ФГОС ДО на примере изучения истоков русской народной культуры / Г. Д. Демина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 (3). — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/12/455/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина.

В. А. Сухомлинский.

 

У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями истоков народной культуры, и должны воспитываться в национальных традициях. Воспитательный потенциал народных традиций актуален в настоящее время. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяет раскрыть самобытность русского народа.

Россия, Родина, Родной край... Какие дорогие и близкие с детства слова, как научить юное поколение любить «большую» и «малую» Родину, воспитывать у них желание беречь и приумножать лучшие традиции своего народа, уважать самобытную культуру?

Дети растут, уходят из детского сада в школу, взрослеют. О чем они думают, о чем мечтают? Что значит для них Родина, родной край? С чего начинается Родина для малыша? Понимают ли они, что Родину, как мать, не выбирают по своему вкусу и желанию? Осознают ли, что впереди у них много дорог, а Родина одна — единственная?

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из важных аспектов современной государственной политики определяет введение национально-регионального компонента в систему образования разного уровня.

«Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013–2020 годы» учитывает региональные приоритеты, определяющие содержание образования дошкольников, одним из которых является духовно-нравственное воспитание. Сложившаяся в настоящее время в Белгородской области система работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, выстроенная в соответствии с региональной моделью, в общем, обеспечивает условия для свободного духовно-нравственного развития личности ребенка.

Актуальность данной темы заключается в том, что, воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка. Также в период обновления дошкольного образования значительно возросли роль народной культуры и краеведческий познавательный интерес к малой родине.

Знакомя воспитанников с родным краем, я стремлюсь, чтобы каждый ребенок понял, что Родина начинается с уголка земли, где он родился, где прошли его первые годы жизни, с самой родной и нежно любимой женщины- с той, что подарила ему жизнь, с крыльца родного дома, с куста сирени под окном. Дошкольники могут почувствовать и навсегда сохранить, в своем сердце и памяти только для них по-своему понятный и неповторимый образ Родины.

Формирование у детей любви к родному краю невозможно без приобщения их к культурным традициям. Традиции — это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени. В качестве традиций выступают нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды.

Наша область сегодня является уникальным регионом, по многообразию представленных в ней этносов, культур. Каждый из нас называет Белгородчину, «святое Белогорье» своей Родиной, но этого мало. Свою «малую Родину» надо ещё уметь любить от всей души. А это значит, что какой бы национальности мы не были, мы должны знать историю, культуру своей Родины, своего народа.

Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.

Что же такое краеведение?

Краеведение — это своеобразный «родительский сундучок». Это -наследство, которое оставили нам предки, это обычаи и традиции родного края, его вековая культура, это — живая легенда и бабушкины рассказы, ратные подвиги прадедов, дедов и отцов, это — то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.

Краеведение — это, прежде всего, золотой запас нашей духовности.

В нашем дошкольном учреждении краеведение является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания в них чувства прекрасного, формирования нравственных качеств. Занятия краеведением раскрывает новые возможности связи родного города с Родиной. Также оно является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни. В этом помогает мини-музей «Горница», который наглядно знакомит детей с народным бытом и традициями русского народа средствами музейной педагогики и является реализацией региональных и муниципальных приоритетов развития дошкольного образования в рамках ФГОС ДО.

Детям очень нравится проводить досуги в «Горнице», узнавать о предметах старины, прикоснуться к музейным экспонатам (посидеть за прялкой, поработать утюгом, взять в руки ухват с чугунком и т. д.) На базе мини-музея проводятся мероприятия по приобщению дошкольников к национальным традициям, русскому быту, ведется работа кружка по народному пению и ознакомлению дошкольников с истоками народной культуры «Сударушка». Важное место уделяется фольклору, русской народной песне, устно-поэтическим традициям родного края, которые я использую в своей работе с воспитанниками.

В духовно-нравственном воспитании дошкольников немаловажную роль играют загадки, пословицы, поговорки. Загадки отражают высокий уровень познания мира. В пословицах и поговорках воплощена проверенная на протяжении веков мудрость многих поколений. Пословицы и поговорки — это живая история народа.

А еще духовными ценностями являются для всех народов — это служение на благо Родины, доблесть, честность, доброта, трудолюбие и т. д.

Так в этом году мной создан и реализован проект, который я назвала «Наши традиции». Проект был представлен на ярмарке инновационных технологий.

Цель проекта: Научить детей любить и ценить культуру и традиции своих предков при помощи различных видов фольклора с использованием музейной педагогики.

Задачи:

  1.      Познакомить детей с народными праздниками, и их традициями.
  2.      Формировать у дошкольников эмоциональную отзывчивость и интерес к русскому народному творчеству через приобщение к традициям родного края.
  3.      Воспитывать любовь к малой Родине, чувство гордости, бережное отношение к ней.
  4.      Познакомить детей с красотой русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, считалках, пословицах и поговорках.
  5.      Воспитывать творчески развитую личность дошкольника через активацию краеведческой познавательной деятельности.
  6.      Развивать коммуникативные способности дошкольников.
  7.      Воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа, желание и умение применять полученные знания в продуктивном творчестве.

Методы работы над проектом:

  1. Теоретический (анкетирование, беседы, консультации, и пр.)
  2. Наглядный (получение информации через слайдовые презентации, выставки)
  3. Практический (участие в мероприятиях ДОУ)
  4. Проведение занятий (игровые ситуации, путешествия, экскурсии)

Реализация проектанаправлена на сохранение народных традиций, способствующих формированию культуры ребенка, развитию творческой личности ребёнка, его коммуникативных навыков.

Заключительным этапом проекта стал творческий отчет о проделанной работе. Это был праздник «Милый край, родная Белгородчина». Дети показали свои знания и умения рассказывать пословицы, поговорки, скороговорки, пели русские народные песни, танцевали задорные танцы, играли на ложках и в русские народные игры совместно с родителями. Отрадно было то, что на празднике были четыре поколения: это прабабушки, бабушки, мамы — папы и дети. А какие задушевные песни звучали в их исполнении! Совместная работа с родителями ведется постоянно. Родители делают поделки с детьми дома — это и валенки, и бусы из рябины, и рисунки на тему сказок, и поделки из природного материала. А какую ромашку семьи принесли, просто загляденье. Поэтому неотъемлемой частью в нашей работе отводится сотрудничеству с родителями, одной из важных задач которого является повышение родительской компетентности по вопросам ознакомления дошкольников с родным краем. Все чаще вовлекаем родителей воспитательно-образовательный процесс, стараясь разнообразить формы работы с ними, пробудить интерес к жизни детей в детском саду.

Традиционными в нашей работе стали экскурсии с детьми: в школу, к памятникам и достопримечательным местам родного города, в «Чудо-юдо град», целевые экскурсии-прогулки на природу. В лесу, чтобы было интересней берем с собой игрушки (би- ба-бо, мягкие) забегаю вперед — кладу в дупло «белку», в листве спрятался «заяц» от голодного «волка», а на дороге целая семье ежат никого и ничего не бояться, собирают запасы на зиму и т. д. Детям такие экскурсии надолго запоминаются и просят еще пойти на прогулку в лес. За несколько дней до экскурсии с детьми проводится небольшая беседа, с тем, чтобы вызвать интерес к предстоящей экскурсии, оживить впечатления и представления, которые могут произойти в ходе экскурсии.

В результате проведенной работы по краеведению, изучению истоков русской народной культуры были замечены положительные тенденции в воспитании национальных традиций, развитию музыкальных способностей детей. Они больше узнали о родном крае, о предметах народного быта, об обычаях и традициях русского народа. Дошкольники с интересом посещали кружок, проявляли творческую активность, эмоционально и выразительно исполняли русские народные песни, танцевали задорные танцы, легко и с азартом играли на музыкальных инструментах, стали дружнее, добрее, выдержаннее. Дошкольники выступали на большой сцене, занимая призовые места, участвуя на праздниках с гордостью за свой родной край.

С большой уверенностью можно сказать, что из наших дошкольников вырастут настоящие защитники Отечества и продолжатели национальных традиций. Приобщая дошкольников к истинным ценностям, направляя их мысли и стремления на путь познания добра, воспитывая интерес и любовь к родному краю мы стремимся вырастить духовно-нравственную личность ребенка в сегодняшнем непростом мире, что является главной целью патриотического воспитания подрастающего поколения.

В дальнейшем, мы будем продолжать работу по изучению истоков русской народной культуры средствами музейной педагогики, стараться делать жизнь детей ярче, содержательнее, реализуя региональные и муниципальные приоритеты дошкольного образования в рамках ФГОС ДО.

 

Литература:

 

  1.                Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. Издание четвертое, 1973г.
  2.                Асмолова, А.Г., Атемаскина, Ю.В., Бурим, Н.В.. Инструктивно-методическоеписьмо«Организацияобразовательногопроцессав рамкахвведения ФГОС ДО» г. Белгород 2014г.
  3.                Гаврилова, И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. СПб.: Детство — Пресс, 2008г.
  4.                Матова, В. Н. Краеведение в детском саду. ООО «Издательство «Детство — Пресс, 2013г.
  5.                Тимофеева, Л. О. Приобщение старших дошкольников к традициям родного края. Издательство «Учитель», Волгоград, 2015г.
Основные термины (генерируются автоматически): родной край, традиция, ребенок, дошкольное образование, Родина, музейная педагогика, народная культура, русский народ, Белгородская область, детский сад.

Похожие статьи

Формирование профессионально-нравственных потребностей педагога дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО

Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Актуальность нравственно-патриотического и социального воспитания дошкольников в контексте современного обновления дошкольного образования (из опыта работы)

Структурно-функциональная модель методической компетентности будущих учителей иностранного языка в условиях инновационной образовательной среды

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности в работе педагога с детьми в ДОУ как средство всестороннего развития в контексте реализации принципов ФГОС ДО

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Использование инноваций и совершенствование учебно-воспитательного процесса в ходе выполнения ФГОС в области дошкольного образования

Современные образовательные технологии в области физического воспитания дошкольников как средство повышения эффективности образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Похожие статьи

Формирование профессионально-нравственных потребностей педагога дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО

Взаимодействие ДОО и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Актуальность нравственно-патриотического и социального воспитания дошкольников в контексте современного обновления дошкольного образования (из опыта работы)

Структурно-функциональная модель методической компетентности будущих учителей иностранного языка в условиях инновационной образовательной среды

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности в работе педагога с детьми в ДОУ как средство всестороннего развития в контексте реализации принципов ФГОС ДО

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Использование инноваций и совершенствование учебно-воспитательного процесса в ходе выполнения ФГОС в области дошкольного образования

Современные образовательные технологии в области физического воспитания дошкольников как средство повышения эффективности образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Задать вопрос