Использование элементов здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста
Автор: Саяпина Любовь Ивановна
Рубрика: Общие вопросы
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (3) декабрь 2015 г.
Дата публикации: 10.11.2015
Статья просмотрена: 367 раз
Библиографическое описание:
Саяпина, Л. И. Использование элементов здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста / Л. И. Саяпина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 (3). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/12/460/ (дата обращения: 19.12.2024).
Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.
Гиппократ
«Нет главнее ценности на свете, чем здоровые и радостные дети!» В руках педагога-воспитателя находятся очень важные ресурсы воспитания, которые могут влиять на развитие личности ребенка и его психофизические возможности организма. Такими ресурсами в современном педагогическом сообществе стали здоровьесберегающие технологии. Выбирая путь к решению любой проблемы дошкольного детства у педагога-профессионала одной из задач будет аспект здоровьесбережения. Применяя элементы здоровьесберегающих технологий в разных видах образовательного процесса у старших дошкольников можно добиться положительной динамики в развитии физической культуры и приобщении их к здоровому образу жизни.
Разнообразие таких подходов в здоровьесбережении и валеологии на сегодняшний день помогает воспитателю в достижении эффективности по реализации приоритетной задачи федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Элементами использования здоровьесберегающих технологий, применяемых в дошкольных образовательных учреждениях все чаще, становятся следующие виды деятельности валеологической направленности в воспитательно-образовательном процессе: стретчинг, ритмопластика, подвижные и спортивные игры, релаксация, разные виды гимнастик (пальчиковая, дыхательная, для глаз, корригирующая, ортопедическая), конечно же занятия физической культурой и по теме «здоровья», утренняя гимнастика, самомассаж и разные разрешенные терапии и еще много аналогичных технологий.
Пальчиковая гимнастика — позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость также помогает снять напряжение. В ходе пальчиковых игр дети совершают движения руками, совершенствуя моторику. Тем самым развивается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Например: (массаж пальцев поочередно) |
Мышка мыла — мыла лапку: каждый пальчик по-порядку Вот намылила большой, Сполоснув его водой. Не забыла и указку, Смыв с него и грязь, и краску. Средний мылила усердно - Самый грязный был, наверно. Безымянный терла пастой,- Кожа сразу стала красной. А мизинчик быстро мыла - Очень он боялся мыла! |
Над развитием мелкой моторики детей можно использовать различные крупы. Детям очень нравится данная работа.
Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Полезны занятия с пластилином или глиной, отщипывание кончиками пальцев клочков бумаги на занятиях аппликацией, нанизывание бус на нитку, застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков (укрепляются и развиваются мелкие мышцы пальцев).
Дыхательная гимнастика — ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психоэмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет. Например, упражнение “Гудок паровоза”. Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1–2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком “у” (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3–6 раз. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный. «Полет самолета». Дети-самолеты «летают» произнося звук “У”. При выполнении пилотажа взлет — звук направляется к голове, при посадке — звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.
Игровая гимнастика (логоритмика) — используется для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими.
Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у дошкольников, их успокоения во время занятий, либо после их окончания проводится мышечная релаксация.
Релаксация — комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию выполняются под спокойную расслабляющую музыку.
Динамические паузы помогают снять эмоциональное напряжения, познакомиться со своим телом. Известно, что дети любят играть в подвижные игры, которые являются для них активной и осмысленной деятельностью. Подвижные игры и упражнения на свежем воздухе являются незаменимым средством физического воспитания детей. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, способствуют профилактике респираторных, простудных заболеваний.
В каких же образовательных областях их можно использовать? Пусть ответ покажется банальным, но он правдив. Конечно же, во всех. Но не стоит забывать, что каждый вид здоровьесберегающей технологии имеет свои ограничения, условия реализации, временные рамки использования и в некоторых случаях официальные нормативные требования к использованию в дошкольных учреждениях.
Поэтому, прежде чем внедрять в практику детского сада какие-либо новшества по здоровьесбережению, необходимо досконально изучить все вопросы или проблемы по данному аспекту.
У каждого дошкольного образовательного учреждения есть своя эффективная здоровьесберегающая модель в рамках образовательная системы, и, конечно, критерии к выбору вида здоровьесберегающей технологии.
Зная все подходы к организации деятельности по здоровьесбережнению можно наладить систему работы в оздоровительном ключе в рамках всех режимных процессов со старшим дошкольным возрастом. Так, организуя игровую деятельность, не забываем об оптимизации двигательной активности; проводя непосредственную образовательную деятельность со старшими дошкольниками помним о физкультурных паузах и минутках, о играх малой подвижности во время занятия; проводя гигиенические процедуры знакомим детей с правилами ухода за своим организмом и так далее.
Все это мелочи, которые изо дня в день приносят позитивный результат и положительный заряд для дальнейшей работы в рамках оздоровительных мероприятий и применения педагогами здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО.
Повышая эффективность своей профессиональной деятельности в области здоровьесбережения нужно помнить о пользе любых нововведений детской деятельности, их влияния на организм ребенка и построения системы в целом. Задать себе вопрос и ответить на него каким образом и насколько ваше желание на благо обеспечения здоровья детей будет эффективным в рамках всей системы детского сада.
Не забывайте и об участниках всего образовательного процесса, а именно узких специалистов, работающих с детьми и конечно, родителей ваших воспитанников. Они должны стать не только активными участниками, вовлеченными в реализацию здоровьесберегающей технологии, но и первыми помощниками в необходимой помощи при организации условий, планировании и контроле за динамикой в области психофизического развития детей.
При внимательном изучении каждой представленной технологии можно сказать, что какую бы деятельность со старшими дошкольниками не выбрали, главное не забывать золотое правило всех педагогов во все времена «Не навреди!»
Литература:
- [Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета, 2013. № 265. С. 15–16.]
- [Кузнецова, М. Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ: практическое пособие / М. Н. Кузнецова.— М.: Айрис-пресс, 2007. — 112 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).]
- [Антонов Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века / Ю. Е. Антонов. — М: Аркти, 2001].