Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей
Авторы: Банникова Елена Григорьевна, Гильманова Людмила Викторовна, Кибец Каролина Леонидовна, Тарасова Любовь Сергеевна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (3) декабрь 2015 г.
Дата публикации: 17.11.2015
Статья просмотрена: 1243 раза
Библиографическое описание:
Банникова, Е. Г. Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей / Е. Г. Банникова, Л. В. Гильманова, К. Л. Кибец, Л. С. Тарасова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 (3). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/12/464/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье представлен опыт педагогического коллектива, работающих по теме «Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей».
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, коммуникация, взаимодействие педагогического коллектива с родительской общественностью.
Радикальные преобразования, происходящие в современной России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Принципами и задачами Федерального образовательного стандарта дошкольного образования [5] является приобщение детей к социокультурным нормам; формирования общей культуры личности детей; сотрудничество Организации с семьей, а как следствие Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей.
Для того чтобы достичь успеха, уметь общаться с разными людьми взрослым необходимо поддерживать ребенка, формировать коммуникативные навыки, учить устанавливать и поддерживать контакты. Коммуникация в словаре С. И. Ожегова рассматривается, как путь сообщения [4].
Об этом писали такие педагоги как Г. А. Урунтаева, выделяла способы формирования взаимоотношений между людьми: желание вступать в контакт, умение понять его состояние и в зависимости от этого выстроить свою модель поведения. В свою очередь, Н. В. Котикова [3] выделяет в способность к общению: «Я хочу» — желание вступить в контакт; «Я умею» — умение слушать собеседника, переживать; «Я знаю» — знание норм и правил, необходимых при выстраивании общения. Продолжая данную мысль, А. А. Рояк и Т. А. Репина выделяют трудности, возникающие при неправильном формировании мотивов общения. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное самочувствие часто приводит к неуверенности в себе (Е. А. Аркин, Е. И. Кульчицкая, П. М. Якобсон, Л. И. Божович) [6]. Исходя из этого коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка — Детский сад № 83 «Фея» города Набережные Челны РТ, разработал и апробировал программу «Мы вместе». Целью, которой являлось формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагогов и родителей.
Были поставлены следующие задачи:
- Использование игр и упражнение в формировании коммуникативной культуры дошкольников.
- Мотивация родителей к созданию условий для формирования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей в данном вопросе.
Работа проходила в три этапа:
I этап (сентябрь) — предусматривал диагностику коммуникативных способностей дошкольников и анкетирование родителей, с целью осведомленности в данном вопросе.
II этап (октябрь — апрель) — включал семь совместных с родителями встреч, которые проходили в форме деловых игр, мастер-классов, тренингов.
III этап (май) — повторная диагностика.
План программы «Мы вместе»
Месяц |
Цель |
Содержание занятий |
Сентябрь |
Выявление уровня сформированности коммуникативных способностей дошкольников и осведомленности родителей |
Диагностика детей, анкетирование родителей. |
Октябрь |
Знакомство родителей с играми, которые способствуют формированию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. |
«Давайте познакомимся»; Игра «Мои хорошие черты, мои сильные стороны».
«Мак-мак, василек…»; «Камень-ножницы-бумага…»; «Мои добрые дела».
|
Ноябрь |
Психолого-педагогическое просвещение родителей, мотивация родителей к созданию условий для формирования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. |
«Солнышко дружбу освещает»; «Ласковое имя»; «Угадай животное».
|
Декабрь |
Повышение педагогической грамотности родителей; работать над совершенствованием произносительной стороны речи; развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. |
«Приветствие»; «Насос или надувная кукла». 2. Игры для развития умения устанавливать контакт с собеседником: «Улыбка»; «Комплимент». 3. Педагогические ситуации: «Примите меня в игру». 4. Ситуации для установления общения: «Мы нашли голодного котенка, что делать?»; «Как успокоить малыша». 5.Чаепитие. |
Январь |
Использование игр и упражнение в формировании коммуникативной культуры дошкольников посредством взаимодействия с семьей. Формирование у детей желания вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»). |
«Упражнение на доверие»; «Ладонь в ладонь». 2. Упражнения: «Угадай, что делаем?»; «Кто, как ходит?»; «Расскажем сказку молча». 3.Групповые упражнения: «Давайте поздороваемся»; «Бездомный заяц». 4. Мастерская «Ложки в одежках». 5. Чаепитие. |
Февраль |
Развивать у дошкольников умение начинать общение, вступать в диалог, слушать собеседника, сопереживать, умение находить выход из конфликтной ситуации («Я умею!»).
|
2. Игры для выразительности речи: «Изобрази, как бушует море»; «Каким голосом говорят Золушка, баба Яга». 3.Групповые упражнения: «Комплимент»; «Фотография»; «Чаша доброты». 4. Мастерская «Как изготовить куклу марионетку». 5. Чаепитие. |
Март |
Развивать уважение в ходе общения, формировать привычку пользоваться вежливыми словами; анализировать различные ситуации. Закреплять знания о нормах и правилах поведения в ходе формирования коммуникативных навыков («Я знаю!»). |
2. Игры для формирования умений находить выход из конфликтной ситуации: «Попроси прощения у друга»; «Ребята не хотят принимать тебя в игру, как ты поступишь»; «Как помирить друзей?». 3. Мастерская «Рисуем ножницами». 4. Чаепитие. |
Апрель |
Формировать умения вступать в разговор, рассказывать о своих чувствах и переживаниях, эмоционально и выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику. |
1. Игра-приветствие: «Родители». 2. Игры для развития эмпатии: «Подарок для друга»; «Рассмеши Царевну Несмеяну». 4. Игры на развитие мимики, пантомимики: «Маски»; «Свет мой зеркальце — скажи…»; «Немое кино». 4. Мастерская «Пластелиновая живопись». 5. Чаепитие. |
Май |
Выявление как изменилась ситуация в ходе реализации формирующего этапа. |
Диагностика детей, анкетирование родителей. |
Литература:
- Баринова, Н. М. Детский сад и семья: детско-родительский клуб / Н. М. Баринов. — М.: УЦ Перспектива, 2013. — 92 с.
- Касаткина, Ю. В. Учим детей общению / Ю. В. Касаткина, Н. В. Клюева. Ярославль, 1999.
- Котикова, Н. В. Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Котикова // Дошкольная педагогика, 2012. — № 1. — С. 43–47.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст]: ок. 57000 слов / под ред. докт. филолог. наук, проф. Н. Ю. Швецовой. — 14-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1983. — 816 с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. — 2013. от 25 ноября. — № 6241. — С. 2–9.
- Сизова, С. И. Оптимизация взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, не принятых в коллективе сверстников / С. И. Сизова // Дошкольная педагогика, 2012. — № 3. — С. 56–62.
- Федосеева, Е. В. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. / Е. В. Федосеева. — М., 1999.
Ключевые слова
коммуникация, федеральный государственный образовательный стандарт, взаимодействие педагогического коллектива с родительской общественностью., взаимодействие педагогического коллектива с родительской общественностьюПохожие статьи
Взаимодействие педагогов с семьёй в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников
Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста для формирования коммуникативно-речевых умений. Мы предлагаем осуществлять взаимодействие через вовлечение семьи в образов...
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста
В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...
Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей
Статья посвящена обсуждению работы детского сада № 11 г. Арзамаса в рамках инновационной площадки по теме: «Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей». В ней отдельно рас...
Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Статья посвящена обсуждению особенностей взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Обсуждаются некоторые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей. А также в статье приводятся примеры использования инновац...
Взаимодействие родителей и педагогов в дошкольной образовательной организации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Авторы поднимают проблему взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) воспитанников. В целях оптимизации взаимодействия с родителями разработана модель взаимодействия родителей и педагогов ...
Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада
Данная статья освещает вопрос формирования социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада. Особенности методики разработки индивидуальных образовательных маршрутов, а также их применение. Статья основан...
Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества
В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...
Организация взаимодействия с родителями нахимовцев как субъектами воспитательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий
В современном мире информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью воспитательного процесса. В статье рассмотрены преимущества и проблемы использования ИКТ при взаимодействии с родителями нахимовцев. Также приводится анализ гот...
Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста
Статья посвящена внедрению в систему дошкольного воспитания и обучения информационных технологий. В статье рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами для повышения эффективности образовательного п...
Роль воспитателей в формировании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с животным миром
В статье рассматриваются проблемы использования животного мира в формировании моральных качеств у детей старшего дошкольного возраста, в частности роль и место воспитателей ДДУ в данном процессе, основы технологического подхода к деятельности.
Похожие статьи
Взаимодействие педагогов с семьёй в формировании коммуникативно-речевых умений старших дошкольников
Статья посвящена вопросу взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста для формирования коммуникативно-речевых умений. Мы предлагаем осуществлять взаимодействие через вовлечение семьи в образов...
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста
В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...
Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей
Статья посвящена обсуждению работы детского сада № 11 г. Арзамаса в рамках инновационной площадки по теме: «Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей». В ней отдельно рас...
Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО
Статья посвящена обсуждению особенностей взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Обсуждаются некоторые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей. А также в статье приводятся примеры использования инновац...
Взаимодействие родителей и педагогов в дошкольной образовательной организации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Авторы поднимают проблему взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) воспитанников. В целях оптимизации взаимодействия с родителями разработана модель взаимодействия родителей и педагогов ...
Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада
Данная статья освещает вопрос формирования социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада. Особенности методики разработки индивидуальных образовательных маршрутов, а также их применение. Статья основан...
Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества
В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...
Организация взаимодействия с родителями нахимовцев как субъектами воспитательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий
В современном мире информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью воспитательного процесса. В статье рассмотрены преимущества и проблемы использования ИКТ при взаимодействии с родителями нахимовцев. Также приводится анализ гот...
Использование информационных компьютерных технологий в процессе развития детей дошкольного возраста
Статья посвящена внедрению в систему дошкольного воспитания и обучения информационных технологий. В статье рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами для повышения эффективности образовательного п...
Роль воспитателей в формировании нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с животным миром
В статье рассматриваются проблемы использования животного мира в формировании моральных качеств у детей старшего дошкольного возраста, в частности роль и место воспитателей ДДУ в данном процессе, основы технологического подхода к деятельности.