Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Закружилась листва золотая» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (3) декабрь 2015 г.

Дата публикации: 04.12.2015

Статья просмотрена: 485 раз

Библиографическое описание:

Кобылянская, Т. М. Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Закружилась листва золотая» / Т. М. Кобылянская, Г. З. Курмакаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 (3). — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/12/512/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

Имя Сергея Есенина как песня, как чистый родник, как утренний рассвет, как бездонное небо, как разноцветная радуга, как свежевспаханная пашня, дышащая теплом... Имя Сергея Есенина — символ любви ко всему живому, к красоте русской природы, родному краю, к человеку...

Стихи поэта никого не оставляют равнодушным. Они затрагивают все самое чистое, искреннее, сокровенное, что есть в душе каждого человека. Впечатления, полученные в детские годы, самые яркие, устойчивые и запоминающиеся.

Знакомство с лирикой поэта не проходит бесследно, оставляет неизгладимый след, откладывается в памяти ребенка навсегда.

Задачи:

  1.                Образовательная: закреплять и обобщать знания и умения детей, полученные на предыдущих занятиях по художественному творчеству; учить детей самостоятельно находить способы изображения для создания образа Осени; учить детей чувствовать и слышать красоту родного слова, обучать выразительному чтению.
  2.                Развивающая: развивать способность отражать полученные впечатления в портрете; развивать воображение, чувство цвета, чувство ритма, эстетическое отношение к окружающему миру; формировать эмоциональную отзывчивость на литературные и музыкальные произведения.
  3.                Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к поэтическому наследию С.Есенина; учить чувствовать и понимать образный язык поэтических произведений; воспитывать чуткое и бережное отношение к родной природе, восхищение ее красотой.

Предварительная работа: беседы о жизни и творчестве С.Есенина, чтение его произведений, рассматривание иллюстраций к произведениям поэта, репродукций известных художников-пейзажистов, слушание музыкальных произведений на стихи поэта, заучивание стихотворений С.Есенина, наблюдение за осенней природой, создание условий для совместной деятельности детей и родителей, организация выставки детских рисунков «Образы природы в поэзии С.Есенина».

Ход занятия:

Воспитатель:

Листопад... Взволнованные листья,

Как речные омуты китят.

Заблудились на тропинках лисьих

Огоньки нетронутых опят.

Вот сейчас придет сюда Есенин,

Под калиной сядет на траву.

Журавли грустят в дали осенней,

Душу в небо чистое зовут.

— Ребята, наше сегодняшнее занятие посвящено творчеству русского поэта Сергея Есенина, которому исполнилось бы 120 лет.

— Поэт Сергей Есенин подарил нам удивительную страну своих стихов. В ней душа человека дышит запахом цветов и трав, ароматом березовых рощ, любуется яркими кострами полыхающих рябин. Каждая строчка этого поэта пронизана любовью к родному краю: его полям и лесам, лугам и озерам, туманам и дождям, цветам и травам, восходам и закатам.

Он, как будто чародей,

Превращал зарю в котенка,

Руки милой — в лебедей,

Светлый месяц — в жеребенка…

Говорить учил леса,

Травы, рощи в брызгах света.

И слились их голоса

С чистым голосом поэта.

— Мы с вами читали много стихотворений Есенина. Какие есенинские строки тронули ваши сердца, что вы запомнили?

Дети:

Отговорила роща золотая, клен ты мой опавший, закружилась листва золотая, с белых яблонь дым, журчанье мирного ручья, дрогнули листочки, закачались клены, кудрявая береза, сыплет черемуха снегом...

Воспитатель:

Особое место в стихах Сергея Есенина занимает тема осени. В стихах поэта об осени так и переливаются синее, глубокое, алое, зеленое, рыжее, золотое — это золото осени.

— Давайте послушаем отрывки из некоторых стихов поэта: (читают дети)

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая,

С замиранием летит на звезду.

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Воспитатель:

Ко мне в окошко постучал

Сентябрь багряной веткой ивы,

Чтоб я готов был и встречал

Его приход неторопливый.

Ты мне пой, ведь моя отрада,

Что вовек я любил не один

И калитку осеннего сада

И опавшие листья рябин.

— Есть и другая осень в стихах С.Есенина: не золотая красавица осень, а осень поздняя, прощальная.

Дети:

Еще не высох день вчерашний,

В траве зеленая вода.

Тоскует брошенная пашня

И вянет, вянет лебеда!

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Воспитатель:

Стихи Сергея Есенина в России знают все. Они у него особенные, певучие! Они очень красивые и задушевные, многие из них легко ложатся на музыку. В них плачут глухари, слышится песня рыбаков, вызванивают ивы, играет тальянка, звенит девичий смех. Всего на стихи Есенина написано более двухсот музыкальных произведений. Композиторы Георгий Свиридов, Тихон Хренников и многие другие написали песни, романсы и даже оперы.

— Давайте послушаем романс «Отговорила роща золотая»

Звучит фонограмма.

Заходит Осень:

Догорает лес, золотит закат.

Как листки стихов листья вдаль летят.

В звонком золоте звуки пения

Словно музыка вдохновения.

Гроздья красные, даль осенняя

У Есенина день рождения.

— Здравствуйте, мои друзья!.

Вы догадались: кто же я?

Я тихо по лесу ходила

И чудной кистью листья золотила.

Потом я над садами пролетала,

И птичьи стаи в небо провожала.

И колокольчик в зарослях осенних

Снова растревожился, звеня,

Снова слышно тихое — Есенин,

Это дышит русская земля...

— Я помню Есенина разного: помню мальчика с копной золотистых волос, помню его чистые, голубые, удивительные глаза, помню, как он любил мечтать под разноцветным кленом, как любил смотреть в бездонное небо, слушал шепот засохших трав, любовался золотыми косами белоствольных берез...

— Я поэтов других не знаю,

Чтоб так в душу умел проникать.

И о милом и нежном крае

Мог такими словами сказать.

— Каждое деревце, каждый цветочек, каждая травинка у Есенина — это неповторимая и трогательная картинка, надо только прислушаться и увидишь настоящие чудеса

Осень, воспитатель и ребенок читают стихи С.Есенина (под тихую музыку):

Дрогнули листочки, закачались клены,

С золотистых веток полетела пыль...

Зашумели ветры, охнул лес зеленый,

Зашептался с эхом высохший ковыль...

Свет луны таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога,

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось...

Осень: Сергей Есенин очень меня любил и посвятил мне много прекрасных строк. какая же я, есенинская осень? Какими словами он меня описывает?

Дети: Золотая, разноцветная, тихая, багряная, пасмурная, рябиновая, красная, березовая...

Осень: А если бы мы с вами превратились в художников, какие бы краски вы использовали для изображения Осени?

Дети отвечают.

Осень: Что бы вы изобразили?

Дети отвечают.

Осень: В осенний хоровод вставайте, детвора,

Всем нам немножко отдохнуть пора.

Динамическая пауза.

Звучит музыка «Осень постучалась к нам» на стихи И.Смирнова. Осень, воспитатель и дети делают движения под музыку.

Осень: А сейчас мы с вами на самом деле превратимся в маленьких художников. для этого мне необходимо произнести волшебные слова, а вам три раза покружится. Готовы? И так... (Осень произносит волшебные слова, а дети кружатся). Вот теперь вы настоящие художники. Давайте тихонько сядем на свои места (дети садятся).

Осень: Перед вами краски, кисточки и мой портрет. Его нарисовал мой лесной художник, а вас я попрошу раскрасить его, нарядить меня. Я надеюсь, что Осень у каждого из вас будет своя: кирсановская, логашковская, григорьевская, бадиатуллинская... Ваши родители могут тоже к вам присоединиться, пусть работа будет совместная.

Звучит тихая музыка, дети вместе с родителями рисуют.

Итог занятия: совместные рисунки детей и родителей выставляются на доску.

Воспитатель: Посмотрите, какая же красивая у нас получилась осень. У кого-то она грустная, у кого-то веселая, у кого-то сказочная! Она вся такая разная!

Осень: А на самом деле я волшебная. Ваше творчество мне очень понравилось...

Ждет меня снова дорога осенняя,

Манит к себе безбрежная даль.

В памяти вечно строки Есенина

Миг расставанья настал -

Ах, как жаль!

Основные термины (генерируются автоматически): осень, ребенок, стих поэта, бездонное небо, воспитатель, лес, произведение, родной край, самое дело, тихая музыка.
Задать вопрос