Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Закружилась листва золотая»
Авторы: Кобылянская Татьяна Михайловна, Курмакаева Гуляндям Загриевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (3) декабрь 2015 г.
Дата публикации: 04.12.2015
Статья просмотрена: 485 раз
Библиографическое описание:
Кобылянская, Т. М. Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Закружилась листва золотая» / Т. М. Кобылянская, Г. З. Курмакаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3 (3). — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/12/512/ (дата обращения: 16.11.2024).
Имя Сергея Есенина как песня, как чистый родник, как утренний рассвет, как бездонное небо, как разноцветная радуга, как свежевспаханная пашня, дышащая теплом... Имя Сергея Есенина — символ любви ко всему живому, к красоте русской природы, родному краю, к человеку...
Стихи поэта никого не оставляют равнодушным. Они затрагивают все самое чистое, искреннее, сокровенное, что есть в душе каждого человека. Впечатления, полученные в детские годы, самые яркие, устойчивые и запоминающиеся.
Знакомство с лирикой поэта не проходит бесследно, оставляет неизгладимый след, откладывается в памяти ребенка навсегда.
Задачи:
- Образовательная: закреплять и обобщать знания и умения детей, полученные на предыдущих занятиях по художественному творчеству; учить детей самостоятельно находить способы изображения для создания образа Осени; учить детей чувствовать и слышать красоту родного слова, обучать выразительному чтению.
- Развивающая: развивать способность отражать полученные впечатления в портрете; развивать воображение, чувство цвета, чувство ритма, эстетическое отношение к окружающему миру; формировать эмоциональную отзывчивость на литературные и музыкальные произведения.
- Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к поэтическому наследию С.Есенина; учить чувствовать и понимать образный язык поэтических произведений; воспитывать чуткое и бережное отношение к родной природе, восхищение ее красотой.
Предварительная работа: беседы о жизни и творчестве С.Есенина, чтение его произведений, рассматривание иллюстраций к произведениям поэта, репродукций известных художников-пейзажистов, слушание музыкальных произведений на стихи поэта, заучивание стихотворений С.Есенина, наблюдение за осенней природой, создание условий для совместной деятельности детей и родителей, организация выставки детских рисунков «Образы природы в поэзии С.Есенина».
Ход занятия:
Воспитатель:
Листопад... Взволнованные листья,
Как речные омуты китят.
Заблудились на тропинках лисьих
Огоньки нетронутых опят.
Вот сейчас придет сюда Есенин,
Под калиной сядет на траву.
Журавли грустят в дали осенней,
Душу в небо чистое зовут.
— Ребята, наше сегодняшнее занятие посвящено творчеству русского поэта Сергея Есенина, которому исполнилось бы 120 лет.
— Поэт Сергей Есенин подарил нам удивительную страну своих стихов. В ней душа человека дышит запахом цветов и трав, ароматом березовых рощ, любуется яркими кострами полыхающих рябин. Каждая строчка этого поэта пронизана любовью к родному краю: его полям и лесам, лугам и озерам, туманам и дождям, цветам и травам, восходам и закатам.
Он, как будто чародей,
Превращал зарю в котенка,
Руки милой — в лебедей,
Светлый месяц — в жеребенка…
Говорить учил леса,
Травы, рощи в брызгах света.
И слились их голоса
С чистым голосом поэта.
— Мы с вами читали много стихотворений Есенина. Какие есенинские строки тронули ваши сердца, что вы запомнили?
Дети:
— Отговорила роща золотая, клен ты мой опавший, закружилась листва золотая, с белых яблонь дым, журчанье мирного ручья, дрогнули листочки, закачались клены, кудрявая береза, сыплет черемуха снегом...
Воспитатель:
— Особое место в стихах Сергея Есенина занимает тема осени. В стихах поэта об осени так и переливаются синее, глубокое, алое, зеленое, рыжее, золотое — это золото осени.
— Давайте послушаем отрывки из некоторых стихов поэта: (читают дети)
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая,
С замиранием летит на звезду.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Воспитатель:
Ко мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неторопливый.
Ты мне пой, ведь моя отрада,
Что вовек я любил не один
И калитку осеннего сада
И опавшие листья рябин.
— Есть и другая осень в стихах С.Есенина: не золотая красавица осень, а осень поздняя, прощальная.
Дети:
Еще не высох день вчерашний,
В траве зеленая вода.
Тоскует брошенная пашня
И вянет, вянет лебеда!
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Воспитатель:
— Стихи Сергея Есенина в России знают все. Они у него особенные, певучие! Они очень красивые и задушевные, многие из них легко ложатся на музыку. В них плачут глухари, слышится песня рыбаков, вызванивают ивы, играет тальянка, звенит девичий смех. Всего на стихи Есенина написано более двухсот музыкальных произведений. Композиторы Георгий Свиридов, Тихон Хренников и многие другие написали песни, романсы и даже оперы.
— Давайте послушаем романс «Отговорила роща золотая»
Звучит фонограмма.
Заходит Осень:
Догорает лес, золотит закат.
Как листки стихов листья вдаль летят.
В звонком золоте звуки пения
Словно музыка вдохновения.
Гроздья красные, даль осенняя
У Есенина день рождения.
— Здравствуйте, мои друзья!.
Вы догадались: кто же я?
Я тихо по лесу ходила
И чудной кистью листья золотила.
Потом я над садами пролетала,
И птичьи стаи в небо провожала.
И колокольчик в зарослях осенних
Снова растревожился, звеня,
Снова слышно тихое — Есенин,
Это дышит русская земля...
— Я помню Есенина разного: помню мальчика с копной золотистых волос, помню его чистые, голубые, удивительные глаза, помню, как он любил мечтать под разноцветным кленом, как любил смотреть в бездонное небо, слушал шепот засохших трав, любовался золотыми косами белоствольных берез...
— Я поэтов других не знаю,
Чтоб так в душу умел проникать.
И о милом и нежном крае
Мог такими словами сказать.
— Каждое деревце, каждый цветочек, каждая травинка у Есенина — это неповторимая и трогательная картинка, надо только прислушаться и увидишь настоящие чудеса
Осень, воспитатель и ребенок читают стихи С.Есенина (под тихую музыку):
Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль...
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль...
Свет луны таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога,
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось...
Осень: Сергей Есенин очень меня любил и посвятил мне много прекрасных строк. какая же я, есенинская осень? Какими словами он меня описывает?
Дети: Золотая, разноцветная, тихая, багряная, пасмурная, рябиновая, красная, березовая...
Осень: А если бы мы с вами превратились в художников, какие бы краски вы использовали для изображения Осени?
Дети отвечают.
Осень: Что бы вы изобразили?
Дети отвечают.
Осень: В осенний хоровод вставайте, детвора,
Всем нам немножко отдохнуть пора.
Динамическая пауза.
Звучит музыка «Осень постучалась к нам» на стихи И.Смирнова. Осень, воспитатель и дети делают движения под музыку.
Осень: А сейчас мы с вами на самом деле превратимся в маленьких художников. для этого мне необходимо произнести волшебные слова, а вам три раза покружится. Готовы? И так... (Осень произносит волшебные слова, а дети кружатся). Вот теперь вы настоящие художники. Давайте тихонько сядем на свои места (дети садятся).
Осень: Перед вами краски, кисточки и мой портрет. Его нарисовал мой лесной художник, а вас я попрошу раскрасить его, нарядить меня. Я надеюсь, что Осень у каждого из вас будет своя: кирсановская, логашковская, григорьевская, бадиатуллинская... Ваши родители могут тоже к вам присоединиться, пусть работа будет совместная.
Звучит тихая музыка, дети вместе с родителями рисуют.
Итог занятия: совместные рисунки детей и родителей выставляются на доску.
Воспитатель: Посмотрите, какая же красивая у нас получилась осень. У кого-то она грустная, у кого-то веселая, у кого-то сказочная! Она вся такая разная!
Осень: А на самом деле я волшебная. Ваше творчество мне очень понравилось...
Ждет меня снова дорога осенняя,
Манит к себе безбрежная даль.
В памяти вечно строки Есенина
Миг расставанья настал -
Ах, как жаль!