Воспитание патриотизма у дошкольников через проектную деятельность | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Богатырева, А. В. Воспитание патриотизма у дошкольников через проектную деятельность / А. В. Богатырева, Л. А. Герасимова, Н. В. Маринина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 4 (21). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/122/4026/ (дата обращения: 16.11.2024).



«Те высокие нравственные, этические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», — писал А. В. Запорожец.

В современном мире в условиях интенсивного информационного потока, важнейшим направлением образовательной деятельности дошкольного образования является внедрение в педагогический процесс методов, формирующих способность дошкольника самостоятельно ставить вопросы, выдвигать идеи, находить необходимую информацию и использовать ее в исследовательской деятельности, отрабатывать усвоенные навыки и умения непосредственно на практике.

В развитии способностей ребенка, его познавательной активности эффективным является не пассивное овладение знаниями, а умения овладеть ими через специально организованное педагогом обучение, направленное на развитие наблюдения за различными явлениями и последующему их анализу, умению сравнивать и обобщать, делать выводы и использовать полученные знания.

Реализации данного направления развития современного дошкольника позволяет осуществить проектная деятельность. Очень важно и то, что в проектной деятельности дошкольники учатся работать в коллективе, объединенном желанием изучать и учиться.

Дети дошкольного возраста отличаются стремлением все знать. Недаром этот возраст называют «возрастом почемучек». А ведь именно с вопроса начинается любой проект. Вопрос, поставленный ребенком или педагогом, заставляет задуматься не только его самого, но и других взрослых и детей.

Педагог учит детей рассуждать, подводя их к выдвижению гипотез и их обоснованию. Необходимо корректно оценивать все высказывания ребенка, без исключения, ведь ребенок имеет право ошибаться. Часто у детей не хватает знаний, и тогда педагог предлагает детям вместе со взрослыми (родителями, педагогами) найти необходимую информацию в разных источниках: печатные издания, интернет ресурсы, видеоматериалы.

Проектная деятельность может охватывать все стороны нашей жизни, в том числе и тему патриотизма. Эта тема особо значима, так как в последнее время в нашей жизни произошло немало изменений. Некоторые праздники ушли в прошлое, появились новые; различна и противоречива информация об истории России, армии и ее роли в прошлом и настоящем.

Воспитание патриотических чувств у дошкольников требует серьезной, длительной, вдумчивой работы. И ее необходимо начинать с младшего дошкольного возраста, в понятной для детей форме, в тесном контакте с семьей.

В нашей группе патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. Начиная со сказок и былин о богатырях, до реальных героев Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Главной мыслью этой многолетней работы является то, что богатыри на земле русской жили всегда. И эти богатыри — не только далекие былинные герои, но и наши прадеды и деды. Эта мысль легла в основу проекта «Защитники Отечества», содержащего две части: «Илья Муромец» и «Наши прадеды». В создании этого проекта принимали участие воспитатели, воспитанники подготовительной к школе группы и их родители.

Предварительная работа:

− беседы и занятия: «Мир — это главное слово на свете», «Дети — Герои Советского Союза», «Награды Великой Отечественной Войны», «Герой Советского Союза», «Основные даты Великой Отечественной войны», «Оборона Москвы», «Труженики тыла», «Рельсовая война», «День Победы»;

− целевые прогулки с родителями к памятникам боевой славы, по улицам и площадям, носящим имена героев Великой Отечественной войны;

− чтение художественной литературы о войне;

− прослушивание музыкальных произведений о войне;

− встречи детей с участниками Великой Отечественной войны (прадедушками и прабабушками воспитанников);

− выставки рисунков по темам: «Наша армия», «Русские богатыри», «День Победы»;

− рассматривание иллюстраций, фотографий, вырезок из журналов;

− консультация родителей «Как детям рассказать о войне»

Информационный этап проекта.

На этом этапе работы были определены пути поиска информации:

− поездка детей с родителями в город Муром; сбор информации о жизни Ильи Муромца и его подвигах;

− сбор былин об Илье Муромце: «Первые подвиги Ильи Муромца», «Илья Муромец и Калин царь», «Святогор и Илья Муромец», «Три поездки Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Бой Ильи Муромца с сыном» и оформление выставки картин.

− проведение бесед по прочитанной литературе, определение черт характера Ильи Муромца: мужество, любовь к Родине, мудрость, ненависть к угнетателям, надежность, справедливость, сила духа, отвага, уважение к крестьянскому труду, правдивость.

− сбор информации о бронепоезде «Илья Муромец», именном танке «Илья Муромец»;

− рассказы бабушек, дедушек о войне, об их наградах, рассматривание домашних архивов;

Основной этап проекта.

1. Рассказы детей о том, что они узнали об Илье Муромце:

(история жизни, обретение сил и примеры его сражений с врагами земли Русской).

2. Рассказы детей о бронепоезде «Илья Муромец» (история возникновения, боевые заслуги, награды).

Рассказы детей о танке «Илья Муромец» (история возникновения, боевые заслуги, награды).

3. Рассказы детей об участниках Великой Отечественной войны (дедушки и прадедушки воспитанников)

На презентацию проекта были приглашены родители воспитанников, их бабушки и дедушки, воспитатели ДОУ, другие педагоги.

Организуя работу над этим проектом, мы побуждаем детей и родителей к собору информации в различных источниках и сделали вывод о том, что участвуя в поиске, оформлении и презентации результатов, являясь активными участниками образовательного процесса, родители начинают понимать необходимость совместного с детьми обучения и творчества. Проектная деятельность помогает развить у детей познавательную активность, самостоятельность, креативность, умение работать в команде. Это именно те качества, которые в дальнейшем помогут нашим воспитанникам стать успешными в жизни и профессии.

Наша работа показала, что проектная деятельность создает все условия для того, чтобы любой ребенок вырос разумным, добрым, любознательным, приобрел навыки и умения исследовательской деятельности. Проектная работа через исследовательский поиск в различных направлениях, с большой долей вероятности, дает толчок к развитию познавательной активности, умения найти проблему и решить ее, используя разработанный поэтапный план, который, в свою очередь, может корректироваться и уточняться, и приходить к результату. Неоспоримо и приобретение социальных навыков — ориентация не только на свои личные мотивы, а на интересы группы, то есть социальные нормы. Проектная деятельность дает ребенку возможность проявить себя активным субъектом, наполняющим любую свою деятельность смыслом.

Проектная деятельность влияет не только на детей, но и на воспитателей. Воспитатель, активно включающий этот вид деятельности в свою работу, понимает недопустимость применения стандартов, шаблонов. Проектная деятельность дает возможность преобразить себя, научиться решать любые задачи, используя и совершенствуя свой педагогический потенциал. Это мотивирует педагога использовать инновационные технологии, а следовательно, повышать творческую и педагогическую активность.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на детско-родительские отношения. В этом случае родитель — не источник информации, а поддержка и помощник, непосредственный участник образовательного процесса, обогащающий свой педагогический опыт, испытывающий удовлетворение от успехов своего ребенка.

В заключение мы хотим отметить, что использование проектной деятельности дает эффективный толчок в развитии не только детей, но и воспитателей и родителей.

Литература:

  1. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. — 112 с.
  2. Кондрыкинская, Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества [текст]: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. Кондрыкинская. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 192 с.
  3. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. — М.: ЦГЛ, 2005. — 205 с.
  4. Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст]: нейропедагогика — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В. Д. Еремеева. — Учебная литература, 2008. — 160 с.
  5. Нечаева, В.Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макарова — М.: Просвещение, 1984. — 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, Великая Отечественная война, ребенок, Муромец, рассказ детей, познавательная активность, родитель, исследовательская деятельность, необходимая информация, Советский Союз.
Задать вопрос