Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе формирования звуковой культуры речи на материале малых фольклорных форм | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (21) апрель 2019 г.

Дата публикации: 19.03.2019

Статья просмотрена: 227 раз

Библиографическое описание:

Матрёнина, Т. Я. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе формирования звуковой культуры речи на материале малых фольклорных форм / Т. Я. Матрёнина, Н. В. Агеева, О. А. Сердюкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 4 (21). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/122/4030/ (дата обращения: 16.11.2024).



В системе дошкольного образования произошли определенные перемены. Появились новые комплексные программы, которые с успехом используются в дошкольных учреждениях. Отсутствие каких бы то ни было общегосударственных идеологических установок приобщения детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В своей истории многие народы осуществляют духовно-творческие свершения, переживающие века. Каждый народ привносит в культуру что-то свое, этническое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, неоднократное повторение, заучивание переводит со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь. Всё это позволяет использовать фольклорный материал в логопедической работе с дошкольниками по формированию звуковой культуры речи.

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь, элементы звуковой выразительности речи, связанные с ними двигательные средства выразительности, а также элементы культуры речевого сообщения.

Народ — непревзойдённый учитель речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого сочетания трудно произносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположения слов. Использование потешек, считалок, чистоговорок, скороговорок даёт хорошие результаты, так как отработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры.

Раннее и дошкольное детство — это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера. Взрослые должны окружить малыша любовью, заботой, вниманием, лаской, научить радоваться жизни. Близкие ребенку люди ведут его по пути познания мира, играя, а позднее и создавая условия для самостоятельной игры. Вот тут-то и приходят на помощь фольклорные произведения — это как «духовная пища» для ребенка. Незаметно и ненавязчиво на материале этих текстов малыш будет постигать языковое богатство.

Нет более ответственного периода, чем ранее и дошкольное детство ребенка. Именно в это время ребенок овладевает речью и проявляет к ней необычайное чутье, как раз в эту пору закладываются нравственные начала, возникают первые высшие чувства. Специалисты утверждают, что речь является центральным каналом психического развития ребенка. Развивая дар слова, мы создаем предпосылки для развития мышления, воображения, эмоционально — чувственной сферы личности ребенка. Очень часто при обсуждении проблем развития речи основное внимание концентрируется исключительно на устном слове. Первые слова — это такая же знаменательная веха, как и первая улыбка, и первые неуклюжие шаги ребенка.

Фольклорные жанры приносят детям большую пользу. Многолетние наблюдения показали, что ценность фольклорных произведений для детей раннего возраста обусловлена, прежде всего, их высокой интонационной выразительностью, речевыми, звуковыми, смысловыми жанровыми особенностями. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицание и эмоциональное обращение невольно заставляют малышей прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваться в лицо говорящего.

С искусством народа дети знакомятся в первой, услышанной в детстве колыбельной песне. За пением колыбельных песен наступала очередь тешить ребёнка пестушками и потешками. Пестушки получили от слова «пестовать» это короткие стихотворения — приговоры, которыми сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. Пестушка незаметно переходит в потешку — песенку, которую поют ребёнку, играя с его пальчиками, ручками, ножками.

Без пословиц не проживёшь — точно и справедливо сказано народом. В 1Ткой, образной форме они отражают все стороны человеческой жизни, знакомстве с пословицами детей особое значение придаётся пониманию мсти, точности их языка, осмыслению прямого и переносного смысла, сно, чтобы потом дети смогли употреблять их в своей речи.

Мною разработана система работы по формированию звуковой культуры речи на логопедических занятиях, связанная с формированием духовно-нравственных ценностей на фольклорном материале.

Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию малые фольклорные формы использую при проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики рук, закрепления произношения поставленных звуков и их дифференциации в речи. Большинство потешек и поговорок — готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.

Благодаря тому, что ребёнок легко заучивает и помногу раз произносит тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности, у него вырабатывается умение различать па слух близкие по звучанию слова, улучшаются произношение и дикция, формируется фонематическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой.

Излюбленной словесной игрой детей старшего дошкольного возраста были и остаются скороговорки — быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Словесные игры, поддевки, скороговорки и некоторые другие малые формы фольклора, вызваны к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа».

Игра словом в скороговорках тоже становится для детей источником веселья. В одной фразе нарочно совмещаются звуки, трудные для выговаривания именно своим сочетанием:

Сшит колпак, да не по-колпаковски,

Кто бы тот колпак переколпаковал

Да перевыколпаковал.

Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно — баловство, любимая игра в словотворчество.

Каждое действие, указание, определение в скороговорке имеет смысл:

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

Три сороки-тараторки тараторит на горке.

Известно, что становление фонематического слуха протекает в тесном взаимодействии с развитием артикуляционной базы. На подготовительном этапе перед постановкой звука использую потешки и приговорки для проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики, упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Читаю потешки и приговорки, а дети выполняют артикуляционные упражнения. В дальнейшем один из детей рассказывает потешку, а затем выполняются артикуляционные упражнения.

«Дудочка» — вытянуть губы вперёд трубочкой.

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду.

Потерял пастух дуду.

А я дудочку нашла,

Пастушку отдала.

Не пугай парод,

Садись на кочку,

Проплачь всю почку.

Приговорки помогают проводить дыхательную гимнастику, которая необходима для успешной постановки звука. Ребёнок с удовольствием представляет себя ветерком, который то натягивает паруса, то сильно дует на кораблик или гонит кораблик в ручеёк:

Мотылёк — витияёк,

Принеси нам ветерок:

От ворот в поворот

Гнать кораблик в ручеёк.

Пестушки и потешки, сопровождаемые движениями пальчиков ребёнка развивают мелкую моторику рук, что в свою очередь способствует более быстрой постановке звуков. «Сорока- ворона кашу варила», «Скок-поскок молодой дроздок», «Идёт коза рогатая», «Тяни холсты» и другие потешки приговариваются сначала взрослым вместе с ребёнком, а по мере запоминания уже самим ребёнком. Дети одновременно с приговариванием перебирают по очереди пальчики, перебирают пальцами по столу, хлопают в ладоши в такт, сцепляют руки я замок, тянут с силой в разные стороны и т. д.

На этапе автоматизации звука использую поговорки, пословицы, скороговорки, потешки и считалки, сказки. Я подобрала фольклорный материал для закрепления произношения свистящих, шипящих и сонорных Звуков. Дети заучивают тексты наизусть, работают над словесным и логическим ударением, интонацией, выразительным рассказыванием, объяснением лексического значения устаревших слов.

При разучивании чистоговорок работаем над ритмом (дирижируем, отстукиваем, отхлопываем), над темпом (произносить медленно, быстро); над силой голоса (говорить тихо, громко, умеренно, шёпотом). Стараюсь подбирать тексты максимально насыщенные автоматизируемым звуком:

Капуста виласта,

Не будь голенаста,

Не будь голенаста,

А будь пузаста, (звук «с»)

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи. Дифференциация звуков тоже проходит на фольклорном материале, что помогает не только различать смешиваемые звуки в речи, способствуя развитию фонематического восприятия, но и развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Приобщение детей дошкольного возраста к золотому фонду народной культуры решит не только проблемы формирования звуковой культуры речи, но и позволяет совершенствовать их духовно- нравственные качества. Можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Литература:

  1. Туранина Н. А. Традиции и культура русского быта. Белгород, 2007.
  2. Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. — М., Просвещение, 1987.
  3. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, М.: Просвещение, — 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, фольклорный материал, дыхательная гимнастика, звуковая культура речи, народная культура, малая форма фольклора, мелкая моторика рук, приобщение детей, фонематический слух, фонематическое восприятие.

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики с учетом краеведческого компонента

Условия развития духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста на материале местных традиций

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Значение предметно-пространственной развивающей среды в воспитании дошкольников

Развитие духовно-нравственной культуры старших дошкольников на материале местных традиций

Психолого-педагогические средства и формы развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Воспитательная эффективность освоения народных традиций и фольклора в художественно-массовой работе

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики с учетом краеведческого компонента

Условия развития духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста на материале местных традиций

Социально-коммуникативное развитие дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр

Особенности формирования и развития познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста в условиях предметно-развивающей среды

Значение предметно-пространственной развивающей среды в воспитании дошкольников

Развитие духовно-нравственной культуры старших дошкольников на материале местных традиций

Психолого-педагогические средства и формы развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности

Воспитательная эффективность освоения народных традиций и фольклора в художественно-массовой работе

Задать вопрос