Инновационные формы работы педагогов ДОО с семьёй (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (21) апрель 2019 г.

Дата публикации: 25.03.2019

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Ерхова, М. В. Инновационные формы работы педагогов ДОО с семьёй (из опыта работы) / М. В. Ерхова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 4 (21). — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/122/4044/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цель: Разработать и разнообразить подходы, формы работы к организации взаимодействия ДОО (педагогов) с семьёй для обеспечения эффективного сотрудничества с семьями воспитанников и активизации участия родителей в жизни ребёнка и ДОО.

Задачи: установить прочные партнёрские взаимоотношения между педагогами и семьёй, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать для своего ребёнка настоящим другом и авторитетным наставником; сформировать активную позицию родителей, помогающую раскрыть образовательные возможности в вопросах воспитания и развития, в вопросах сохранности здоровья своих детей; повысить степень активности родителей в жизнь ДОО.

В настоящее время перед педагогами стоит немаловажная задача по взаимодействию и сотрудничеству с семьями воспитанников, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение ими социальных ролей, необходимых для безболезненной адаптации в саду и в целом обществе, закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения. Современная обстановка, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде и более тесного контакта общественности и семьи, которые осуществляются при помощи воспитателей.

Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего, но зачастую не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами, последним достаточно сложно становится работать в одиночку. Кроме того, понизился авторитет детских учреждений, так как появилось множество организаций дополнительного образования, где, как считают родители, готовят к школе и занимаются лучше, чем в саду и общие условия там лучше. Большая занятость и экономическое неблагополучие взрослых также бывает иногда причиной безучастия и незаинтересованности в жизни детей и детского сада. Для этого необходим индивидуальный подход к каждой семье, умение выделять наиболее важные проблемы, а сотрудничество, доброжелательный и открытый стиль общения помогут наладить контакт с родителями, слышать и понимать друг друга, поэтому необходимо комбинировать старые традиционные формы и использовать новые приёмы работы с семьей, применять более современные методы в работе с родителями, без которых уже не может существовать современный детский сад.

Современное общество стремительно осваивает новые технологии коммуникации. Дошкольное учреждение как часть социума представляет собой динамическую систему, отражающую социальный заказ общества и тенденции его развития. В связи с этим детский сад должен быть современным, все его элементы и системы должны функционировать четко и бесперебойно Современные родители очень заняты, множество бесконечных споров с педагогами, необоснованные жалобы, страхи родителей за их чадо, понизился авторитет педагогов, все чаще детей забирают из детских садов бабушки, няни и это является проблемой взаимодействия с семьей; прямого, непосредственного контакта с родителями все меньше, если раньше родители получали информацию о событиях и мероприятиях в родительских уголках, папках-передвижках, со стендов, то сейчас есть другие источники. Поэтому выход есть в сложившейся ситуации, последнее время люди между собой все чаще общаются посредством специальных приложений на смартфонах и планшетах, так называемых мессенджеров, таких как WhatsApp, Viber и другие, достаточно овладеть ими. Например, Viber достаточно прост и всегда под рукой, такие средства информационно-коммуникативных технологий помогут педагогам (и педагогам-стажистам, которые недостаточно владеют ИКТ) разнообразить не только формы поддержки образовательного процесса, но и всегда быстро, иметь связь с родителями, доступно повысить качество работы с ними. Преимущества их использования в следующем: минимизация времени доступа родителей к информации, возможность педагогов предоставить любой документ, информацию, фотоматериалы, обеспечить индивидуальный подход к каждому родителю, оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и группы, обеспечение диалога, расширение информационных потоков, заказной принцип консультирования родителей, постоянная обратная связь родителей с педагогами. Предоставляется возможность родителям в реальном режиме времени отслеживать воспитательно-образовательный процесс своих детей, на прогулке и в свободной деятельности, как в фото отчетах, так и видеороликах (например «один день жизни в детском саду», «мы выросли», «вот какие мы умелые», «наш тихий час») и так далее, тем самым родители получают возможность наблюдать за своим ребенком в реальном времени, как занимается ребенок, наблюдать за поведением и многое другое. Наблюдаются положительные отзывы родителей от такого вида общения, масса положительных эмоций родителей, комментариев и благодарностей, успешно идет обсуждение и консультирование по поводу предстоящих досугов и мероприятий, достаточно выкладывать на страничку фотографии примерных костюмов, атрибутов и остальные родители имеют представление, что им нужно и над чем стоит потрудиться.

Очень важна подача материала или совета родителям. При общении с родителями как устно, так и в интернет ресурсах при общении с родителями чаще должны звучать фразы: «А как вы думаете?», «Давайте вместе решим…», «Хочется услышать Ваше мнение». До 95 % родителей на моем опыте активно включаются в диалог. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители-его союзники и он не может обойтись без их совета и помощи. Самостоятельно родители организовали свою группу в Viber, где активно обсуждаются любые возникшие вопросы и ситуации; также родителями была организована группа в контакте «Родители Петра Дубравы», где мамы не только моей группы, но и всего поселка присоединились к ней, даже те, чьи дети еще не посещают ДО, что является не мало важным. Всего на данный момент насчитывается около 240 подписчиков группы. Публикуются полезные ссылки по воспитанию и образованию детей, родители делятся опытом и советами друг с другом, происходит обмен праздничных костюмов, выкладываются фотоматериалы построек, атрибутов, которые заинтересовали мам и многое другое. В ближайшее время планирую освоить интересную форму взаимодействия с родителями как дистанционное гостиные через Skype (cистему видеоконференции) или в сообществе нашей группы в социальной сети, которую педагог сможет овладеть и организовать.

Таким образом, успешность педагогического взаимодействия ДОО и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог использует в своей работе новые информационно-коммуникативные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.

Конечно, такой интерактивный режим взаимодействия педагогов с семьями воспитанников не противопоставляет и не исключает других форм работы через непосредственное «живое общение», а скорее обогащает и дополняет их, учитывая современные реалии жизни. Родительское собрание — основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни группы, детского сада и родительского коллектива. Я изменила обычный шаблон-собрание и заменила фразой «Родительские гостиные-встречи». Часто они носят познавательный характер. Регулярно проходит открытый показ интеллектуальных игр детей для родителей, родителей между собой- «Знатоки»; «Знай правила важные — пожароопасные!», «Азбука пешехода» по формированию основ безопасности и жизнедеятельности детей дошкольного возраста В рамках семинара-практикума активно ведется работа по теме «Совершенствование здоровье сберегающих технологий», «Проблемы детей перед школой» и прочие, родители самостоятельно выбирают наиболее актуальные для них темы таких встреч, что является важным для педагогов.

Следующая форма работы: информационно-аналитическая (анкетирование, опрос, «почтовый ящик», тестирование), что поможет так же родителям задать интересующий вопрос анонимно или предоставит мне обратную связь в качестве просьбы или совета, а педагогу получить дополнительную информацию; широко используется наглядно-информационные формы работы-(родительские клубы, яркие и краткие буклеты, памятки), родительский клуб предоставляет возможность показать друг другу и педагогам свое мастерство, талант, раскрыть свой творческий потенциал, поделиться опытом и служит примером другим семьям, например в моей практике одно из значимых это родительский клуб «папа может все, что угодно». На одной из таких встреч папа показал, как можно изготовить из пластиковых водопроводных труб ПВХ различные изделия — стулья, этажерки, и целые игровые пособия для детей; мамы демонстрируют мастер-классы: по изготовлению интересных поделок и предметов из коктейльных трубочек, которые можно использовать для развития мелкой моторики, которые служат украшениями для елочек и интерьера, демонстрируют как изготавливаются поделки и другие атрибуты из шелковых ленточек и фетра и так далее. Актуальны для меня консультации (я называю их лекторий) других специалистов (психолога, медицинского работника, логопеда), в реальном режиме-онлайн, что позволяет повысить педагогическую грамотность наших родителей путем дистанционного общения и консультирования в любое, свободное время семьи. Рубрика «Окно — очень короткие новости»: краткая информация, изменения в работе детского сада, объявления, выполнена в креативном стиле из дерева в виде домика руками родителей, параллельно она ведется и в режиме «онлайн-времени» (для слишком занятых родителей).

Следующая форма работы — досуговые: (праздники, совместные досуги, мероприятия, реализация совместных проектов («Путешествие по Вселенной или наша Галактика», «Азбука безопасности», тематические акции, участие родителей в конкурсах, выставках). Ни одно мероприятие, праздник для детей не проходит без участия родителей. Живое общение с мамой в образе Кикиморы или Феи, а папы в роли большого Мишки или Деда Мороза. Показ и демонстрация театрализованных сказок в рамках творческой мастерской родителей («Морозко, «Уроки мудрой тетушки совы» и другие), самостоятельно подготовивших родителями, изготовление декораций и костюмов. Все это приносит особое удовольствие детям, а родители, погружаясь в сказочный мир, лучше понимают своих детей, их желания и интересы, вместе с детьми постоянно принимают участие в спортивных мероприятиях. Ребенок рядом с активными родителями получает наглядный пример и с большим уважением и гордостью относится к ним.

С помощью родителей произошли изменения в группе по созданию пространственно-развивающей среды, созданы уголки и зоны на самые разнообразные тематики (космос, экология, правила дорожные знать всем положено, лекарственные растения, азбука поведения в природе, огонь не забава, мир животных и т. д.), группа стала более оснащенной и игрушками, дидактическим материалом, различными пособиями как самодельными, так и приобретенных в магазинах. Все родители с удовольствием сами участвуют в организации праздников и досугов для детей, примеряют на себе различные роли, изготавливают костюмы и декорации, что является немаловажным и для детей и для педагогов. Зимой и летом самостоятельно организовывают встречи на участке детского сада для его благоустройства, и их озеленению, для зимних прогулок изготовлены атрибуты и инвентарь именно для прогулок зимой, которые служат целой областью для наблюдений и размышлений, привлекают спонсоров со стороны для предоставления различного материала и мелкого ремонта. Хочется особо отметить, что родители стали сами проявлять активность и инициативу, что нам — педагогам необходимо для работы с детьми, проявили интерес к тому, чем занимается их ребенок, проявили доверие к воспитателю и стали проявлять активное участие в жизни детского сада. Даже малоактивные семьи, которые всегда есть в ДОО, стали более активными и участвуют с удовольствием в различных мероприятиях. Родительский коллектив между собой очень сблизился, посещаемость детей в группе значительно возросла. Важным является и то, что дети видят наглядный пример трудовой деятельности их родителей, с удовольствие идут в детский сад и получают при этом позитивные эмоции и положительный пример родителей, испытывают гордость за них.

Семья и детский сад — два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает социальный опыт ребенку, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человечка в большой мир. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями к чему я шла, используя инновационные формы работы. Родители стали более внимательно относится к нашим проблемам, проблемам своих детей, а самое главное они стали нашими помощниками в образовании детей, в создании условий современной образовательной среды, соответствующей требований ФГОС ДО, активными и инициативными участниками ДОО, а информационно-коммуникативные технологии, используемые мной в процессе работы с родителями, способствуют и повышению качества образовательного процесса, выводят его на новый уровень, способствуют развитию детского сада в целом как института социализации.

Вывод: Создание положительного эмоционального микроклимата при взаимодействии с родителями, повышение педагогической грамотности родителей,повышение профессиональной компетентности педагогов, обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов, продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей. Активное и инициативное участие родителей в жизни современного детского сада и общества в целом.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, ребенок, педагог, семья воспитанников, форма работы, активное участие, индивидуальный подход, образовательный процесс, родительский коллектив.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание в условиях современного ДОУ (из опыта работы)

Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников с целью повышения уровня экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей, привлечение родителей к совместной проектной деятельности (из опыта работы)

Алгоритм педагогического сопровождения адаптации суворовцев первого курса (из опыта работы)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Профессиональная компетентность молодых педагогов ДОО в сфере партнерского взаимодействия с родителями воспитанников (из опыта работы)

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов образовательных отношений в условиях ДОО (из опыта работы)

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Похожие статьи

Патриотическое воспитание в условиях современного ДОУ (из опыта работы)

Взаимодействие ДОО с семьями воспитанников с целью повышения уровня экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Взаимодействие педагогов дополнительного образования с семьей, привлечение родителей к совместной проектной деятельности (из опыта работы)

Алгоритм педагогического сопровождения адаптации суворовцев первого курса (из опыта работы)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Профессиональная компетентность молодых педагогов ДОО в сфере партнерского взаимодействия с родителями воспитанников (из опыта работы)

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов образовательных отношений в условиях ДОО (из опыта работы)

Квест-игры как инновационная форма работы с родителями в условиях ДОУ

Задать вопрос