Физкультура и музыка
Авторы: Лебединская Людмила Анатольевна, Варкентин Алена Петровна
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (21) апрель 2019 г.
Дата публикации: 18.03.2019
Статья просмотрена: 936 раз
Библиографическое описание:
Лебединская, Л. А. Физкультура и музыка / Л. А. Лебединская, А. П. Варкентин. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 4 (21). — С. 17-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/122/4054/ (дата обращения: 16.11.2024).
Здоровье нации — основа просвещения России
Всероссийский форум
Физическая культура занимает одно из ведущих мест в воспитании гармонически развитой личности. Именно в период дошкольного детства в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.
Формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием в нём нравственно-волевых черт личности. В детских дошкольных учреждениях средствами физического воспитания служат физические упражнения, гигиенические и социально-бытовые факторы.
Физические упражнения — основное средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры.
Движения составляют основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, приводит к задержке умственного и сенсорного развития).
В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движения, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. Повышение уровня жизни и сохранение здоровья населения нашей страны, формирование основ физической культуры, приобщение к спорту взрослых и детей относятся к задачам, решение которых контролируется на самом высоком уровне.
По данным исследований, 75 % болезней взрослого человека закладываются в детстве. Поэтому вопросом физического развития, формированию у ребенка основ культуры здоровья следует уделять как можно больше внимания, начиная с детского возраста.
Одной из важных проблем в настоящее время является гипокинезия, то есть недостаточная двигательная активность детей, как следствие повышения образовательной нагрузки, отсутствие двигательной нагрузки, пристрастие к играм статического характера (в том числе компьютерным), негативного отношения к физической культуре.
Современный ребенок сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием и гиподинамией. Два последних обстоятельства, по мнению ученых, ведут к акселерации — ускоренному развитию организма ребенка, в первую очередь к увеличению роста и повышению веса тела. На этом фоне внутренние органы отстают в своем развитии, поэтому возникают различные заболевания или отклонения. Медицинские работники не в состоянии решить эту проблему без помощи педагогов и семьи.
К моменту поступления в школу ребенок должен овладеть определенным запасом двигательных навыков и умений, которые позволят ему адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявленным к учебной деятельности, помогут более успешному усвоению школьной программы не только на первых, но и на последующих этапах обучения.
Благодаря целенаправленным занятиям физической культурой в детском саду, начиная с самого раннего возраста, к моменту перехода в старшую группу дети обладают уже достаточно прочным запасом двигательных навыков и умений.
Физическое развитие детей дошкольного возраста в последнее время приобрело особую значимость. Весь период дошкольного детства наиболее важный в становлении двигательных функций и физических качеств ребенка, так как именно в детстве закладываются основы будущего здоровья, работоспособности и долголетия человека.
Известно, что дефицит движений особенно опасен в период роста и формирования организма. Это важно иметь в виду, поскольку значительная часть современных дошкольников имеет различные хронические заболевания. Физическое развитие детей и подготовленность часто не соответствуют возрастным нормам.
Работа по развитию движений осуществляется на физкультурных, музыкальных занятиях и в свободное от занятий время. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений.
Говоря о большом значении музыки в развитии движений, педагог Н. А. Ветлугина отмечает: «…между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливаются очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и то же поэтическое содержание».
Для сопровождения упражнений должны быть взяты художественные музыкальные произведения. Естественно их исполнение должно быть грамотным. Движения, выполняемые под музыку, способствуют развитию основных видов движений: ходьба, бег, разнообразных прыжков и подпрыгиваний (с одной ноги на другую, на двух ногах и т. д.)
Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.
Музыкальное сопровождение физических упражнений должно отвечать определенным требованиям: ведущая роль отводится двигательным задачам; характер музыки соответствует характеру движения.
Основные задачи утренней гимнастики и физкультурных занятий — способствовать укреплению детского организма, формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества: выносливость, быстроту реакции, ловкость, координацию движений и т. д. Музыкальное сопровождение в дошкольных учреждениях подчиняется выполнению этих задач.
Подбирая музыку для физических упражнений, необходимо учитывать возраст детей, поскольку у малышей физиологические возможности достаточно ограничены (короткий шаг, относительно умеренный темп передвижения и т. д.). Музыкальные произведения для ходьбы, бега, подпрыгивания должны быть яркими, выразительными, умеренного темпа, с четкой фразировкой, контрастного характера.
Утренняя гимнастика создает бодрое настроение, подготавливает детский организм к различным видам деятельности. За время пребывания в дошкольном учреждении дети приобретают опыт музыкального восприятия. К шести годам они умеют самостоятельно определить на слух характер музыки и передать его в движении.
У детей достаточно развиты двигательные навыки, они умеют ритмично ходить и бегать; легко, энергично, а также высоко поднимать ноги в коленях и т. д. Педагоги должны добиваться, чтобы движения у детей были естественными, непринужденными, выразительными. Таким образом значительно расширяется объем упражнений, особенно гимнастических и танцевальных.
Продолжая работу по физкультуре, музыкальный руководитель учит детей пространственной ориентировке: быстро перестраиваться в колонну, в шеренгу, круг во время движения и на месте; выполнять все движения не только ритмично, но и сохраняя указанный темп.
Иногда музыкальное занятие в подготовительной группе начинается после прогулки. Правильно организованная прогулка предполагает определенную физическую нагрузку, после которой нежелательно сразу проводить упражнения с большой двигательной активностью и музыкальными играми.
«Подвижные игры под музыкальный аккомпанемент развивают слух, легкость и ловкость движений, способность быстро и правильно реагировать на получаемые от музыки впечатления» — так писала известный русский педагог Е. Н. Водовозова. Эту мысль развивает А. П. Усова: «С полным основанием можно сказать, что детская песня рождается в играх. Практика детских игр является как бы первоначальной школой музыкальной культуры детей…Может быть, ответ на вопрос о том, что такое русская пляска для детей, нужно искать в этих играх. В них выведен тот красивый ритмичный рисунок, который доступен ребенку и дан он в форме игры».
Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью их общего характера. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность.
Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движениях рук и ног. Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придает движению особую выразительность.
Чтобы двигаться в соответствии с характером музыки, надо иметь определенный запас движений. Их заимствуют из физических упражнений, сюжетной драматизации, танца. Из физкультуры выбираются основные виды движения: ходьба, бег, прыжки, которые преобладают в играх, хороводах, плясках. Используются также гимнастические упражнения для верхнего плечевого пояса, ног, корпуса. Эти движения с включением различных предметов (мячи, обручи, ленты, флажки и т. д.) и без них разучиваются с детьми. Применяются некоторые перестроения (ходьба шеренгами, в круге, парами и т. д.), необходимые для хороводов, танцев. Они хорошо организуют детский коллектив, облегчают проведение игр, хороводов, праздников.
На занятиях физкультурой, при обучении ходьбе, обращается внимание на соблюдение правильной осанки, точной координации движений рук и ног. Эти требования предъявляются и на музыкальных занятиях, но, помимо этого, характер ходьбы может меняться в зависимости от сопровождающей её музыки. Так же физкультурные праздники и развлечения вызывают у детей повышенный интерес к двигательной активности, дают им возможность реализовать естественную потребность в движении и проявить творчество. Кроме того, физкультурные праздники и развлечения способствуют снятию у детей эмоционального напряжения, общему оздоровлению, воспитывают у них дисциплинированность и культуру поведения, содействуют умственному развитию, расширяют кругозор, а также обеспечивают полноценное сотрудничество педагогов и родителей воспитанников ДОУ.
Литература:
- Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М. Просвещение 1976г. 270 с.
- Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. М.: Просвещение 1986г. 304с.
- Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение. 1988г. 143с.
- Бекина С., Ломова Т., Соковнина Е. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 6-7лет. Из опыта работы музыкальных руководителей детских садов. Москва Просвещение 1984г. 288 с.
- Утренняя гимнастика под музыку. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада М. Просвещение 1984г. 176 с.
- Справочник старшего воспитателя № 6, № 10. 2009г., № 8,2013г.