Конспект занятия для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи на тему «Путешествие в гости к гномику Роме» (автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Конспект занятия для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи на тему «Путешествие в гости к гномику Роме» (автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях) / А. Б. Атаян, С. С. Металина, Е. И. Панченко [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 4 (21). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/122/4065/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цель: автоматизация звука (Р) в слогах, словах, предложениях

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

− Упражнять в правильном произнесении звука (Р) в слогах, словах и предложениях.

− Учить определять наличие звука (Р) в ряду звуков.

− Закрепить понятие о месте звука в слове, упражнять в выделении звука (Р) в начале, конце, середине слова.

− Учить составлять звуковые схемы слова и анализировать их

− Развитие грамматического строя речи (упражнять в подборе прилагательных к существительным, в употреблении слов-антонимов, упражнять в подборе существительных родительного падежа множественного числа).

− Продолжать учить составлять предложения по опорным словам.

Коррекционно-развивающие:

− Развивать артикуляционную моторику

− Развивать общую, мелкую моторику

− Развитие фонематического слуха

− Развитие память, внимание

Коррекционно-воспитательные:

− Формирование навыков сотрудничества и создание благоприятного климата в группе.

Оборудование:

− Предметные картинки со звуком (Р), «кубик –разминка»

− Кукла гномика Ромы

− Демонстрационные картинки (письмо, части карты)

− Наборы для составления схем

− Фишки, пирамида, су-джок

Ход занятия

Этапы занятия

Методы иприемы

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Организационный момент.

Методы- словесный, игровой, наглядный

Приемы- создание игровой ситуации

Сообщение темы

Педагог: Сегодня нам пришло письмо от гномика Ромы. Он приглашает нас в гости. Гномик Рома прислал нам карту, но она перепуталась, собрать ее вам помогут цифры, а правильно выполнив задания, вы дойдете до его домика.

Дети открывают конверт, достают карту и собирают ее в правильной последовательности, ориентируясь на цифры.

Основной этап

Методы –словесный, игровой, наглядный.

Приемы — игры, упражнения.

Игра “ кубик-Разминка”

(цель: развитие артикуляционной моторики)

Педагог: Однако перед дальней дорогой надо размяться. Проводится игра “ кубик-разминка”

Дети, кидая кубик, по выпавшим картинкам-символам, выполняют артикуляционную гимнастику: «Блинчик», «Парус», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Сильный ветерок» — на воздушную струю.

Педагог: Разминка закончена, отправляемся в путь. А в дорогу мы с собой возьмём звук …

Дети узнают звук (Р) по беззвучной артикуляции и произносят его.

Игра «Поймай звук» (цель: развитие фонематического слуха)

Педагог: Идём по дорожке. Шаг будете делать, если услышите звук (Р) в ряду звуков. Каждый шаг, будете обозначать фишкой:

К-т-р-д-р-р-н-р-к-т-р…

Дети, услышав звук (Р) в ряду звуков, отмечают фишкой место на карте.

Автоматизация звука (Р) вслогах с использованием су-джок шариков.

Развитие общей и мелкой моторики

Педагог: Куда же привела нас дорожка? Впереди кочки. На кочках грибочки, каждый грибочек (су-джок шарик) свой сжимаем, звук (Р) в слоге четко называем: ра ро ру ры;

ар ор ур ыр; ро ра ры ру; (нажимаем на шарики легко)

ор ур ар ыр; ру ры ра ро;

ур ар ыр ар. (нажимаем на шарики сильно)

Дети, прыгая по кочкам, пальчиками сжимают мячики, четко проговаривая слоги со звуком (Р):

ра ро ру ры;

ар ор ур ыр;

ро ра ры ру;

ор ур ар ыр;

ру ры ра ро;

ур ар ыр ар.

Автоматизация звука (Р) всловах

Педагог: Следующая часть карты. Дальше пойдем, если назовете картинки.

Дети называют картинки, четко проговаривая звук (Р) в словах: рак, рука, роза, радуга, нора, корова, ворона, сыр, комар, мухомор.

Педагог: Какой звук повторяется чаще всего?

Характеристика звука (Р)

Дети: Звук (Р),

Звук (Р) — согласный, звонкий, твердый

Определить место звука (Р) вслове. Работа со схемой.

Педагог: Подошли мы к реке, мост перейдем, если найдем место звука в словах (в начале, в середине, в конце слова)

Дети раскладывают картинки — в зависимости от места звука в словах: рак, рука, роза, радуга, нора, корова, ворона, сыр, комар, мухомор, ромашка.

Развитие грамматического строя речи.

цель: подбор прилагательных к существительным

Педагог: К каждой картинке нужно подбирать слово:

роза какая?-… ромашка какая?-…

радуга какая?-… корова какая?-…

ворона какая?-… сыр какой?-…

комар какой?-… мухомор какой?-…

Дети подбирают к каждой картинке подходящие слова и, вслед за этим, переворачивают каждую картинку изображением вниз.

роза какая?- …красивая, красная

цель: употребление слов антонимов

Педагог: Перешли по мостику. Куда же нам дальше идти? Дорогу найдём, если подберём слова наоборот: белый -…, веселый — …, молодой -…, тупой — …, мягкий –…,внизу — …, узкая — …, длинный — …

Дети подбирают к каждой картинке слово — наоборот, при этом четко проговаривая звук (Р):

белый -… черный,

веселый — …грустный и т. д.

цель: составление предложения по опорным картинкам

Педагог: Гномик Рома привел нас на лесную полянку. Здесь живут друзья гномика Ромы. Друзей соберем, если придумаем предложения про этих героев.

Дети составляют предложения по опорным картинкам.

Рома, ромашка, Каркуша.-(Рома подарил Каркуше красивую ромашку)

Рома, корзина, черника, Буратино.-(Рома с Буратино собирали чернику в корзину)

Рома, Красная шапочка, крот.-(Рома с Красной шапочкой

увидели крота)

Педагог: Молодцы! А теперь назовите друзей гномика Ромы.

Дети: Каркуша, Буратино, Красная шапочка.

Физкультминутка

(цель: развитие общей моторики)

Педагог: Мы шли долго и устали давайте отдохнем.

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся, два — нагнулся,

Руки в стороны развел,

Видно, ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.

Дети повторяют движения за педагогом.

цель: подбор существительных в родительном падеже множественного числа

Педагог: Следующая часть карты, какая цифра?

Что находится на этой полянке?

Одна ромашка — … много ромашек…

Дети по картинкам образовывают слова в родительном падеже множественного числа существительных.

Слова: ромашка, мухомор, рысь, крот, трава, комары, корова.

Одна ромашка — много ромашек

Развитие памяти, внимания

Педагог: Куда дальше идти?

Через мостик пройдете, если вспомните картинки.

Дети вспоминают и называют картинки: роза, ромашка,

радуга, корова, ворона, сыр,

комар, мухомор, переворачивают их и проверяют правильность ответа.

Составление схемы слова

Педагог: Какие цветы здесь растут? Чтобы пойти дальше нужно составить схему слова ромашка.

Дети составляют схему слова, проводят звуковой анализ слова ландыш. Дают характеристику звука (Р).

Рефлексия

Методы — словесный, игровой.

Приемы — вопросы педагога, сюрпризный момент

Педагог: Куда привела нас карта?

— Сколько всего было преград в дороге? Посчитайте.

— Какое задание было самым трудным? Почему?

— Какое задание было самым легким? Почему?

А какой звук сопровождал нас в этом путешествии?

За то, что собрали карту и все задания выполнили, гномик Рома приготовил для вас сюрприз откройте его домик.

Дети дают ответы на вопросы.

Далее открывают двери дома гномика Ромы и находят там маленький подарок, который он им оставил (пирамидку, которую дети соберут в группе после занятия).

Литература:

  1. Ю. Б. Жихарева Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми Выпуск 3: Звук Р: Пособие для логопедов и родителей: В 9 вып./Ю. Б. Жихарева — М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2013.
  2. Н. В. Нищева Веселая артикуляционная гимнастика. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.
  3. https://www.maam.ru
Основные термины (генерируются автоматически): педагог, ребенок, звук, картинка, место звука, Ром, слово, автоматизация звука, Красная шапочка, родительный падеж.

Похожие статьи

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Экскурсия в музей»

Логопедический квест «Путешествие в город «Кувз» (звук). Конспект индивидуального логопедического занятия (автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях) с использованием авторского дидактического пособия «ПДД в логопедии»

Конспект открытого группового логопедического занятия с учащимися 2 класса с нерезко выраженным общим недоразвитием речи «Употребление предлогов в речи». Лексическая тема «Космос»

Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи (2-й год обучения) на тему: «Относительные прилагательные»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов на примере лексической темы «Птицы»

Основная образовательная деятельность по звуковой культуре речи в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи «Дифференциация звуков С — Ш. Закрепление их в слогах, словах и фразах»

Конспект ООД с использованием приемов мнемотехники и драматизации «Весна. Перелетные птицы» (для детей с тяжелыми нарушениями речи)

Подгрупповое занятие с использованием технологии коррекции слоговой структуры слова для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития на тему «Цветы»

Похожие статьи

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Экскурсия в музей»

Логопедический квест «Путешествие в город «Кувз» (звук). Конспект индивидуального логопедического занятия (автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях) с использованием авторского дидактического пособия «ПДД в логопедии»

Конспект открытого группового логопедического занятия с учащимися 2 класса с нерезко выраженным общим недоразвитием речи «Употребление предлогов в речи». Лексическая тема «Космос»

Конспект группового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в логопедической подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи (2-й год обучения) на тему: «Относительные прилагательные»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов на примере лексической темы «Птицы»

Основная образовательная деятельность по звуковой культуре речи в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи «Дифференциация звуков С — Ш. Закрепление их в слогах, словах и фразах»

Конспект ООД с использованием приемов мнемотехники и драматизации «Весна. Перелетные птицы» (для детей с тяжелыми нарушениями речи)

Подгрупповое занятие с использованием технологии коррекции слоговой структуры слова для детей с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития на тему «Цветы»

Задать вопрос