Досуг «Битва под Москвой — история победы» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (21) апрель 2019 г.

Дата публикации: 03.04.2019

Статья просмотрена: 727 раз

Библиографическое описание:

Рожкова, Е. В. Досуг «Битва под Москвой — история победы» / Е. В. Рожкова, Т. В. Фисенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 4 (21). — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/122/4076/ (дата обращения: 16.10.2024).



Цель: формировать у детей представление Великой Отечественной войну; воспитывать патриотизм подрастающего поколения, уважение к героическим поступкам народа в стремлении к победе над врагом Отечества.

Задачи образовательной деятельности:

− знакомить детей с событиями Великой Отечественной войны;

− познакомить дошкольников с жизнью детей в военные годы;

− повышать качество монологической формы речи;

− повышать культуру речевого общения;

− ознакомить детей с песнями периода Великой Отечественной войны.

Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр.

Тихим фоном звучит песня «Священная война» в исполнении Ансамбля песни и пляски Российской армии имени А. В. Александрова.

Ребенок читает

А дети играют в войну,

Ну что тут поделать — играют.

Они защищают страну

И с громким “Ура!” побеждают.

Стреляют бесстрашно в врага

И грудью бросаясь на “Тигры”,

Сквозь годы, эпохи, века, –

Так любят весёлые игры!

Вставай, человечество, в строй

И мир без насилья устрой им.

Чтоб всё то, что было войной,

Весёлой лишь стало игрою!

Ведущий

Более 70 лет отделяет нас от победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Но время не может стереть из памяти людей те героические и трагические события. Народ всегда будет об этом помнить и чтить тех, кто положил свою жизнь в местах сражений в Великой Отечественной войне.

Ребенок читает

Рано утром на рассвете,

Когда мирно спали дети,

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских,

Это значит — против нас.

Год 41-й, тёплый день июня.

Спокойно спят в своих домах ребята.

Ложились спать простыми пацанами,

Проснулись — и война! Они уже солдаты!

Ведущий

22 июня 1941 года фашистская Германия нарушила мирную жизнь государства, без объявления войны вторгнувшись на нашу территорию. Защищая свои семьи и дома, люди вступил в жестокую схватку с безжалостным врагом.

Германская армия превосходила наше войско и по численности, и по вооружению. Так как фашисты напали неожиданно, то они имели преимущество и во времени. Гитлер рассчитывал на быструю войну, а наша страна не была готова отразить молниеносный натиск вероломного врага. Поэтому уже через три месяца вражеские войска дошли до стен Москвы.

Ребенок читает

Штыки от стужи побелели,

Снега мерцали синевой.

Мы, в первый раз надев шинели,

Сурово бились под Москвой.

Безусые, почти что дети,

Мы знали в яростный тот год,

Что вместо нас никто на свете

За этот город не умрет.

Не надо слов про доблесть и отвагу.

Слова — всего лишь на всего слова.

Мы умирали, зная — будем живы,

Была б жива великая Москва!

Ведущий

6 сентября 1941 года Гитлер подписал приказ, извещающий о начале операции «Тайфун», в итоге которой наш город должен был быть взят в кольцо, а население Москвы подлежало уничтожению. Более того фашисты планировали полностью разрушить и затопить город.

Ребенок читает

Он велел, чтоб разгромили,

Растоптали и сожгли

Все, что дружно мы хранили,

Пуще глаза берегли,

Чтобы мы нужду терпели,

Наших песен петь не смели

Возле дома своего,

Чтобы было все для немцев,

Для фашистов-иноземцев.

Ведущий

В это тяжёлое время на защиту родного города поднялись все жители столицы: и взрослые, и дети. Рыли противотанковые рвы, окопы, устанавливали противотанковые ежи. Днями и ночами на заводах производили автоматы, патроны, пулеметы, снаряды для обороны города. Дети работали вместе со взрослыми. Ребятишки трудились за двоих, а может и за троих взрослых, ушедших на войну. Дети ниже взрослых, поэтому им приходилось вставать на ящики из-под снарядов, чтобы работать за станками. Работали в три смены, чтобы не терять время на дорогу домой, ночевали на заводе у станков. Все жители Москвы принимали активное участие в обороне города: были заняты на производстве, караулили на крышах домов воздушные налеты, проверяли светомаскировку (зашторивали плотно шторы, чтобы не было видно свет из окна, чтобы самолеты не могли бомбить город).

Ребенок читает

Вся родина встала заслоном,

Нам биться с врагом до конца,

Ведь пояс твоей обороны

Идет через наши сердца...

Москва!

До последних патронов,

До дольки последней свинца

Мы в битвах!

Твоя оборона

Идет через наши сердца!

Ведущий

20-го октября столицу перевели на осадное положение. Москва стала военным городом: на улицах появилось множество рядов «ежей» и других противотанковых заграждений. Окна первых этажей и витрины всех магазинов заложили мешками с песком. В небе видны были аэростаты, между ними натягивали сетку для того, чтобы в ней запутывались фашистские самолеты. Памятники культуры маскировали под жилые дома, например, Большой театр и Мавзолей. Темной краской закрашивали золотые купола соборов и храмов, чтобы они не блестели на солнце и не выдавали свое местоположение. По этой же причине закрывали рубиновые звезды на Кремлевских башнях. Самолеты фашистов бомбили город регулярно. Из большого количества самолетов, прорывавшихся к Москве, долетали только единицы. Это отважные наши зенитчики сбивали их на границе города.

Наши бойцы не пускали врагов к городу, забрасывали танки гранатами, бутылками с горючей смесью; таранили, сбивали самолеты; уничтожали солдат-захватчиков. На подходе к Москве немецкие войска встретили такое упорное, ожесточенное сопротивление, что их наступление прекратилось.

В сражении за победу боевой дух наших солдат всегда поддерживала хорошая песня. Одна из любимейших песен солдат была песня «Катюша».

— Все слышали эту песню? Сейчас мы ее послушаем, кто знает слова, подпевайте.

(Звучит запись песни «Катюша» в исполнении хора Красной Армии)

Ведущий

Приближать победу помогала не только песня «Катюша», была еще и боевая машина по имени «Катюша».

Ребенок читает

Сядь удобней и послушай,

Расскажу тебе я быль

Про отважную «Катюшу»,

Боевой автомобиль.

Как «Катюша» посылала

Жаркий на врага огонь,

Будто бы предупреждала:

«Землю Русскую не тронь!»

И в атаку поднимался

Вслед за залпом батальон,

Он за Родину сражался,

И громил фашистов он.

И дрожали вражьи души,

Прятались трусливо в тень.

Приближала нам «Катюша»

День Победы, славный день!

Ведущий

«Катюша» — это бесствольная система полевой реактивной артиллерии. Официально называли «Реактивная установка артиллерии БМ-13». Но наши солдаты ласково называли её «Катюша».

Как вы думаете почему она получила такое название?

Существует несколько версий возникновения прозвища «Катюша».

  1. Установки выпускались заводом имени Коминтерна, на корпусе миномета ставили индекс «К». А солдаты любили давать различные прозвища оружию. Вот и назвали установку «Катюшей».
  2. По словам бойцов, «Катюша» во время выстрелов издавала специфический звук — «ИИИиии». В песне мы тоже можем слышать похожий звук: «ВыходИиииИла на берег Катюша». Скорее всего поэтому и возникла ассоциация с песней «Катюша».
  3. Одна солдатская легенда гласит, что как-то раз боец написал на БМ-13 имя своей любимой девушки — «Катюша». Поначалу солдаты стали называть эту установку Катюшей, а потом это прозвище закрепилось и за всеми установками БМ-13.

На подмосковной земле в 1941 году впервые в истории Второй мировой войны наши войска нанесли разрушительный удар немецкой армии, развеяли легенду о ее непреодолимости и окончательно сорвали идею молниеносной войны. Именно здесь было положено начало нашей победы над фашистской Германией.

Почему же план немецких войск по захвату Москвы провалился? Многочисленная германская армия разрушилась о несгибаемую стойкость советских войск, за которыми стоял русский народ, полный готовности отстаивать свое Отечество. Когда генерала Йодаль спросили о причинах поражения немецких войск, он ответил, что, когда начинали войну с Россией, они знали количество разных родов войск и их вооружение, но не знали стойкость русского солдата.

Ребенок читает

От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий и славный народ!

Выходил он свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу.

За могучую нашу Москву!

Ведущий

Более полугода длилось глобальное сражение. Затаив дыхание, весь мир ждал его итога. И Москва одержала победу. Мы испытываем гордость, что проживаем на территории, где был остановлен враг.

Ребенок читает

Город-герой

Все мы гордимся нашей Москвой,

Наша столица — город-герой,

Красные звезды горят над тобой,

Город родной, город-герой.

Смело с врагами битву вела

И победила наша Москва.

Все мы сегодня гордимся тобой,

Город родной, город-герой.

Ведущий

Стойко сражались защитники Москвы. Нашими солдатами было совершено много подвигов в битве за Москву. В память о битве за Москву во многих городах Подмосковья установлены памятники, символизирующие несгибаемый дух и волю к победе русского народа.

Ребенок читает

Стоят в России обелиски,

На них фамилии солдат…

Мои ровесники мальчишки

Под обелисками лежат.

И к ним, притихшие в печали,

Цветы приносят полевые

Девчонки те, что их так ждали,

Теперь уже совсем седые.

(Слайдыопамятниках и мемориалах в Подмосковье)

В заключении

Ребенок читает

Войны я не видел, но знаю,

Как трудно народу пришлось,

И голод, и холод, и ужас –

Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете,

Пусть дети не знают войны,

Пусть яркое солнышко светит!

Мы дружной семьёй быть должны!

Слайды

Памятник зенитчикам

Московская область, г.Лобня.

Мемориал Братская могила советских воинов в д. Борозда

Московская область, Клинский район.

Мемориал «Их было десять тысяч»

Московская область, Можайский район.

Мемориал— Памятник защитникам неба Москвы в деревне Шаликово.

Мемориальный комплекс п. Зендиково.

Обелиск-памятник воинам, павшим в боях под Каширой.

Мемориал «Противотанковые ежи»

Московская область, Химкинский район.

Памятник подольским курсантам

Московская область, г. Подольск.

Памятник монумент «Штыки»

Московская область, д. Крюково.

Литература:

  1. https://znanio.ru/media/stsenarij_meropriyatiya_bitva_za_moskvu-317422/352546
  2. http://docplayer.ru/52714316-Integrirovannyy-urok-v-5-klasse-bitva-pod-moskvoy-nachalo-pobedy.html
  3. http://ds88.ru/3561-konspekt-zanyatiya-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-na-temu-oni-srazhalis-za-rodinu.html
Основные термины (генерируются автоматически): Москва, ребенок, московская область, Великая Отечественная война, ведущий, война, город, победа, русский народ, твоя оборона.
Задать вопрос