Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности
Авторы: Дегтярева Людмила Геннадьевна, Ляпина Ирина Сергеевна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (21) апрель 2019 г.
Дата публикации: 04.04.2019
Статья просмотрена: 602 раза
Библиографическое описание:
Дегтярева, Л. Г. Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности / Л. Г. Дегтярева, И. С. Ляпина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 4 (21). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/122/4103/ (дата обращения: 16.11.2024).
Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев.
В. А. Сухомлинский.
Важными условиями для коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в детском саду являются совершенствование процесса обучения на занятиях и во время игровой и самостоятельной деятельности ребенка; постоянный поиск педагогом новых приемов, позволяющих детям эффективно усваивать программный материал. В статье показаны методы и приемы нашей работы по развитию сенсомоторных навыков посредством игровой деятельности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
В коррекционно-воспитательной работе с этими детьми в первую очередь используются педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности. Для этого широко используется разнообразный дидактический материал и игровая деятельность.
Маленький ребенок, начиная открывать окружающий мир впитывает в себя потоки сенсорной информации. Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Именно поэтому так важно, чтобы предметно-развивающая среда систематически включалась во все моменты жизни дошкольников, а в особенности для детей с ОВЗ.
Нами были поставлены цели:
Создание предметно-развивающей среды, способствующей повышению познавательного интереса, и учебной мотивации у детей с ОВЗ.
Улучшение сенсомоторных навыков посредством уникальности и новизны предлагаемой формы материала и его подачи.
Привлечение родителей к обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.
Работая с детьми с ОВЗ, нами было выявлено, что самое трудное и актуальное, это привлечь ребенка к обучающим играм, замотивировать, пробудить устойчивый интерес к занятиям.
Мы решили насытить предметно-развивающую среду яркими многофункциональными пособиями сделанные своими руками.
Очень важной частью работы по развитию сенсомоторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны и увлекательны. Одними из них является пальчиковый театр.
Пальчиковый театр как бы отражает реальность окружающего мира- предметы, животных, людей. Их деятельность, явления природы. В ходе игры дети, имитируя движения персонажей актируют речь, и моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности
Пусть это будет маленькая сказка, небольшая сценка, короткий спектакль, разыгранный с помощью детских пальчиков. Важно чтобы это проводилось систематически и при этом использовались все виды пальчикового театра.
Пальчиковый театр незаменим в работе с детьми с ОВЗ, т. к. игры с маленькими героями развивают мозг ребенка, стимулирует речевую активность, развивает мелкую моторику рук, творческие способности, положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка.
Цель пальчикового театра:
– Учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки, придумывать новые эпизоды.
– Учить понимать характер героев; способствовать снятию психического напряжения.
– Развивать правильную эмоционально-насыщенную речь.
Также в своей работе по развитию сенсомоторных навыков у дошкольников с ОВЗ, нами были использованы развивающие игры:
«Мозаика — конструктор» — это крышки от детского питания. Этот конструктор очень увлекает детей, т. к. он очень яркий, из него можно конструировать различные постройки.
Игра «Разноцветные палочки». Целью является учить детей различать цвета, развивать моторику рук, учить навыкам счета.
Игра «Волшебные шарики». Применяем их мы в перерывах между
занятиями, делаем массаж рук. Шарик иеют различне напонители.
Анализ проведенной работы показал:
– Вся представленная деятельность с детьми способствовала развитию наблюдательности, памяти, мышления.
– Усовершенствовалась мелкая моторика рук.
– Развилось чувства коллективизма. Участие в таких играх доставляет таким деткам радость. Вызывает активный интерес, увлекает их.
Литература:
- Т. Н. Краманенко Кукольный театр — дошкольникам. — М.: Просвещение, 1982.- 3–4с.
- Г. С. Швайко Игры и игровые упражнения для развития речи — М.: Просвещение, 1988.- 3с.
- Н. Ю. Барикова Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии М.: изд-во «АСТ, Астрель», 2008 г. — 89с.
- Т. А. Власова. М. С. Певзнер О детях с отклонениями в развитии Изд. 2‑е, испр. и доп. М., 1973. -26 с.
- Е. А. Катаева, Е. А. Стеблева Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии — М.: «Бук Мастер», 1993.- 77с.