Конспект НОД «В поисках Снеговика» (старшая логопедическая группа)
Автор: Семёнова Светлана Анатольевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (21) апрель 2019 г.
Дата публикации: 03.04.2019
Статья просмотрена: 1590 раз
Библиографическое описание:
Семёнова, С. А. Конспект НОД «В поисках Снеговика» (старшая логопедическая группа) / С. А. Семёнова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 4 (21). — С. 65-68. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/122/4112/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель: создание условий для обогащения представлений детей о зиме.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей по темам «Зима», «Зимующие птицы», «Одежда».
- Закреплять представления о зиме и её признаках.
- Закреплять умение детей составлять целое из частей.
- Продолжать учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, аргументировать свои высказывания.
Развивающие:
- Способствовать развитию умения детей слушать и понимать заданный вопрос.
- Совершенствовать навыки словоизменения.
- Способствовать развитию связной речи, внимания, творчества, мышления, сообразительности, памяти детей.
- Развивать умение детей рассказывать стихи с опорой на мнемотаблицу.
- Закреплять умение тонировать бумагу.
Воспитательные:
- Воспитывать заботливое отношение к природе и интерес к познанию.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание прийти на помощь.
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
- Вызвать положительный эмоциональный отклик на результат деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности: игровая, речевая, изобразительная.
Предварительная работа: чтение сказки Х. К. Андерсена «Снежная Королева»; разучивание стихов с опорой на мнемотаблицы; беседы и рассматривание картин на тему «Зима», «Зимующие птицы»; лепка снеговиков на прогулке; тонирование бумаги красками.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: игрушка Снеговик; 2 конверта с письмом от Снеговика; коробка конфет «Рафаэлло»; корзина со снежками из ваты; бумажные снежинки с заданиями от Снежной Королевы; «сугробы» из ткани; мнемотаблицы к стихотворению Б. Полякова «Синички» и физминутке «Зимняя прогулка»; презентация на ноутбуке «Загадки про зимующих птиц».
Раздаточный материал: листы с заданием «Найди одинаковые снежинки»; фломастеры разных цветов; конверты с разрезными картинками — изображениями снеговиков; клеенки, краски, кисточки на подставках, салфетки, стаканчики с водой, цветные листы; листочки с заранее нарисованными белым восковым мелком изображениями зимней одежды.
Оборудование: ноутбук, магнитная доска, магниты; музыкальное сопровождение: запись голоса Снежной Королевы; звук вьюги.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент. Ритуал приветствия (дети стоят в кругу).
Собрались все дети в круг, я — твой друг и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
2. Сюрпризный момент — письмо от Снеговика. (стоят)
— Ребята, к нам в группу пришло какое-то странное письмо. Потрогайте письмо рукой, какое оно холодное. Как вы думаете, откуда могло к нам прийти такое холодное письмо? (С улицы, с мороза, с севера).
— Давайте прочитаем. (Воспитатель открывает письмо, написанное на снежинке, и читает): «Здравствуйте ребята! Я иду к вам в гости. Отгадайте загадку и узнаете, кто я.
Меня не растили, из снега слепили,
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза — угольки, губы — сучки,
Холодный, большой, кто я такой?» (Снеговик).
— От кого же письмо? Почему мы его так называем? (Потому что его лепят из снега). Каким образом это делают? (Скатывают из снега комки, ставят один на другой, а потом украшают).
— Скажите, комки, из которых составляют снеговика, одинаковые по величине или разные? (Комки разные: внизу самый большой, на него ставят поменьше, а сверху, где голова — самый маленький).
3. Звуковое письмо от Снежной Королевы (на ноутбуке).
Дети видят изображение Снежной Королевы, слышат звук ветра, вьюги и голос: «Я — Снежная Королева. Знаю, что к вам в гости шел Снеговик, но я замела все дорожки, и Снеговик заблудился. Если вы хотите ему помочь, то выполните мои задания».
— Ребята, кто шел к нам в гости? Что случилось со Снеговиком? Почему он заблудился?
— Поможем ему? Тогда закрываем глаза и говорим волшебные слова: «Раз, два, три, четыре, пять, мы идем Снеговика искать». (В это время на ноутбуке появляется новый слайд — снежинка).
4. Отгадывание загадок про зимующих птиц. (Презентация на ноутбуке).
— Ой, ребята, смотрите, снежинка! На ней что-то написано: «Отгадайте загадки про птиц». (Дети садятся на стулья перед ноутбуком).
1) Снег засыпал все тропинки. Отдыхая у осинки,
Вдруг на ветку села птичка, в желтом платьице -... (Синичка)
2) Птички на деревья сели, посчитай-ка: раз, два, три.
На зимовку прилетели с красной грудкой...(Снегири)
3) У нее глаза большие и большая голова.
Спят все жители лесные, лишь охотится… (Сова).
4) Длинный хвост и с белым боком, а летает невысоко.
Хочет всё стащить с наскока! Это хитрая...(Сорока).
5) Хочет с детства эта птица стать известною певицей.
День и ночь неугомонно «Кар–кар–кар!» — поёт …(Ворона)
6) В красной шапке птица ходит, и в коре жуков находит.
Это давний мой приятель. А зовётся птичка...(Дятел).
Одновременно с отгадыванием загадок дети образуют «сложные слова»: У синицы желтая грудка, значит, синица — желтогрудая. У снегиря красная грудка, значит, снегирь — красногрудый. У совы большие глаза, значит, сова — большеглазая. У сороки белые бока, значит, сорока — белобокая. У вороны черные крылья, значит, ворона — чернокрылая. У дятла красная голова, значит, дятел — красноголовый.
После того, как все загадки отгадали, на новом слайде появляются изображения всех птиц.
— Назовите одним словом: эти птицы какие? (Зимующие). Почему их так называют? (Остаются у нас зимовать, не улетают осенью в теплые края).
5. Рассказывание стихотворения Б. Полякова «Синички» с опорой на мнемотаблицу (заранее подготовленным ребенком).
Мерзнут лапки у синичек: плохо им без рукавичек,
Да и голодно в мороз…Я им семечек принес:
— Посмотрите-ка сюда, это — вкусная еда!..
На ладонь ко мне садятся, греют лапки, не боятся.
— О чем говорится в стихотворении? Как мы помогаем зимующим птицам? (Вешаем кормушки, насыпаем корм).
На следующем слайде дети видят снежинку на столе.
— Наверное, это подсказка от Снежной Королевы. Куда она нас приглашает? (за столы).
6. Игра «Найди одинаковые снежинки» (сидят за столами).
На столе лежит снежинка с заданием: «Найдите одинаковые снежинки и соедините их линиями». Детям раздаются листочки с нарисованными снежинками, и они выполняют задание. На доску прикрепляется образец. Дети проверяют правильность выполнения задания. Потом они видят картинку со снежками, рядом на столе стоит корзинка со снежками из ваты.
7. Игра «Назови ласково» (со снежком, стоя в кругу).
В корзинке лежит снежинка с заданием: «Назови слова ласково». Воспитатель бросает снежок ребенку и называет слово, ребенок называет это слово ласково и бросает снежок воспитателю (зима — зимушка, холод — холодок, снег — снежок и т. д.)
8. Игра «Разрезные картинки» (сидя за столами).
В корзине лежит конверт со снежинкой, на ней задание: «Сложите разрезные картинки». В конверте лежат разрезные картинки — изображения снеговиков. Дети их собирают, сидя за столами.
— Ребята, сейчас я приглашаю вас на зимнюю прогулку.
9. Физминутка «Зимняя прогулка» (с опорой на мнемотаблицу).
Раз, два, три, четыре, пять, мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили, птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались, а ещё в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли, съели суп и спать легли.
10. Тонирование бумаги «Волшебные картинки» (К отдельному столу ведет дорожка из сугробов из белой ткани.)
— Ребята, смотрите, какие сугробы! Я думаю, это новая подсказка от Снежной Королевы. Пойдемте между сугробами. (Дети подходят к столу, на котором лежат белые листы; на них заранее нарисованы мелками варежки, шарфы, шапки.) Находят снежинку, на ней задание: «Расшифруйте волшебные картины».
— Давайте посмотрим на картины. Да на них ничего нет! Или есть? Как вы думаете, что надо сделать, чтобы картинки стали видны? (предположения детей). Правильно, нужно закрасить листы бумаги акварелью, и картинки появятся. (Дети закрашивают листы бумаги, на них появляются изображения зимней одежды).
— Назовите, что нарисовано? Как мы можем назвать это одним словом? (Зимняя одежда).
11. Сюрпризный момент — появление Снеговика.
Дети слышат звук вьюги и голос Снежной Королевы: «Ребята, вы выполнили все мои задания. Ждите Снеговика в гости».
— Ребята, давайте закроем глаза и позовем Снеговика: «Раз, два, три, Снеговик, приди!»
В это время воспитатель ставит игрушку Снеговика и пакет с коробочкой конфет «Рафаэлло» на стол. Из пакета достает снежинку — письмо: «Спасибо, ребята, вы мне помогли. А я вам принес подарок»
12. Итоги занятия.
— Ребята, кому мы помогали сегодня?
— Вам понравилось выполнять задания Снежной Королевы?