Развитие творческих способностей в области декоративно-прикладного искусства у воспитанников дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (22) май 2019 г.

Дата публикации: 18.04.2019

Статья просмотрена: 1442 раза

Библиографическое описание:

Черкашина, Н. А. Развитие творческих способностей в области декоративно-прикладного искусства у воспитанников дошкольного возраста / Н. А. Черкашина, Т. А. Корниенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 5 (22). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/124/4149/ (дата обращения: 15.11.2024).



Развитие интереса у детей к занятиям изобразительным искусством является необходимым условием успешного формирования их творческих способностей.

Ключевые слова: воспитание, искусство, мышление, отношение, воображение, декоративно-прикладное, деятельность.

Одной из актуальных проблем дошкольного обучения и воспитания, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей. Для этого особенно важно обеспечить удачное начало обучающего и воспитательного этапа в жизни ребенка.

Занятия по декоративному рисованию является одним из основных видов работы по изобразительному искусству. Декоративное рисование в процессе обучения и воспитания дошкольников способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей детей, хорошего эстетического вкуса, интереса и любви к народному искусству, искусству родного края.

Достижение цели осуществляется решением следующих задач:

− овладение детьми знаниями элементарных основ;

− ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного искусства.

− развитие у детей художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей.

− воспитание интереса и любви к искусству.

Декоративно-прикладное искусство воспитывает у детей чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Искусство становится необходимым для самопознания, выбора жизненного пути. Необходимо поддержать и направить ребенка на потребность мыслить, узнавать, постигать, применять. Именно декоративно-прикладное искусство хранит закон универсального творчества, наивысшего мастерства. Создание красоты требует огромных усилий, напряжения ума и умение чувствовать.

Народное декоративно-прикладное искусство богато и многообразно. Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров — гжельские чайники, хохломские миски и другие изделия. Интерес к этим видам искусства усиливается, в том числе и у детей дошкольного возраста. А внимание у детей устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественные произведения наших предков.

Декоративно-прикладное искусство – это народное творчество. А народное творчество — источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, обогащает знания.

Способности к декоративно-прикладной деятельности в историческом плане развивались в процессе труда, направленном на удовлетворение материальных нужд человека. Одной из потребностей человека было художественное украшение предметов быта, орудий труда. Развитие изобразительного искусства служило важнейшим условием развития художественного зрения.

Для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста необходимо создавать соответствующие условия: раннее начало, создание специальной обстановки и атмосферы свободного и радостного творчества, разнообразия творческой деятельности и умелое руководство со стороны воспитателя. Разумеется, природными задатками, на основе которых развиваются творческие способности, обладают не только художники, мастера, но и дети дошкольного возраста.

М.Горький говорил, что каждый ребенок носит в себе задатки художника и что при условии или внимательного отношения к своим ощущениям и мыслям эти способности могут быть развиты. Справедливость сказанного подтверждают многочисленные факты, которые лишний раз свидетельствуют о том, что природные задатки, на основе которых развиваются творческие способности, встречаются у многих детей.

Структура творческих способностей к декоративно-прикладной деятельности (как и других способностей) — явление сложное.

Причем в каждой конкретной деятельности роль составляющих структуру свойств различна.

В связи с этим творческие способности принято разделять на основные и вспомогательные свойства. Названные свойства наиболее успешно развиваются при совершенстве зрительного анализатора, обеспечивающего в процессе деятельности восприятия пропорций, особенностей объемов и плоской формы, направленности линий, пространственных отношений предметов, светотеневых отношений, ритма, цвета, гармоничности тона и цвета, перспективных сокращений объемных предметов, движения, пластики.

Развитие творческих способностей возможно лишь в процессе усвоения и практического применения специальных знаний, умений и навыков.

Отсутствие необходимых знаний, умений и навыков является непреодолимым барьером в развитии творческих способностей.

Обучение и воспитание, таким образом, служат решающим фактором в формировании творческих способностей и у детей дошкольного возраста.

А задача воспитателя уметь отличать способности детей от имеющихся у него знаний, навыков и умений.

Если у ребенка наблюдается сильная, целенаправленная и длительная склонность к декоративно-прикладной деятельности (лепке из различных материалов и рисования) то это и является существенным показателем имеющихся у данного ребенка способностей к творчеству.

Как правило, склонность к занятиям по декоративно-прикладной деятельности у детей сопровождается проявлением интереса к цвету, особенностям формы окружающих предметов, работы с различными материалами.

Они начинают интересоваться всем, что, так или иначе связано с искусством, очень долго и пристально рассматривают открытки, репродукции из глины и теста, книжки, с удовольствием слушают рассказы воспитателя о художниках, мастерах и их работах. Устойчивое сохранение у детей интереса у изобразительной деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, содействует расширению общего умственного кругозора, способствует осуществлению мечты ребенка стать художником или почти приблизиться к этому уровню.

Таким образом, развитие интереса у детей к занятиям изобразительным искусством является необходимым условием успешного формирования их творческих способностей. Усиленное занятие ребенка рисованием обычно является показателям наличия у данного ребенка способностей к изобразительной деятельности. Говоря о начальном этапе развития способностей к изобразительной деятельности у детей, следует указать на такие моменты, которые могут служить первым побудительным фактором к данным занятиям.

Одним из факторов нередко является глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии поразившего его воображение предмета или явления — яркой картинки, книжки, игрушки, животного и т. д.

Состояние эмоционального переживания увиденного вызывает у ребенка потребность, так или иначе, рассказать окружающим о поразившем его предмете или явлении. А так как он еще не может полно, содержательно рассказать словами, он начинает «досказывать» карандашом и красками на бумаге.

Наглядное же отражение на плоскости листа бумаги, увиденного еще раз, заставляет ребенка пережить то, что он переживал от увиденного в действительности. Так ребенок получает огромное удовольствие от процесса рисования. У него возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке все то, что он видел вокруг себя.

Очень часто толчком к проявлению интереса к изобразительной деятельности, проявлению желания заняться рисованием.

Огромное влияние оказывает на развитие творческих способностей ребенка личный пример, помощь, показ, объяснение со стороны воспитателя.

Как правило, ранее проявление способностей к изобразительной деятельности не говорит еще о невозможности более позднего проявления способностей.

Учитывая все это занятия художественно-эстетического развития по рисованию, начинаем с рисования узоров, узоры выполняются с образца или составляются творчески на основе декоративной переработки форм изображаемых с натуры объектов- листьев, цветов, бабочек.

Так же дети знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства, у них формируются творческие умения и навыки самостоятельно выполнять разнообразные декоративно-оформительские работы. Но особое внимание уделяется раскрытию воспитанниками художественной выразительности народного искусства. В содержание декоративно-оформительских работ входит выполнение узоров, орнаментов, эскизов оформления предметов быта, эскизов праздничных открыток. Через узоры раскрывается понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия форм и цвета, а полученные знания на занятиях по рисованию воспитанники применяют в различных работах: в аппликациях, изготовлении сувениров и поделок.

Так же на занятиях учим детей, видеть окружающий мир, его красоту, и переносить свои впечатления на лист бумаги, через наблюдения, беседы, рассматривание картин разных жанров, слушание музыкальных произведений. Используем изобразительные технологии, которые позволяют разнообразить рисование и предоставить детям больше шансов для самовыражения и развития творческих способностей. Даем возможность воспитанникам самим выбрать технологию, близкую и по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Занятия по рисованию, направленные на развитие творческих способностей, формируем, не навязывая детям процесс рисования, а стараемся увлечь их этим видом деятельности, стараемся дать возможность воспитанникам выбирать, думать, искать, пробовать. Декоративные рисунки выполняются на основе декоративной переработки, обобщения форм изображаемых с натуры объектов: жуков, листьев, бабочек и составления из них узоров. В процессе выполнения рисунков дети учатся отличать удачное, выразительное решение от неудачного.

Для детей младшего возраста используем нетрадиционную изобразительную технологию, которая дает ребенку проявить свои творческие способности и в дальнейшем их развивать.

Помимо занятий воспитанники по желанию участвуют в конкурсах, где демонстрируют свои работы, позволяя более раскрыться и показать все свои творческие способности на листе бумаги. Успешная деятельность ребенка во многом определяется степенью развития и формирования его творческих способностей, проведенная работа показала, что эмоции, вызванные рисованием, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и фантазию.

Литература:

  1. Афанасьева С. «Чудеса чародея цвета» (Дошкольное воспитание № 2–2006, стр. 53).
  2. Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество» М.1985г.
  3. Комарова Т. С. «Детское художественное творчество» (методическое пособие для воспитателей и педагогов) М. Мозаика-синтез, 2005 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, способность, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, декоративно-прикладная деятельность, декоративно-прикладное искусство, дошкольный возраст, занятие, работа, развитие.

Ключевые слова

искусство, деятельность, воспитание, мышление, отношение, воображение, декоративно-прикладное

Похожие статьи

Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии ребенка дошкольного возраста

Занятия изобразительной деятельностью — это важное средство развития личности дошкольника.

Развитие творческих способностей у воспитанников дошкольного возраста в декоративно-прикладном искусстве посредством применения нетрадиционной техники пластилинография

Применение нетрадиционных техник на занятиях является необходимым условием успешного формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством

Настоящая работа посвящена решению задач по формированию компетенций дошкольников в области художественно-эстетического воспитания. Исследование проведено в русле реализации Федеральной образовательной программы и Федерального государственного образо...

Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольника

В статье раскрыты возможности изобразительного искусства по подготовке нового поколения работников дошкольного образования, которое требует от него единства знаний, умений и готовности качественно конструктивно действовать.

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников в образовательной деятельности

В статье рассматриваются вопросы воспитания духовно-нравственных качеств дошкольников в организованной образовательной деятельности.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.

Эстетическая деятельность в нравственном воспитании младших школьников

В данной статье рассмотрена проблема нравственного воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эстетической деятельности в формировании нравственных качеств.

Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом воспитании личности

В статье рассматривается декоративно-прикладное творчество и его роль в учебно-воспитательном процессе на уроках технологии.

Актуализация потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников 7–11 лет изобразительному искусству

Изобразительное искусство играет ключевую роль в гармоничном развитии младших школьников, способствуя их творческому и интеллектуальному росту. В возрасте 7–11 лет дети особенно восприимчивы к различным формам художественного творчества. Применение н...

Педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки

В статье рассматриваются педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки, раскрывается парадигма художественно-эстетического воспитания в практике дошкольного образования и современных требований ФГОС ...

Похожие статьи

Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии ребенка дошкольного возраста

Занятия изобразительной деятельностью — это важное средство развития личности дошкольника.

Развитие творческих способностей у воспитанников дошкольного возраста в декоративно-прикладном искусстве посредством применения нетрадиционной техники пластилинография

Применение нетрадиционных техник на занятиях является необходимым условием успешного формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством

Настоящая работа посвящена решению задач по формированию компетенций дошкольников в области художественно-эстетического воспитания. Исследование проведено в русле реализации Федеральной образовательной программы и Федерального государственного образо...

Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольника

В статье раскрыты возможности изобразительного искусства по подготовке нового поколения работников дошкольного образования, которое требует от него единства знаний, умений и готовности качественно конструктивно действовать.

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников в образовательной деятельности

В статье рассматриваются вопросы воспитания духовно-нравственных качеств дошкольников в организованной образовательной деятельности.

Художественное воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается содержание, компоненты художественного воспитания детей дошкольного возраста, особенности методики; подчеркивается значимость этого процесса для формирования личности ребенка.

Эстетическая деятельность в нравственном воспитании младших школьников

В данной статье рассмотрена проблема нравственного воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эстетической деятельности в формировании нравственных качеств.

Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом воспитании личности

В статье рассматривается декоративно-прикладное творчество и его роль в учебно-воспитательном процессе на уроках технологии.

Актуализация потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников 7–11 лет изобразительному искусству

Изобразительное искусство играет ключевую роль в гармоничном развитии младших школьников, способствуя их творческому и интеллектуальному росту. В возрасте 7–11 лет дети особенно восприимчивы к различным формам художественного творчества. Применение н...

Педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки

В статье рассматриваются педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки, раскрывается парадигма художественно-эстетического воспитания в практике дошкольного образования и современных требований ФГОС ...

Задать вопрос