Организация психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (22) май 2019 г.

Дата публикации: 29.04.2019

Статья просмотрена: 1379 раз

Библиографическое описание:

Цыганкова, Г. А. Организация психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста / Г. А. Цыганкова, Р. А. Безуглая, О. Ф. Астахова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 5 (22). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/124/4163/ (дата обращения: 17.10.2024).



В России дошкольное образование не так давно получило статус самостоятельного уровня общего образования. Поэтому был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который предусматривает ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Среди них имеют место и требования к психолого-педагогическим условиям. Одним из таких условий является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования детей, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность ДОУ.

Одна из задач ФГОС ДО — обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления здоровья детей (раздел I, п. 1.6., пп. 9). В соответствии с этим основной целью взаимодействия педагога-психолога с родителями является создание наиболее комфортных условий для личностного роста и развития ребенка в семье, возрождение семейного и духовно-нравственного воспитания [3; 14].

Задачами психолого-педагогического сопровождения родителей являются:

− способствовать стимулированию мотивации родительской активности, становлению партнерских отношений между семьями воспитанников и ДОУ;

− знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей в дошкольном возрасте;

− способствовать формированию у родителей практических навыков воспитания своих детей;

− создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки всех родителей;

− организовать совместную деятельность по созданию условий для личностного роста каждого ребенка.

Основные принципы взаимодействия педагога-психолога с родителями:

Преемственность согласованных действий.

Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ Открытость по отношению к семье воспитанника.

Индивидуальный подход.

Доброжелательный стиль общения педагога-психолога с родителями.

Сотрудничество.

Динамичность.

Обратная связь

Формы психолого-педагогического взаимодействия ДОУ с семьей

Групповые;

Индивидуальные;

Наглядно- информационные;

Информационно-просветительская

Групповые формы

1. 1. Родительские собрания, выступления педагога-психолога по следующим вопросам: адаптация детей в ДОУ, гиперактивность детей, развитие познавательных процессов, и т. д.

1.2. Анкетирование. Сбор информации о семье, социальном статусе семьи, потребностях в информации, для подбора тем для следующих групповых консультаций, лекций, бесед.

1.3. Открытые занятия с детьми для родителей, которые дают возможность родителям увидеть, насколько педагогически грамотная, психологически комфортная и безопасная среда создана в ДОУ.

1.4. День открытых дверей. Психолог знакомит родителей с основными направлениями свой работы, рассказывает о том, с какими вопросами и в какое время можно обращаться к психологу.

1.5. Психодиагностика. Проведение психодиагностики ребенка в присутствии его родителей, что позволяет родителям более полно увидеть те или иные проблемы в развитии своего ребенка.

1.6. Семинары. Обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми, выбора способа улучшения взаимопонимания в семье.

1.7. Психологические игры, упражнения, занятия с элементами тренинга, направленные на знакомство родителей между собой, на групповую сплоченность, на выявление стиля семейного воспитания. Данные занятия могут проводиться как отдельно, так и в рамках родительского собрания.

1.8. Консультация родителей. В процессе непосредственного общения, которое строится на принципах доверия, педагог-психолог оказывает родителям воспитанников действенную помощь.

«Заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопросов родителей. Читая почту, педагог-психолог может заранее подготовить полный ответ [2; 34].

Индивидуальные формы

Педагог-психолог ДОУ широко использует в своей практике индивидуальные консультации с родителями. Наиболее часто востребованные по проблемам адаптации ребенка к условиям детского сада; проблемам в поведении; детские страхи; проблемам развития познавательных процессов.

Консультационный центр

Консультационный центр предназначен для родителей детей дошкольного возраста, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования (неорганизованные дети). В Консультационном центре предоставляется родителям помощь на бесплатной основе. Здесь родители могут получать помощь по различным интересующим их вопросам воспитания дошкольников.

Главными задачами Консультационного центра являются: оказание психолого-педагогической помощи родителям, направленной на выявление потенциальных возможностей ребенка, создание психолого-педагогических условий для гармоничного психического и социального развития ребенка; определение уровня развития ребенка; психолого-педагогическое обследование детско-родительского взаимодействия.

Консультационный центр осуществляет следующие функции:

− диагностическая;

− психолого-педагогическая;

− консультативная.

Из наглядно-информационных форм работы психолога в нашем детском саду используются следующие: информационные проспекты для родителей; памятки; буклеты. С целью психологического просвещения родителей на стендах учреждения представлены печатные материалы по темам: «Детские страхи»; «Как заучивать наизусть стихи с детьми; «Причины детской агрессии»; «Поиграем вместе с детьми»; «Игры и упражнения для развития памяти»; «Ребенок и ТВ»; «Как помочь ребенку полюбить детский сад» и другие. [1; 28].

Информационно-просветительская форма работы

Наиболее эффективной информационно — просветительской формой работы является создание сайта дошкольного учреждения. Наличие у детского сада своего сайта предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о методах воспитания и обучения дошкольников, о жизни детского сада, о всех проводимых мероприятиях. Об эффективности проводимой педагогом — психологом работы с родителями свидетельствуют: проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса; приведение примеров из собственного опыта; увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира; стремление к индивидуальным контактам с педагогом — психологом; размышление родителей о правильности использования каких-либо методов воспитания; повышение их активности, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.

Литература:

  1. Волков А. В., Смирнов Д. О., Стерлигова Е. А. Психологическая наука и практика: личность и социокультурная среда / А. В. Волков, Д. О. Смирнов, Е. А. Стерлигова // 2016 — С.260
  2. Сивакова С. М. / Формы и методы работы педагога-психолога детского сада с родителями // С. М. Смирнова, 2017 — С.180
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, консультационный центр, дошкольное образование, ребенок, дошкольный возраст, личностный рост, образование детей.
Задать вопрос