Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и танцев
Автор: Ленская Татьяна Александровна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (22) май 2019 г.
Дата публикации: 27.04.2019
Статья просмотрена: 1763 раза
Библиографическое описание:
Ленская, Т. А. Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и танцев / Т. А. Ленская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 5 (22). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/124/4166/ (дата обращения: 15.11.2024).
Статья посвящена анализу музыкально-ритмической деятельности и ее роли в процессе формирования коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется обзору коммуникативных танцев-игр как одного из основных методов успешного развития речевого аппарата воспитанников Детского сада и устойчивого благоприятного микроклимата в группе.
Ключевые слова: детский сад, общение, старший дошкольный возраст, музыкально-ритмическая деятельность.
The article is devoted to the analysis of musical and rhythmic activity and its role in the process of forming communicative abilities in children of senior preschool age. Special attention is paid to the reviews of communicative dance games as one of the main methods for the comprehensive development of the speech apparatus for raising children.
Keywords: kindergarten, communication, older preschool age, musical and rhythmic activities.
Общение является важным механизмом психологического развития ребенка и жизненно необходимым условием для успешной интеграции индивида в социальную систему. Под общением отечественные педагоги, ученые понимают «взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений» [4].
Большую роль в процессе первичной социализации играет Детский сад. Однако воспитанники, приходя в дошкольное учреждение, имеют разный уровень подготовки, и не все могут взаимодействовать со своими сверстниками. Как правило, в каждой группе есть дети, которые легко общаются с остальными детьми, становясь лидером среди большинства. Другие более застенчивы, стеснительны, неразговорчивы. Такие дети либо отвергаются, либо игнорируются другими сверстниками и находятся в группе изолированно, так как взаимодействие с ними большинства сверстников нередко сопровождается агрессией со стороны последних.
Проблема развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в отечественной науке не нова. Отдельным аспектам данной темы уделяли свое внимание талантливые педагоги и психологи, такие как: А. А. Леонтьев, Л. А. Венгер, Г. М. Андреева, А. В. Мудрик, А. В. Запорожец, Л. С. Выготский и другие. В современном образовательном пространстве ученые (Г. Г. Кравцов, ЕО. Смирнова) изучают формы и методы развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Воспитание социальных и личностных качеств детей, в частности умение общаться, является одним из приоритетных направлений развития современной системы образования. Доказательством этому служат Федеральный государственный стандарт дошкольного образования и инструмент его реализации — общеобразовательная программа ДОУ, направленная на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации и индивидуализации … на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками» [5].
Таким образом, в современных условиях модернизации системы образования, проблема формирования и развития коммуникативных способностей детей становится одной из краеугольных задач семьи, общества и всего государства в целом.
Научные исследования рассматривают возможности развития способностей в общении воспитанников старшего дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность. Данный возраст был выбран не случайно, а вполне обоснован современными исследованиями. Так, у детей 6–7 лет наблюдается эффективное развитие социальных навыков, становление адекватной самооценки, успешная саморегуляция и активное сотрудничество со сверстниками. В этот период у детей зарождаются дружба, а также конструктивная конкуренция, выражающаяся в привлечении внимания других к себе. Общение наполняется более богатой эмоциональной жизнью, состоящей из мимики и жестов. Полное овладение языком является одним из основных условий для успешного обучения в школе и благоприятной жизни в социуме.
Согласно исследованию Л. В. Чернецкой, коммуникативные способности включают три компонента:
- «Область желания» (желание вступить в контакт с другим человеком);
- «Область знания» (знание и понимание норм и правил социального поведения);
- «Область умений» (умение эффективного общения, то есть способность завлечь собеседника, сопереживать его несчастью, разрешать конфликтные ситуации и др.) [6, с.27–28].
Вышеназванные компоненты общения активно и эффективно развиваются в процессе музыкально-ритмической деятельности, к числу которых относятся коммуникативные танцы-игры. Данный вид деятельности представляет собой музыкально-игровые действия, целью которых является формирование навыков общения у детей и создание условий для развития их индивидуальных личностных качеств. Такие игры способствуют не только появлению чувства ритма, музыкального слуха, выразительности движений, но и появляется речевая активность детей, формируется умение повышать и понижать силу голоса, улучшается ритмико-интонационная сторона речи. У воспитанников во время игр развиваются необходимые личностные характеристики: инициативность, эмпатия, раскрепощенность, коммуникабельность и др. [2, с.4; 7].
Коммуникативные танцы-игры можно классифицировать по трем направлениям:
- Игры, в которых появление нового партнера обуславливается танцевальными движениями. Дети должны найти себе партнера визуально, продемонстрировать дружелюбие и войти с ним в контакт. Все движения сопровождаются простыми танцевальными действиями (прыжки, подскоки, притопы и др.). Обязательным элементом таких игр является тактильный контакт детей: они выполняют хлопки в ладоши, совершают рукопожатия, кружатся в парах и др.
- Танцы, направленные на формирование взаимопонимания со сверстниками. Этот вид деятельности сопровождается более сложными танцевальными движениями, где взаимодействуют четыре партнера — две пары. Если усложнение движений не вызывает сложностей, можно научить детей строить сложные фигуры («мост», «ворота»), способствующие развитию способности ориентироваться в пространстве.
- Танцы-игры, развивающие доверие к партнерам. К числу таких танцев относят «гусеницу», «слепой танец», «аэробус», «дракон» и т. д. Данный вид танцевально-коммуникативных игр отличается от остальных высокой степенью пластическому выражению ребенка. Дошкольники «мыслят телом», осознают себя и познают сверстников, окружающий мир сквозь призму танцевальных движений [3, с.183].
Важным компонентом любого музыкально-игрового упражнения является рефлексия, то есть осмысление своих действий, чувств, поведения и результата проделанной работы. Вопросы, задаваемые каждому ребенку в группе, фиксируют их актуальный опыт, полученный в процессе выполнения совместных заданий. Грамотно организованная рефлексия способствует наиболее эффективному формированию навыков общения и сотрудничества, так как позволяет детям сознательно выполнять упражнения и регулировать собственное поведение [1].
Более того, коммуникативные танцы-игры можно использовать в различных формах организации деятельности детей: на занятиях с музыкальным руководителем, в свободной деятельности, на праздниках, различных мероприятиях для детей и родителей (танец «Лавата», «Танцуем с мамой», «Музыкальный паровозик»).
Роль музыкально-ритмических танцев в процессе формирования коммуникативных способностей детей трудно переоценить. Результаты проделанной работы убеждают в эффективности использования данного вида деятельности, поскольку такие танцы построены на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, доверие, открытость в отношении друг к другу и сопровождаются всегда радостными эмоциями и впечатлениями. Тактильный контакт еще более способствует формированию дружественного, благоприятного психологического климата в группе и повышению самооценки у тех воспитанников, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе.
Занятия, сопровождаемые синтезом слова, музыки, ритма и движений, развивают речевые навыки и оказывают положительное влияние на становление речи старших дошкольников. Дети становятся более открытыми к окружающему миру, легки в общении, пополняют свой словарный запас и обогащают речь эмоционально, используя невербальные средства общения.
Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность дает максимально успешную динамику в целом в развитии речевых навыков детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
- Агапова Ю. И. Музыкальные коммуникативные игры как средство развития творческих и коммуникативных способностей дошкольников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://skazka11.ucoz.ru/razrabotki/agapova_tezisy.pdf (дата обращения: 30.01.2019).
- Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей (Учеб. пособие). — Спб.: Музыкальная палитра, 2004. — 36 с.
- Козловская Е. Л. Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через музыкальные игры и танцы в музыкальной деятельности / Е. Л. Козловская // // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2013. — Т. 3. – С. 1881–1885.
- Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://didacts.ru/termin/obschenie.html (дата обращения: 29.01.2019).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] — режим доступа: http://www.rq.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 29.01.2019)
- Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников / Л. В. Чернецкая. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 256 с.
- Чувашова Н. Я. Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/2318/1/liv-2014–1–53.pdf (дата обращения: 29.01.2019).
Ключевые слова
общение, детский сад, старший дошкольный возраст, музыкально-ритмическая деятельностьПохожие статьи
Музыкально-спортивный досуг как фактор развития чувства ритма у детей 6–7 лет
В статье раскрывается влияние музыкально-спортивных занятий на развитие чувства ритма у детей 6–7 лет. В статье отражена природа развития чувства ритма, а также его важность для полноценного музыкально-ритмического воспитания детей, выделены показате...
Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в процессе организации интеллектуально-математических игр
Авторы представили опыт работы, который заключается в систематизации и комбинировании имеющихся в отечественной педагогике, коррекционной педагогике и психологии технологий, направленных на формирование мыслительных процессов у детей старшего дошколь...
Развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста через подвижные игры и двигательные упражнения
В статье авторы исследуют влияние систематических подвижных игр и двигательных упражнений на физическое, социальное и когнитивное развитие детей младшего дошкольного возраста. Они анализируют практическую эффективность различных методов организации д...
Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...
Развитие коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством квест-игры
Статья посвящена созданию специальных условий для развития коммуникативных и познавательных способностей дошкольников. Описывается опыт использования квест-игры как эффективного метода, используемого в детском саду. Описывается сравнительный анализ р...
Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками
В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...
Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде
Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...
Межличностная аттракция у дошкольников как особый вид социальной установки в период адаптации
Статья посвящена вопросам адаптации дошкольников и влиянии социальных установок в межличностном восприятии. Исследование посвящено выявлению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между детьми и между педагог...
Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования
В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...
Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр
В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...
Похожие статьи
Музыкально-спортивный досуг как фактор развития чувства ритма у детей 6–7 лет
В статье раскрывается влияние музыкально-спортивных занятий на развитие чувства ритма у детей 6–7 лет. В статье отражена природа развития чувства ритма, а также его важность для полноценного музыкально-ритмического воспитания детей, выделены показате...
Формирование мыслительных процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в процессе организации интеллектуально-математических игр
Авторы представили опыт работы, который заключается в систематизации и комбинировании имеющихся в отечественной педагогике, коррекционной педагогике и психологии технологий, направленных на формирование мыслительных процессов у детей старшего дошколь...
Развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста через подвижные игры и двигательные упражнения
В статье авторы исследуют влияние систематических подвижных игр и двигательных упражнений на физическое, социальное и когнитивное развитие детей младшего дошкольного возраста. Они анализируют практическую эффективность различных методов организации д...
Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...
Развитие коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством квест-игры
Статья посвящена созданию специальных условий для развития коммуникативных и познавательных способностей дошкольников. Описывается опыт использования квест-игры как эффективного метода, используемого в детском саду. Описывается сравнительный анализ р...
Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками
В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...
Организационно-педагогические условия развития самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в обогащенной предметно-пространственной среде
Статья затрагивает актуальные в дошкольном образовании проблемы, связанные с физическим воспитанием подрастающего поколения. Авторы раскрывают некоторые позиции ФГОС ДО, касающиеся развития физической активности детей дошкольного возраста. Подробно р...
Межличностная аттракция у дошкольников как особый вид социальной установки в период адаптации
Статья посвящена вопросам адаптации дошкольников и влиянии социальных установок в межличностном восприятии. Исследование посвящено выявлению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между детьми и между педагог...
Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста методом моделирования
В статье описан экспериментальный опыт апробации методики развития творческого мышления и креативности детей старшего дошкольного возраста методом моделирования, в процессе которого применялись различные методы моделирования, адаптированных к работе ...
Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр
В статье изучены возможности дидактических игр в учебно-воспитательной работе по развитию внимания дошкольников. Обоснованы роль и место когнитивных процессов в становлении личности дошкольника, дана характеристика специфики развития внимания детей. ...