Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста, проявляющих выраженные способности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психологическая служба

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (22) май 2019 г.

Дата публикации: 02.05.2019

Статья просмотрена: 465 раз

Библиографическое описание:

Шевченко, Ю. Г. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста, проявляющих выраженные способности / Ю. Г. Шевченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 5 (22). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/124/4173/ (дата обращения: 15.11.2024).



Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиваться.

А. Бебель

Вопрос одаренности на самом деле занимает важное место в системе образования и на сегодня мы отмечаем все большее внимание к поддержке и развитию каждого ребенка.

Поскольку я буду говорить о дошкольном возрасте, о периоде, который является сенситивным для развития детей, то речь пойдет не сколько об одаренности, сколько о развитии способностей детей, интересе к той или иной области, и о том, как не дать угаснуть детской инициативе, увлеченности, интересу, а способствовать их max дальнейшему развитию.

Система работы с детьми, проявляющими выраженные способности, включает в себя несколько компонентов:

− Наблюдение и, собственно, выявление;

− Создание банка данных;

− Создание условий для всестороннего развития детей.

Сопровождение детей начинается с момента психолого-педагогической диагностики с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей. Для этого педагоги и специалисты, работающие в детском саду, используют методики позволяющие определить уровень и склонности ребенка к той или иной области. Необходима и информация о потенциальных возможностях детей с использованием ресурсов педагога-психолога. Диагностика проводится в трех направлениях:

 Психологическая диагностика (детей, педагогов)

  • Изучение влияния внешних условий — семья, сад.
  • Изучение влияния внутренних условий — когнитивная, эмоциональная, коммуникативная, личностная сферы.

 Работа педагогов (педагогическая диагностика включает в себя следующие методы: беседа, вопросы, педагогические пробы, наблюдение, анализ продуктов детской деятельности — полученные результаты заносятся в индивидуальную карту развития и группы в целом по всем направлениям развития ребенка)

 Работа с родителями (беседы, анкетирование)

Психологическая и педагогическая диагностики в совокупности полученной информации от родителей являются взаимодополняющими. И лишь только в том случае если показатели по результатам обследования превосходят среднюю норму, мы можем говорить о развитии общих способностей. Но, в любом случае, учитывая особенности дошкольного периода, мы не можем с точностью утверждать о том, что тот или иной ребенок одарен в той или иной области. Мы можем предполагать, наблюдать и создавать условия и в случае необходимости корректировать траекторию сопровождения.

Таким образом, формируется банк данных из воспитанников, которые проявляют выраженные способности в различных направлениях. Эти данные необходимы для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развитию его способностей, в том числе для его направления в соответствующую секцию, кружок, по согласованию с законными представителями. Наша задача состоит не только в том, чтобы выявить детей с выраженными способностями, но и в том, чтобы помочь эти способности реализовать. Поэтому происходит информирование родителей о показателях детей, даются рекомендации по поддержанию интереса ребенка в определенных областях.

Существенная роль в сопровождении детей отводится психологу образовательного учреждения. Взаимодействуя с педагогическим коллективом и семьей, обеспечиваются необходимые условия для личностного развития укрепления и охраны психического здоровья детей, оказания психологической помощи. Здесь стоят вопросы обучения детей регуляции неравновесных психических состояний, развитие эмоционального интеллекта интеллектуально одаренных детей, проводятся уроки ораторского мастерства.

Немаловажное значение в развитии способностей детей имеет личность педагога-воспитателя. В данном направлении мною проводятся мероприятия, направленные на развитие коммуникативной компетентности педагогов, профилактики профессионального выгорания, психологическое просвещение и консультирование.

Система психолого-педагогического сопровождения детей в нашем учреждении включает в себя ряд направлений и условий связанных и интегрирующихся между собой. Развивающая предметно-пространственная и образовательная среда ДОУ имеет важнейшее значение в развитии способностей детей дошкольного возраста. В МАДОУ есть необходимые условия для развития и поддержания всесторонних способностей детей:

− музыкальный зал

− физкультурный зал

− кабинет учителя-логопеда

− кабинет педагога-психолога

− Технопарт «УникУм»

− бассейн, шахматная студия

− зимний сад, русская изба

− мини музей народного прикладного искусства

− центр патриотического воспитания

− тематический холл по обучению безопасного поведения на дорогах

− на территории детского сада имеется две спортивные площадки.

В каждой возрастной группе созданы центры активности по всем направлениям развития ребенка, в которых педагоги активно реализуют свои культурные практики, отражающие истинные потребности детей. На сегодняшний день в нашем детском саду реализуется 13 культурных практик.

С 2016 года в рамках работы региональной инновационной площадки в дошкольном учреждении приоритетным является техническое направление. В ДОУ реализуется инновационная интеллектуально-мотивационная модель организации образовательной деятельности детский Технопарк «УникУМ». Его основная цель: создание условий для технической, конструкторской и опытно-экспериментальной деятельности, ранней профориентации дошкольников. В структуре технопарка функционируют четыре лаборатории по следующим направлениям:

− Творческая лаборатория «Юный конструктор» — конструкторы разного типа;

− Творческая лаборатория «РобоStar» — образовательная робототехника;

− Лаборатория «Я исслелователь» — опыты и экспериментирование;

− Лаборатория «ЗнаТОК» — электронные конструкторы.

Анализ существующих условий (работа технопарка и культурных практик) показал, что появилась необходимость объединения всех ресурсов в единый проект «Клубный час» с целью социализации детей, которая становится важнейшим условием развития способностей детей в различных областях, поддержания детской инициативы. Кроме того, КЧ отличный способ выявления скрытых способностей детей, которые не очевидны в повседневной жизни и развития уже выявленных. У детей появилась возможность самостоятельного передвижения по всей территории детского сада (под негласным наблюдением взрослого) и в свободе выбирать клуб по интересам.

Конечно, если говорить о социализации, то мы понимаем, что это процесс длительный длится, наверное, всю жизнь, однако, у ее истоков стоит детский сад. Здесь дети учатся дружить, играть, начинают чувствовать себя членами детского коллектива, решать возникшие конфликтные ситуации. От того насколько успешно будет реализована задача социализации, зависит в дальнейшем эффективность самореализации наших детей в школе и в дальнейшей жизни.

Этот практический опыт представлен на практико-ориентированном семинаре для педагогических работников Белоярского района. На дне открытых дверей этот опыт был представлен родителям.

В рамках сопровождения развития детей и развития их способностей особое внимание уделяется социальному партнерству с организациями города. Это необходимо для демонстрации достижений успехов воспитанников, поддержки их инициативы и успешности. Именно поэтому в своей работе в рамках поддержки способных детей мы стараемся выходить за пределы детского сада на новый уровень.

Например, в апреле этого года, был реализован совместный масштабный проект робототехнический конкурс-фестиваль для старших дошкольников «Робостар — 2019» на базе «Межшкольного технопарка» в рамках сотрудничества. Организатором этого конкурса выступил наш детский сад. В конкурсе приняли участие команды из детских садов города Белоярский. Такой опыт ценен для обеих сторон. Это одна из масштабных идей по реализации преемственности детского сада и школы в вопросах приобщения детей к техническому творчеству на основе образовательной робототехники для развития технического творчества детей.

Кроме того, детский сад сотрудничает с учреждениями социально-культурной направленности города для организации совместных мероприятий, выставки, посещение театральных постановок, организуются праздники, знакомятся с направлениями работы наших партнеров. Таким образом, у детей появляется еще одна возможность выбора того места, где он сможет развиваться.

Эффективность системы психолого-педагогического сопровождения в учреждении ее своевременная трансформация, подтверждается стабильно высокими результатами участия дошкольников в конкурсах: интеллектуальных, творческих, музыкальных фестивалях, спортивных соревнованиях, олимпиадах, КВНах, викторинах на разных уровнях, а также ежегодным увеличением количества воспитанников победителей и призеров конкурсов.

Опыт работы нашего учреждения показывает, что при создании в детском саду и в семье, благоприятных условий через понимание и принятие особенностей ребенка, в сотрудничестве с социальными партнерами, при слаженной работе всего педагогического коллектива ребенок может пройти путь от проявления способностей до яркого их расцвета.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, развитие, развитие способностей детей, дальнейшее развитие, детская инициатива, дошкольный возраст, образовательная робототехника, педагогическая диагностика, Творческая лаборатория.

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи

Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Психологическое сопровождение профилактики возникновения и коррекции профессионального выгорания у педагогов общеобразовательной школы

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при проведении игр развивающего характера

Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением (детей группы риска) в условиях сельской школы

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной речи

Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность

Психологическое сопровождение профилактики возникновения и коррекции профессионального выгорания у педагогов общеобразовательной школы

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при проведении игр развивающего характера

Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с отклоняющимся поведением (детей группы риска) в условиях сельской школы

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Задать вопрос