Работа учителя-логопеда и воспитателя по формированию речи и физической готовности ребенка с ОВЗ к школе | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (22) май 2019 г.

Дата публикации: 04.05.2019

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Лапина, Е. С. Работа учителя-логопеда и воспитателя по формированию речи и физической готовности ребенка с ОВЗ к школе / Е. С. Лапина, О. В. Данилкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 5 (22). — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/124/4178/ (дата обращения: 15.11.2024).



Работа по формированию речи и физической готовности к школе в комплексе учителя-логопеда и воспитателя имеет актуальное значение в организации индивидуального подхода к детям, так как охрана и укрепление их здоровья — ведущая задача дошкольного образования.

В 2017–2018 учебном году два ребёнка подготовительной к школе группы имели заключения ТПМПК, но посещали общеобразовательную группу:

  1. Нарушение зрения (косоглазие) и ОНР — III уровня;
  2. Дисплазия правой кисти и ОНР –III уровня.

По результатам ТПМПК родителями данных детей было принято решение отказаться от компенсирующей группы, дано согласие на индивидуальные занятия с логопедом и индивидуальные занятия с воспитателем.

Процессу формирования качеств, необходимых будущему школьнику, помогла организация комплексного педагогического сопровождения. В основе системы работы учителя-логопеда и воспитателя лежит ориентация детской деятельности на включение в педагогический процесс группы. Помимо педагогов ДОУ в педагогическом процесс были включены родители.

Таким образом, в период подготовки детей с ОВЗ к школе, мы создали коррекционно-педагогические условия для полного общего развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и потребностей.

В комплексном подходе учителя-логопеда ивоспитателя ведущими стали здоровьеукрепляющие издоровьесберегающие технологии, которые позволяют:

− добиваться двигательной активности,

− улучшить физическое и психическое здоровье детей,

− оказывают стимулирующее влияние на психомоторную, умственную и речедвигательную деятельность.

Система работы учителя-логопеда ивоспитателя по формированию речи ифизической готовности ребенка сособыми возможностями здоровья кшколе включает всебя:

− составление индивидуального общеобразовательного маршрута (ИОМ) на каждого ребенка с ОВЗ;

− составление индивидуального план работы каждым ребенком;

− ведение «Тетради взаимодействия», которая заполняется еженедельно учителем-логопедом и воспитателем, в которой прописываются комплексы физических упражнений, речедвигательных игр, комплексы зрительной гимнастики, подобраны игры на развитие мелкой моторики для каждого ребёнка индивидуально.

Мастер-класс «Речевые игры и игры с движением для глаз для детей дошкольного возраста с ОВЗ»

В процессе игровой деятельности воспитателем создаются благоприятные условия для развития не только всех детей, но и для развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Для детей с речевыми нарушения и физическими недостатками, организована работа учителя — логопеда, которая направленана формирование:

− речевой готовности к школе;

− физической выносливости.

Комплексный подход в работе заключается в объединении речевых игр (предложенных учителем-логопедом) и игр-гимнастик для глаз с движением рук, ног и туловища (подборка воспитателя). Индивидуальная работа с ребенком проводится каждый день в утренние часы и во второй половине дня.

Предлагаем несколько интересных разработок, направленных на развитие мелкой моторики, мышления, слухового и зрительного внимания, речи.

Игра-тренажер «Золотая нива»

Цель: способствовать профилактике нарушения зрения и речи, развитие мелкой и общей моторики рук детей дошкольного возраста.

Материал: красиво оформленная коробка с разнообразными сортами зерна и природных материалов (горох, орехи, шишки и др.) для лучшего восприятия детскими пальчиками; счетные палочки или фишки (для разграничения).

Условие игры: предложить ребенку выбрать из коробочки определенный вид материала (один какой-то). Выложить в ряд зерна. С объяснением: нужно «шагать» по зернам пальчиками, одновременно проговаривая по слогам слово (можно брать тематическую неделю и закреплять) На каждый шаг — слог; где слово закончилось, там ставит разделительную палочку или фишку. И так несколько слов на изученную лексическую тему. Можно играть как индивидуально, так и в паре. Вариантов игры много: «какое слово длиннее», или «У кого фишка дальше». То есть, если проявить фантазию, то можно расширить возможности данной игры-тренажера.

Подобная игра способствует:

− профилактике нарушения зрения;

− развитию речи;

− развитию мелкой и общей моторике рук;

− логического мышления, смекалки, укреплению дисциплины;

− массажу кончиков пальцев;

− зрительной аккомодации;

− умению слушать внимательно, правильно выполнять условия игры.

Игра «Словесная рыбалка»

Цель: развитие координации движений, речи и звукобуквенного анализа.

Материал: коробка с магнитными буквами, несколько удочек с магнитом.

Условие игры: предложить ребенку удочку «для рыбалки букв». Поймав букву, ребенок должен придумать слово с таким же звуком по изучаемой лексической теме, где звук будет стоять в разных позициях (в начале, в середине, в конце слова). Можно играть в парах, это позволит добавить в игру соревновательный характер, что позволит развивать взаимодействие, взаимоконтроль, внимание (зрительное и слуховое), звукобуквенный анализ, умение из букв составлять слоги и слова.

Недостаток двигательной активности — одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма дошкольников. Проведение физминуток влияет на деятельность мозга, активизирует двигательную, речевую и зрительную деятельность, улучшает кровообращение, работоспособность.

Физкультминутка «Теремок»

Цель: снятие физическое напряжение, развития зрительной аккомодации; слухового внимании.

На поляне теремок, Стоя на ногах. Ладони сложить «домиком», подвести к носу, отвести вдаль

Дверь закрыта на замок Сомкнуть пальцы в замок, подвести к носу, отвести вдаль

Из трубы идет дымок Поочередно из всех пальцев сделать колечки, посмотреть через каждое колечко

Вокруг терема забор Руки перед собой, пальцы растопырить, смотрим слева направо, справа налево, повернуться вокруг себя.

Чтобы не забрался вор Щелчки каждым из пальцев поочередно, смотрим на пальцы

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! Кулаком постучать по ладони, смотрим вниз на руки

Открывайте! Широко развести руки в стороны

Я ваш друг! Ладони сомкнуть одна поперек другой

Благодаря созданным условиям в детском саду, наши выпускники полностью готовы к школьному обучению и адаптированными в условиях школы.

Таким образом, созданные условия для поддержания здоровья ребенка — это тот резерв, тот запас сил, та стартовая позиция, в которой определяется во многом успешность не только дошкольного образования, но и длинного школьного марафона.

Основные термины (генерируются автоматически): III, ребенок, условие игры, двигательная активность, дошкольное образование, дошкольный возраст, звукобуквенный анализ, зрительная аккомодация, мелкая моторика, профилактика нарушения зрения.

Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

Готовность педагогов и родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения к инклюзивной деятельности

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ

Индивидуально ориентированная программа работы педагога-психолога с ребенком с тяжелым нарушением речи

Психолого-педагогическая помощь родителям на этапе подготовки ребенка к обучению в школе

Перспективный план работы учителя-дефектолога

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Возможности дошкольного образовательного учреждения по повышению компетентности родителей в вопросе воспитания культуры безопасности у старших дошкольников через педагогическое взаимодействие

Работа учителя-логопеда по предупреждению нарушений речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Примерная индивидуально ориентированная программа работы педагога-психолога с ребенком с ОВЗ

Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения

Готовность педагогов и родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения к инклюзивной деятельности

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ

Индивидуально ориентированная программа работы педагога-психолога с ребенком с тяжелым нарушением речи

Психолого-педагогическая помощь родителям на этапе подготовки ребенка к обучению в школе

Перспективный план работы учителя-дефектолога

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Возможности дошкольного образовательного учреждения по повышению компетентности родителей в вопросе воспитания культуры безопасности у старших дошкольников через педагогическое взаимодействие

Работа учителя-логопеда по предупреждению нарушений речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Примерная индивидуально ориентированная программа работы педагога-психолога с ребенком с ОВЗ

Задать вопрос