Социализация личности дошкольника в процессе двигательной активности в условиях ДОУ (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (23) июнь 2019 г.

Дата публикации: 29.05.2019

Статья просмотрена: 1067 раз

Библиографическое описание:

Исаенко, Ю. М. Социализация личности дошкольника в процессе двигательной активности в условиях ДОУ (из опыта работы) / Ю. М. Исаенко, Н. А. Бочанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 6 (23). — С. 6-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/128/4241/ (дата обращения: 16.11.2024).



Процесс социализации начинается с первых месяцев жизни ребенка, когда малыш начинает узнавать свою маму, улыбается ей, начинает привлекать свое внимания, используя жесты, мимику, плач. По мере роста ребенка потребность в общение возрастает, ему необходимо общаться не только с мамой, с близкими людьми, но и с обществом. Конечно же, первый опыт социализации ребенок получает в семье. Но, к сожалению, многие родители не уделяют этому много внимания и, попадая в детский сад, ребенок испытывает трудности в общении, он не умеет играть с другими детьми, выступает инициатором конфликтов. Поэтому главной задачей для дошкольных учреждений является компенсация недостаточной социализации детей в домашних условиях. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-коммуникативному развитию детей, включающему в себя задачи развития направленные на:

– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

– развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

– становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

– развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;

– формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [1].

Социализация детей дошкольного возраста — это фундамент успешного вхождения в дальнейшую жизнь, в школе, в высших учебных заведениях, на работе, в семье. В этом возрасте закладываются главные навыки общения, понимания своего места в жизни и в обществе. Социализация представляет собой последовательное и всесторонне включение ребенка в общество, эмоциональное позитивное усвоение им общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности. Прежде всего, социализация связана с вхождением ребенка в мир взрослых, их взаимодействия, деятельности, а также мир смыслов, правил, норм и ценностей. Всем известно, что ведущим видом деятельности ребенка — дошкольника является игра. В детском саду применяются различные виды игр, но мы хотим остановиться на подвижных играх. Подвижная игра помогает укрепить не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и является хорошим средством социализации детей в коллективе. В игре реализуются основные потребности дошкольника.

В наше время дети часто испытывают «двигательный дефицит», то есть они мало двигаются в течение дня, что не благоприятно складывается на их здоровье. В выходные дети мало играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм.

Для полноценного роста и развития, ребенку необходимо много двигаться. Именно через двигательную активность удовлетворяются все потребности ребенка — дошкольника. В двигательной активности ребенок проявляет свободу действий, выражает свою индивидуальность, делает новые открытия, тем самым, происходит гармоничное развитие личности [2]. Поэтому мы в своем дошкольном учреждении реализуем парциальную образовательную программа Л. Н. Волошиной «Выходи играть во двор». По мнению Л. Н. Волошиной, «именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний» [3]. Все подвижные игры в парциальной программе Л. Н. Волошиной «Выходи играть во двор» разделены по временам года, подобраны с учетом возрастных особенностей. Эти игры мы включаем в физкультурные занятия на воздухе, в самостоятельную двигательную активность, в физкультурные досуги с привлечением родителей, детей из других детских садов, школ. Часто используем подвижные игры «Выходи играть во двор» при организации народных праздниках «Масленица», «Святочные гулянья»…

Дети, освоившие программу «Выходи играть во двор» сами организуют подвижные игры во дворе, передают свой игровой опыт малышам, включают в свои игры взрослых. Тем самым происходит социализация ребенка в обществе.

Процесс социализации входе подвижной игровой деятельности успешно формируется и развивается, приобретает высокую эффективность и полезность для будущей жизнедеятельности растущего человека. Подвижная игровая деятельность всецело охватывает развитие ребенка, в этой деятельности происходит познание окружающего мира, развитие познавательных процессов, формирование социальных качеств, обогащение духовной сферы и эмоционального опыта детей. В двигательной активности ребенок проявляет свободу действий, выражает свою индивидуальность, делает новые открытия, тем самым, происходит гармоничное развитие личности [2]. Когда дети играют вместе в подвижные игры, они учатся уступать друг другу, договариваться, строят свои взаимоотношения, общаются. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155.
  2. Галушко И. Г. Социализация и индивидуализация растущего человека в процессе подвижной игровой деятельности и двигательной активности / И. Г. Галушко, Н. Г. Зайцева, А. В. Галушко // Концепт. — 2016. — Т. 10. — С. 106–110
  3. Волошина Л. Н. Влияние подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста: автореферат дисс канд. пед. наук / Л. Н. Волошина. — Екатеринбург, 2001. — 21 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, двигательная активность, детский сад, гармоничное развитие личности, двор, общество, подвижная игровая деятельность, процесс социализации, свобода действий.

Похожие статьи

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности (из опыта работы)

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения (из опыта работы)

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов образовательных отношений в условиях ДОО (из опыта работы)

Создание оптимальных условий для развития мышления обучающихся в образовательном процессе на основе интеграции (из опыта работы)

Использование образовательного пространства территории ДОУ в развитии дошкольников (из опыта работы)

Здоровьесбережение в рамках внеурочной деятельности в основной школе (из опыта работы учителя)

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Формирование читательского интереса у дошкольников и партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в условиях ДОУ (из опыта работы)

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Похожие статьи

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности (из опыта работы)

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения (из опыта работы)

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов образовательных отношений в условиях ДОО (из опыта работы)

Создание оптимальных условий для развития мышления обучающихся в образовательном процессе на основе интеграции (из опыта работы)

Использование образовательного пространства территории ДОУ в развитии дошкольников (из опыта работы)

Здоровьесбережение в рамках внеурочной деятельности в основной школе (из опыта работы учителя)

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Формирование читательского интереса у дошкольников и партнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса в условиях ДОУ (из опыта работы)

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Задать вопрос