Проект «Оригами в старшей группе»
Авторы: Елецкая Елена Николаевна, Рейдина Лидия Алексеевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (23) июнь 2019 г.
Дата публикации: 12.06.2019
Статья просмотрена: 2004 раза
Скачать Спецвыпуск STEM-образование: проектная деятельность в детском саду (pdf)
Библиографическое описание:
Елецкая, Е. Н. Проект «Оригами в старшей группе» / Е. Н. Елецкая, Л. А. Рейдина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 6.1 (23.1). — С. 5-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/128/4244/ (дата обращения: 19.12.2024).
Оригами – это традиционное искусство складывания бумажных фигурок. Слово «оригами» так и переводится: «сложенная бумага» сейчас им увлекаются во всем мире и дети и взрослые. Секрет огромной популярности оригами прост- несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать ни на что не похожий увлекательный мир. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, доступность ее обработки привлекательны для детей.
То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги А.С Макаренко, Т. С. Комарова. Еще в 19 веке немецкий педагог Фридрих Фребель основал интегрированный курс обучения математики при помощи оригами.
Во время занятий оригами происходит обучение элементам геометрии в дошкольных учреждениях. В процессе складывания фигур дети знакомятся с основными геометрическими понятиями: угол, сторона, середина, квадрат, треугольник и т. д. Без знаний некоторых математических понятий нельзя приступить к выполнению оригами. В этом и заключается помощь математики оригами.
Одновременно происходит:
– Обогащение словаря ребенка специальными терминами (диагональ, вертикальная и горизонтальная линии, центр, вершина, точка пересечения и т. д.)
– Развитие умения ориентироваться в пространстве (верхний правый угол, нижний левый угол, середина и т. д.)
– При занятии оригами развивается память (это многократное повторение).
– Развиваются творческие способности.
– Дети учатся читать чертежи, следовать усным инструкциям.
– Знакомство детей с геометрическими понятиями.
– Развивается моторика, оттачиваются мелкие движения пальцев, а следовательно улучшается речь. Она становится красивее, грамотнее.
– Развивается логика, воображение, дети учатся творить и любить все живое.
– Работа с бумагой требует сосредоточенности, внимание, усидчивости, то есть таких качеств, которые в дальнейшем помогут ребенку в школе.
Классическое оригами предполагает изготовление фигурки из квадрата без ножниц и клея. Занятия строятся по одному плану: на каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о предмете, который складывается.
- Подготовка к занятию (установка на работу)
- Повторение пройденного (повторение названия базовой формы, повторение действий прошлого занятия, повторение правил техники безопасности).
- новая тема (загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; сведения о предмете занятия (рассказы, интересные истории и т. п.); показ образцы, рассматривание образца, анализ).
- Практическая часть (показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, пооперационной карты); самостоятельное проявление детьми изделия по плану, карте; оформление поделки; анализ работы.
Учитывая способности детей, можно разделить детский коллектив на подгруппы, планируя разный объем условия материала на занятиях. Так, дети, успешно осваивают технику складывания, выполняют всю работу, а другие — её часть.
Начиная с первого занятия следует ориентировать детей на точность выполнения действий; обращать их внимание на то, что сгибы надо проглаживать с усилием, иначе при выполнении следующих действий бумага не будет «слушаться, не согнется как надо»; объяснить детям, что работать нужно только на твердой поверхности и ни в коем случае не на весу, так как бумага может порваться, и придется начинать все сначала.
Цель проекта:
Формировать у дошкольников интерес к искусству оригами, развивать творческие способности у детей посредством искусства оригами.
Задачи:
- Познакомить дошкольников с техникой оригами.
- Развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
- Развивать умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образу, заданным условием; пользоваться схемами, пооперационными картами.
- Знакомить детей со способами преобразования геометрических фигур, развивать ориентировку в пространстве.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать коммуникативные способности.
- Воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу.
- Приобщать детей к мировой культуре, формировать эстетический вкус.
Принципы программы:
- Принцип наглядности. Предполагает широкое представление наглядного материала, иллюстрации, образцы, схемы.
- Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
- Принцип занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.
- Принцип доступности. Оригами должно нести доступную для детей познавательную информацию.
- Принцип тематического планирования. Предполагает распределение всего обьема знаний по темам.
- Принцип личностно-ориентированного общения. Партнерство, соучастие и взаимодействие основные формы общения педагога с детьми.
Методы работы:
- Наглядные:
– рассматривание образцов, схем, пооперационных карт.
– демонстрация иллюстраций по теме занятия.
– наблюдение.
- Словесные:
– беседы по теме занятия.
– чтение художественной литературы, подбор стихотворений по теме занятий.
– объяснение.
– обсуждение хода работы.
- Практические:
– индивидуальная работа детей.
– совместная деятельность взрослого и ребенка.
Ожидаемые результаты:
- У детей сформировано представление о том, что оригами — это искусство складывания различных фигур из бумаги.
- Дети владеют различными приемами работы с бумагой; умеют соотносить показ со словесными обьяснениями; умеют следовать устным инструкциям; пользоваться схемами, пооперационными карточками.
- Дети проявляют творчество в художественном оформлении работ.
- Родители информированы об искусстве оригами; осознают эффективность данной технологии в развитии детей; создают необходимые условие для самостоятельной деятельности ребенка, принимают участие в совместных с детьми композициях.
Этапы реализации проекта.
1 этап — подготовительный.
На подготовительном этапе проводится: мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, сбор и систематизация материала, создание условий для детского творчества, составление тематического планирования.
2 этап — основной (практический).
На этом этапе происходит организация деятельности детей:
– Знакомство с техникой изготовления оригами.
– Беседы
– Проведение занятий
– Дидактические игры и упражнения
– Подвижные игры
– Изготовление коллективной работы с детьми
– Диагностика детей.
С родителями:
– Беседы
– Деловые игры
– Папки-передвижки с подробным описанием изготовление фигуры поэтапно
– Консультации
– Мастер-класс для родителей
– Родительские собрания.
Сентябрь
№ |
Тема |
Задачи |
1 |
Знакомство со Свойствами бумаги |
Познакомить детей со свойствами бумаги, разнообразием ее видов. Научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в стиле оригами. |
2 |
Превращение квадратика |
Закрепить основные геометрические понятия свойства, определить нахождения углов, сторон. Познакомить с основными элементами складывания в технике «оригами», складывания квадрата пополам, по диагонали, найти центр квадрата, загнуть все углы к центру. |
3 |
«Гусеничка» |
Продолжить учить детей работать с квадратным листом бумаги. |
4 |
«Фрукты» (яблоко и груша) |
Познакомить детей с условным обозначением «долина». Воспитывать у детей внимание и терпение. Познакомить с условным обозначением «переворот» |
Октябрь
№ |
Тема |
Задачи |
1 |
Базовая форма «Воздушный змей» |
Повысить интерес детей к изготовлению поделок. Познакомить с базовой формой, «воздушный змей». Развивать обьяснительную речь. |
2. |
Веселые зверушки «Котенок» |
Познакомить с базовой формой треугольник. Учить сгибать квадрат по диагонали, совмещая два противоположных угла. |
3. |
Веселые игрушки «Щенок» |
Учить детей складывать квадрат по диагонали. Повышать интерес к занятиям через игру. Развивать глазомер. Укреплять мелкие мышцы рук. |
4. |
«Ветка рябины» |
Отработать складывание базовой формы «воздушный змей». Учить составлять композицию из сложенных деталей, соединяя их в определенной последовательности и используя аппликацию. |
Ноябрь
№ |
Тема |
Задачи |
1. |
«Грибы» |
Повышать интерес к занятиям оригами. Закреплять умение следовать инструкциям педагога. |
2. |
«Письмо Карлсону» |
Продолжать учить детей преобразовывать одну бумажную фигурку в другую. Повышать интерес к занятиям через игру. Укреплять мелкие мышцы рук. |
3. |
«Волк» |
Обогащать эмоциональную сферу и словарь. Приучать к точным движениям пальцев. |
4. |
«Медведь» |
Развивать умения складывать бумагу по схеме для получения определенной поделки. Закреплять знание о способах работы с бумагой. |
Декабрь
№ |
Тема |
Задачи |
1. |
«Дом» |
Учить делать игрушку, складывая квадрат в разных направлениях. Учить точному совмещению углов и сторон в процессе складывания, тщательно проглаживать линии сгиба. |
2. |
«Елочка» |
Учить детей складывать квадрат из диагонали. Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из нескольких деталей. Воспитывать усидчивость. |
3. |
«Снегурочка» |
Учить детей из базовой формы «воздушный змей» складывать фигурку «снегурочки». Учить приклеивать отдельные детали. Воспитывать добрые чувства к близким, желание порадовать их открыткой к празднику. |
4. |
«Дед Мороз» |
Продолжать учить детей из базовой формы «воздушный змей» складывать фигурки «Дед Мороз» Развивать творчество в оформлении поделки. Воспитывать добрые чувства к близким. |
Январь
№ |
Тема |
Задачи |
1. |
«Снеговик» |
Закрепить умение мастерить поделки в стиле — «оригами», использовать пооперационные карты. Продолжать учить делать бумажные фигурки из нескольких деталей. Приучать к точным движениям пальцев. |
2. и 3. |
«Заяюшкина избушка» (мордочки лисы и зайца) |
Закрепить понятия: лицевая и изнаночная сторона бумаги. Учить дополнить поделку характерными деталями. Воспитывать уважение к труду, настойчивость и старание. |
4. |
«Снежинка» |
Продолжать учить детей работать с квадратным листом бумаги. Развивать стремление к доведению начатого дела до конца. |
Февраль
№ |
Тема |
Задачи |
1. |
«Звездочка» |
Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из нескольких деталей. Развивать воображение и творческие способности. |
2. |
«Сердечко» |
Продолжать упражнять детей в многократном складывании бумаги. Воспитывать аккуратность в работе. Воспитывать желание делать приятное другим. |
3. |
Превращения: «Стрела», «Самолет» |
Продолжать учить детей мастерить поделки, используя пооперационную карту. Познакомить с изготовлением поделки «стрела» — научить трансформировать её в другие поделки. Помочь каждому ребенку добиться желаемого результата. |
4. |
Коробка для подарка |
Познакомить детей с новым способом складывания бумаги. Закрепить умение следовать инструкции педагога. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность. |
Март
№ |
Тема |
Задачи |
1. |
«Тюльпан» |
Учить детей складыванию цветов в стиле оригами. Воспитывать добрые чувства к близким, желание порадовать их праздничной открыткой. Помочь каждому ребенку добиться желаемого результата. |
2. |
«Неваляшка» |
Продолжать учить делать поделки из нескольких деталей. |
3. |
«Гном» |
Развивать творчество в ходе оформления поделки. Развивать конструктивные способности. Закрепить умения следовать инструкциям педагога. Воспитывать усидчивость. |
4. |
«Птицы» |
Закрепить умение мастерить поделки в стили «оригами». Воспитывать самостоятельность. |
Апрель
№ |
Тема |
Задачи |
1. |
«Клоун» |
Развивать конструктивные способности. Развивать творчество в ходе оформления поделки. Продолжать учить делать поделки из нескольких деталей. |
2. |
«Ракета» |
Уточнить знания, детей о празднике «День Космонавтики» |
3. |
«Пароход» |
Познакомить детей с новой базовой формой «блинчик» Учить использовать готовые поделки в игре. |
4. |
Аквариум «Рыбка» |
Закрепить умение складывать квадрат по диагонали, полученный треугольник — пополам. Развивать мелкую моторику рук. Развивать эстетический вкус. |
Май
№ |
Тема |
Задачи |
1. |
«Солнышко» |
Продолжать учить мастерить из бумажного квадрата поделки, используя уже известные приемы складывания бумаги. Расширять коммуникативные способности. |
2. |
«Лягушка» |
Упражнять детей в умении складывать геометрические фигуры. Учить точно совмещать углы, стороны при складывании, приглаживать линию сгиба. |
3. |
«Бабочка» |
Упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры. Закрепить умение получать из квадрата — прямоугольник, треугольник и квадрат меньшего размера. Упражнять в свободном выборе цвета. |
4. |
«Веселая полянка» |
Повторить пройденный материал. Закрепить знания по оригами. Учится работать в группах. |
3 этап — заключительный:
На этом этапе проводится мониторинг знаний. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данного проекта.
Можно выделить три уровня развития конструирования из бумаги:
Высокий уровень:
Ребенок самостоятельно складывает квадратный лист бумаги по диагонали, прямоугольный — пополам; умеет точно совмещать углы, стороны при складывании, хорошо приглаживать линию сгиба; умеет и самостоятельно называет геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия (сторона, угол, вершина, линия сгиба); самостоятельно режет ножницами по прямой линии.
Средний уровень:
Ребенок складывает лист бумаги по диагонали с помощью воспитателя (наводящие вопросы, инструкции), умеет приглаживать линию сгиба; самостоятельно называет 1–2 геометрические фигуры, 1–2 геометрических понятия; при резании ножницами по прямой линии требуется помощь воспитателя.
Низкий уровень:
Ребенок не может самостоятельно складывать лист бумаги пополам, по диагонали, не показывает и не называет геометрические фигуры и геометрические понятия; не режет ножницами по прямой линии.
Анкета для родителей.
Анкетирование проводится с целью узнать, интересно ли Вашим детям делать поделки из бумаги по технике оригами.
1. Ваш возраст
2. Количество детей в семье______________________
3. Интересно ли детям делать поделки из бумаги?__________________
4. С какого возраста можно заниматься оригами?____________________
5. Кто должен знакомить детей с приёмами складывания бумаги?
– родители
– бабушки, дедушки
– воспитатель
– братья, сестры
– другие(другие)______________________
6. Любят ли в вашей семье делать поделки?
7. Есть ли польза для детей от изготовления поделок? Если «да» то какие?___________________
– развитие творчества, воображения
– развитие познавательных способностей
– развитие исследовательских навыков
– формирование моторики рук
– другие (указать)________________
Литература:
- Сержантова Т. Б. Оригами. Базовые формы. М.: Айрис-пресс, 2009г.
- Сухаревская О. Оригами для самых маленьких. М.: Айрис-пресс, 2010г.
- Соколова С. В. Оригами для самых маленьких. Сбп.: Детство-пресс, 2010г.
- Соколова С. В. Игрушки их бумаги. Оригами для малышей. Сбп.: Издательский дом «Литера», 2009 г.