Проект «Волшебный мир цвета с использованием игрового набора „Дары Фрёбеля“» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тихонова, М. Е. Проект «Волшебный мир цвета с использованием игрового набора „Дары Фрёбеля“» / М. Е. Тихонова, П. В. Мамедкиримова, А. А. Айрапетян. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 6.1 (23.1). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/128/4245/ (дата обращения: 16.11.2024).



Вид проекта: практико-ориентированный.

Участники проекта: дети 3–4 лет, воспитатели, родители.

По времени проведения: 2018–2019 учебный год (долгосрочный)

В раннем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. Чтобы это проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета) обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.

В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь детей.

Следовательно, главное в том возрасте — обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь — пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.

Вся наша жизнь наполнена цветом, мы постоянно занимаемся цветотерапией, не подозревая об этом. Достаточно вспомнить о наших цветовых предпочтениях: у нас есть любимые и нелюбимые цвета. Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении: дома, на работе, на улице и так далее.

Цвет обладает большими информационными свойствами. Он фиксируется визуально и длительное время остается в сознании ребенка. Он обладает большой эмоциональной выразительностью.

Знакомство с цветом является важным компонентом процесса обучения, так как является областью и эмоционального, и сенсорного развития.

В раннем возрасте дети часто путают цвета. Это происходит не потому, что малыш не способен запомнить их, а вследствие того, что детский цвет ассоциируется с объектами окружающей среды. Именно поэтому целесообразно ежедневно проводить с детьми сенсорные игры и упражнения. Они дадут возможность более живо и интересно активизировать речь детей.

Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

В настоящее время реализуется новая система дошкольного воспитания, идет поиск альтернативных и неординарны путей. Внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения практиков и теоретиков дошкольного воспитания выпадают опыт и ценные идеи, накопленный в зарубежной и отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего вoзраста и рoли сенсорного воспитания в процессе всестороннего развития и формирования личности ребенка.

Таким образом, актуальность системного подхода в сенсорном развитии детей раннего возраста определяется необходимостью внедрения современных технологий и обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания.

Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782–1852)известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста.

Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка — влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, она — его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребенок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам. Ф.Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Игры, по его мнению, содействуют развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества.

Дары Ф.Фребеля — самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор. В этот набор входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т. д. Для развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров». Все игры Фребеля отличаются предельной логичностью и четкостью построения.

Если использовать дидактический материал «Дары Фрёбеля», то у детей развиваются: мелкая моторика, социальные и коммуникативные умения, познавательно-исследовательская деятельность, формируются элементарные математические умения.

Изучив тему проекта, была обозначена проблема: у детей недостаточно представлений о знании цвета.

Цель проекта: создать условия для ознакомления детей об окружающем мире через расширение знаний о цвете.

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей представления о цвете путем использования различных дидактических игр сенсорного содержания в разных видах совместной и самостоятельной деятельности детей с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля».
  2. Воспитание у детей эстетического, эмоционально окрашенного восприятия цвета.
  3. Развивать мелкую моторику.

При работе с детьми использовались разные методы и формы:

– игровые;

– мотивация;

– рассматривание;

– создание продуктивной деятельности.

В работе с семьей используются такие формы работы, как:

– информирование об успехах детей;

– целевые консультации, папки-передвижки.

Ожидаемый результат:

  1. Сформировать у детей представление о цвете.
  2. Вовлечение родителей в педагогический процесс.
  3. Использование в работе разработанной программы по сенсорному развитию детей раннего возраста с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля».

План-график проекта

Дата

Работа сдетьми

Работа сродителями

Совершенствование предметно -развивающей среды

Сентябрь

1.Знакомство с «Дарами Фрёбеля».

2.«Светофор».

3. Цветной мячик».

4. «Путешествие цветных мячиков».

Цель: знакомство с формами и свойствами предметов, развитие исследовательских навыков.

Закрепление знаний

цветов светофора, их

назначения, формировать

умение двигаться по

сигналу воспитателя».

Консультация «Использования игрового набора «Дары Фрёбеля».

1.Набор № 1.

«Шерстяные мячики»

(8 разноцветных).

Октябрь

1.Игра «Волшебный мешочек».

2. Игра «Достань мячик».

3.Игра «Домик для листика».

4. Игра «Одень дерево».

Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, развитие элементарных математических представлений.

Развивать умение доставать мяч нужного цвета, закреплять понятия «много» и «один».

Консультация для родителей «Дары Фребеля — использование сегодня».

1.Набор 7 — «Цветные фигуры» (круг, полукруг, треугольник, квадрат).

2. Набор № 1.

Ноябрь

1.Дидактиеская игра «Бусы для матрёшки».

2.Дидактиеская игра «Украсим кукле платье».

3. «Колобок».

4. «Цвет и форма».

Развивать интерес к

совместным играм,

формировать первичные

представления о свойствах

объектов окружающего мира

(цвет, размер, форма).

Презентация

«Дары Фребеля».

1.Набор № 11 (J1) «Цветные тела».

2.Серия «Сказочный мир» Выпуск 1.

3. Серия «Эксперимент».

Декабрь

1. «Украшаем ёлку».

2. Игра «Выложи бусы».

3. Игра «Какого мяча не стало?».

4. Игра «Мышки, прячьте хвостик!».

Становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству; знакомство с основами композиции; развитие игровой деятельности, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Закрепить умение выкладывать узор из знакомых фигур по схеме, умение ориентироваться на карточке.

Консультация для родителей

«Дары Фребеля: современный подход”.

1.Набор № 7,8,9,10.

2.Набор № 7.

3. Набор № 1.

Январь

1.Дидактиеская игра «Волшебные палочки».

(деревянные палочки разной длины, шести цветов и неокрашенные).

2. Игровое упражнение «Маятник».

3. Игровое упражнение «Крути, крути».

4. Игра «Найди мячик».

Закреплять умение детей различать цвета и ориентироваться в пространстве.

Развивать сенсомоторную координацию, пространственные отношения.

Презентация «В мире цветов».

1.Набор № 8 — «Палочки».

2. Набор № 12 (J2) — “Мозайка.

3. Набор № 1.

Февраль

1.Игра «Собери мячи в ведёрко».

2. Игра «Карусель».

3. Игра «Лото».

4. Игра «Укрась лошадку».

Цель: познакомить детей с правилами игры лото, умение закрывать игровое поле только одной фигурой, но разных цветов (например, круг).

Вызвать желание украсить лошадку знакомыми фигурами, умение выкладывать простой узор по схеме.

Консультация «Влияние цвета на психическое состояние детей»

1.Набор 11 (J1) — «Цветные тела».

цветные геометрические фигуры: куб, шар, цилиндр).

2. Набор № 1.

3. Набор № 7, игровое поле.

4.Наборы № 7, 9.

Март

1.Игра «Повтори последовательность».

2. Дидактические игра «Создаём транспорт».

3. Игра «Бусы для мамы».

4. Игра «Засели домики».

Цели данной игры — развитие мелкой моторики, различение и называние цвета, умение действовать по образцу.

Наглядная информация «Дары Фрёбеля».

1. «Шнуровка» (мозаичное поле, фишки и шнурки 6 цветов).

2. Набор 9.

3. Наборы № 7, 8, 9, 10, коробочки красного, желтого, зеленого и синего цвета.

Апрель

1. Игра «Волшебная змея».

2. «Шнуровка».

3. Игра «Чего не стало?».

4. Игра «Выложи узор».

Цель: закреплять у детей умение анализировать и сравнивать предметы по форме и цвет, развивать внимание.

Закрепить представления о геометрических фигурах круг и квадрат, умение выкладывать простой узор из этих фигур.

Консультация

«Развитие представлений о цвете у детей дошкольного возраста».

1.Набор 12.

2. Шнуровка» (мозаичное поле, фишки и шнурки 6 цветов).

3. Набор № 2.

4. Набор № 3.

Май

1.Дидактические игра «Собери цветок».

2.Дидактиеская игра «Собери по образцу».

3. Игра «Найди заплатку для коврика».

4. Игровое упражнение «Разложи по цвету».

Цель: обобщить представления детей о знакомых фигурах и цветах, умение подбирать необходимую заплатку для коврика.

Закреплять цвета, развивать мелкую моторику руки, координацию движений.

Фотовыставка «Учимся играя».

1.Набор № 7, настольная игра «Заплатки».

Полученные результаты:

В результате работы над проектом у детей сформировались представления о цвете.

Литература:

  1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
Основные термины (генерируются автоматически): игра, цвет, ребенок, окружающий мир, ранний возраст, набор, умение, дошкольный возраст, игровой набор, мелкая моторика.

Похожие статьи

План-конспект занятия по познавательному развитию с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» «Город, который построили мы»

Организация игровой деятельности детей раннего возраста с использованием дидактического материала «Дары Фрёбеля» (из опыта работы)

Экспериментальный проект «Электронные и компьютерные игры в жизни ученика начальных классов»

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми младшей группы с использованием игровой технологии В. Воскобовича «Праздник в Фиолетовом лесу»

Творческий проект 6 «А» класса «Тренажёр устного счёта»

Методическая разработка образовательной деятельности «Приключения в фиолетовом лесу» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фребеля»

План-конспект комплексного занятия «Маша и Медведь» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» для детей с легкой степенью умственной отсталости в старшей группе

Детско-взрослый творческий проект «Волшебные превращения бумажного листа в стране царя Картона»

Похожие статьи

План-конспект занятия по познавательному развитию с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» «Город, который построили мы»

Организация игровой деятельности детей раннего возраста с использованием дидактического материала «Дары Фрёбеля» (из опыта работы)

Экспериментальный проект «Электронные и компьютерные игры в жизни ученика начальных классов»

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми младшей группы с использованием игровой технологии В. Воскобовича «Праздник в Фиолетовом лесу»

Творческий проект 6 «А» класса «Тренажёр устного счёта»

Методическая разработка образовательной деятельности «Приключения в фиолетовом лесу» (образовательная область «Познавательное развитие»)

Развитие логического мышления дошкольников посредством игрового набора «Дары Фребеля»

План-конспект комплексного занятия «Маша и Медведь» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» для детей с легкой степенью умственной отсталости в старшей группе

Детско-взрослый творческий проект «Волшебные превращения бумажного листа в стране царя Картона»

Задать вопрос