Проект по лего-конструированию для детей 4- 5 лет | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Толстова, Е. В. Проект по лего-конструированию для детей 4- 5 лет / Е. В. Толстова, С. Д. Алейник. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 6.1 (23.1). — С. 31-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/128/4247/ (дата обращения: 16.11.2024).



Сегодня государством поставлена задача подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Поэтому одной из главных задач современной системы образования, согласно ФГОС ДОУ является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением использовать информационные технологии и обучаться в течение всей жизни. В условиях реализации проекта в ДОУ каждый ребенок самостоятельно стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него положительного творческого результата. Поэтому именно в проектной деятельности в ДОУ возможно воспитание творческой личности, обладающей креативным мышлением, возможно полноценное развитие познавательной активности дошкольника.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Одной из наиболее эффективных в наши дни стала проектно-исследовательская деятельность. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Проблема: несформированность у детей конструктивных способностей, умения договариваться друг с другом, коллективно сопереживать.

Актуальность: Стремление к контакту и взаимодействию с окружающими миром является одним из важнейших свойств природы человека. Человечество постоянно находится в активном поиске новых задач.

Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск, открытию новых знаний, в исследовательскую деятельность.

Конструирование способствует активному формированию технического мышления детей. ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени. Ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, схемами.

В ДОУ происходит интеграция образовательных областей, а с помощью ЛЕГО-конструирования можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, с социально-коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.

Цель: Создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технологии ЛЕГО-конструирования в интеграции образовательных областей дошкольного образования.

Задачи:

– Создать психолого-педагогические условия, способствующие интеграции образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие творческих способностей воспитанников средствами технологии ЛЕГО-конструирования.

– Учить конструированию построек из ЛЕГО ДУПЛО, используя различные способы.

– Учить детей использованию схем-иллюстраций при сооружении постройки.

– Развивать умение планомерно осматривать схему постройки, выделяя в ней наиболее важные смысловые части.

– Развивать творческие способности детей: пытливость, любознательность, изобретательность.

– Развивать систему значимых социальных и межличностных отношений: группироваться, договариваться, стремление отстаивать свои идеи.

– Способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

Основные принципы построения программы:

– доступность и наглядность

– последовательность и систематичность обучения детей

– учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей

Методы иформы работы:

Основная форма проведения занятий — практикум.

Для поддержания интереса к занятиям используются разнообразные формы и методы проведения занятий:

– беседы

– работа по образцу

– самостоятельное проектирование

– коллективные работы

При организации работы необходимо соединить игру, труд и обучение. Это поможет обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы используются в творческой работе.

Ожидаемые результаты:

К концу года дети 4–5 лет должны уметь:

– называть детали,

– называть форму и цвет,

– уметь скреплять детали конструктора,

– строить элементарные постройки,

– строить по образцу,

– строить по схеме,

– называть детали, изображенные на карточке,

– уметь рассказывать о постройке и обыгрывать ее,

– применять имеющиеся знания в самостоятельных играх.

Возраст воспитанников. Срок реализации программы и режим занятий.

Данный проект рассчитан на обучение и развитие детей 4–5 лет. Вид проекта — творческий, долгосрочный. Срок реализации — один учебный год, с сентября по май месяц.

План учебных занятий в средней группе включает в себя 72 занятия, длительностью 20 минут, два раза в неделю.

Занятия проводятся по расписанию, утверждённому заведующим МБДОУ № 229, с подгруппой детей по 12–15 человек.

Этапы проекта.

1 этап — предварительный: мониторинг знаний детей, изучение литературы, подготовка материала.

2 этап — основной: проведение запланированных мероприятий.

3 этап – заключительный: подведение итогов по проекту.

Мониторинг результатов освоения детьми среднего возраста программы по конструированию.

Система мониторинга обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей. Мониторинг проводится два раза в год на начало учебного года и на конец. Это позволяет спланировать дальнейшую работу с учетом индивидуальных особенностей детей /приложение № 1/

Условия реализации программы.

Для эффективной деятельности по программе используются следующие материалы:

*интерактивная доска

*проектор

*ноутбук (продолжить дальше)

*образцы, наглядные пособия

*дидактический материал (игры, задания

Перспективное комплексно-тематическое планирование по лего-конструированию для детей 4- 5 лет

Период

Лексическая тема

Тема по конструированию

Задачи по конструированию

Общеобразовательные задачи

сентябрь

«Детский сад»

Мониторинг.

*Конструирование по замыслу

* «Скамейки для детей»

* «Горка»

* «Наша игровая площадка»

Закреплять полученные навыки конструирования в младшей группе.

Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.

Продолжать знакомить с конструктором.

Учить строить игровую площадку — горку, качели, скамейки, песочницу.

Учить скреплять детали, закреплять знание цвета и формы.

Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения, воспитывать уважение к их труду.

Учить детей запоминать имена не только своих воспитателей, но и других сотрудников детского сада.

Воспитывать доброжелательное отношение детей, обращать внимание на черты характера и особенности поведения.

Продолжать знакомить детей с территорией детского сада и учить ориентироваться в пространстве.

октябрь

«Город, в котором мы живем»

* «Дома высокие и низкие»

* «Дорога»

* «Транспорт»

* «Улица города»

Знакомить с основными частями конструкции дома: стены, пол, крыша, окна, двери.

Закреплять умение скреплять детали, делать перекрытия, вставлять окна и двери.

Закреплять знание цвета и формы деталей.

Развивать умение следовать инструкциям педагога, размещать постройки на поверхности.

Упражнять в усвоении пространственных понятий: впереди, позади, наверху, внизу, слева, справа.

Учить анализировать образец будущей постройки, закреплять умение обыгрывать постройку.

Формировать бережное отношение к конструктору.

Способствовать игровому общению.

Продолжать формировать у детей представление о своём городе, об улицах города, о безопасном поведении на улицах города.

Тренировать детей в запоминании своего домашнего адреса.

Закрепить с детьми: знание перехода улицы (на пешеходном переходе, на зелёный свет светофора); знание городского вида транспорта и правила поведения в транспорте.

Учить детей рассматривать картинки и иллюстрации, отвечать на вопросы, делиться впечатлениями из личного опыта.

Развивать внимание, логическое мышление.

ноябрь

«Город, в котором мы живём».

(продолжение)

* «Здание

Театра»

* «Лесенка»

* «Клетки для животных»

* «Заборчик для животных».

Закрепить умение строить объёмные конструкции и части здания: пол, стены, потолок.

Учить строить лесенку и крышу лесенкой.

Упражнять детей в огораживании небольших пространств, устанавливать детали вертикально и горизонтально.

Упражнять в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, вверху, слева, справа).

Закрепить желание работать в коллективе.

Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования, способствовать игровому общению.

Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города: театры, парки, парки развлечения, цирк, зоопарк.

Учить лепить животных из глины, пластилина.

Побуждать детей играть в сюжетно — ролевые игры «Театр», «Кафе» и способствовать обыгрыванию тематических ситуаций.

Закрепить знание диких животных, живущих в зоопарке.

Знакомить детей с потребностями

Живых существ в определённой среде обитания, в определённом виде питания, в приемлемых условиях проживания (в тепле, в воде и т. д.)

Развивать у детей театрализованные способности, память, мышление.

Декабрь

«Деревня»

*Строим ферму»

*Загоны для животных»

*Ворота для фруктового сада».

*Сад»

(деревья)

Способствовать усвоению умений строить объёмные конструкции, закрепить различные варианты скреплений нескольких деталей, закреплять знание цвета и формы деталей.

Формировать чувство симметрии и умение правильно чередовать цвет в своих постройках.

Развивать умение анализировать образец — выделять в нём функционально значимые части

(опоры и перекладины), называть и показывать детали, из которых эти части состоят.

Обогащать знания детей о людях, живущих в городах, сёлах, о видах их деятельности, выяснять, с чем связаны отличия.

Закреплять знания детьми: домашних животных и их детёнышей, их место обитания и отличие от диких животных; фруктов и овощей и их произрастание.

Формировать умение логически мыслить, обобщать уже известные сведения об окружающем мире.

Воспитывать уважение к людям труда.

Январь

«Стадион»

*Забор для стадиона».

*Трибуны на стадионе»

*Беговые дорожки»

*Стадион»

Продолжать знакомить детей с деталями конструктора, самостоятельно подбирать необходимые по величине и цвету.

Закреплять умение строить цветные дорожки, лесенки, футбольные ворота, используя цилиндрические фигуры и перекрытия.

Закреплять умение анализировать готовую постройку и обыгрывать её.

Дать элементарные представления о видах спорта в нашей стране.

Формировать представление детей о значении спорта и влиянии его на здоровье человека.

Учить рисовать фигуру человека в движении.

Развивать интерес к спортивным состязаниям.

Вырабатывать быстроту реакции, ловкость, смелость, чувство соперничества и коллективизма.

Февраль

«Армия и

Флот»

*Самолёты»

*Танки,

Корабли»

*Пушки»

*Российская Армия»

(сбор конструкций)

Упражнять детей в анализе конструкций, в планировании деятельности.

Развивать конструктивные навыки, упражнять в составлении целого из частей, по образцу и по замыслу.

Учить строить самолёты, корабли, танки, пушки, выделяя функциональные части.

Развивать интерес к творчеству, воспитывать патриотизм.

Формировать представления детей об армии и флоте, о его значении для страны.

Дать представление о военных профессиях, о почётном звании «Защитник Отечества».

Дать детям представление о разных видах военной техники, о её назначении.

Учить рассматривать иллюстрации и отвечать на вопросы, составлять небольшие рассказы.

Через художественное слово воспитывать патриотические чувства.

март

«Лес»

*Деревья высокие и низкие»

*Конструирование диких животных из бумаги «(цилиндр)

*Грибная полянка».

*Лес»

(сбор конструкций)

Учить детей мастерить животных из бумаги цилиндрической формы и обыгрывать их в игре.

Закреплять строить деревья и грибы из лего-конструктора.

Учить называть свойства предметов, упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (зелёная высокая ёлка и зелёная низкая ёлка).

Формировать восприятие цвета.

Продолжать учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по величине и цвету.

Развивать мелкую моторику рук.

Закреплять знание лесных зверей, диких животных и их детёнышей, грибов съедобных и несъедобных.

Дать понятие детям, что лес — это место обитания диких животных; каждое дерево, куст, травинка — это укрытие, дом, жильё для живых существ.

Закреплять представление детей о дарах леса: грибы, ягоды, орехи и т. д.

Прививать детям любовь к природе и бережное отношение к ней.

Учить рисовать деревья, кустарники.

Формировать эстетическое восприятие окружающего мира.

Апрель

«Космос»

*Забор для космодрома»

(стена)

*Космические ракеты».

*Бункер».

(наблюдательный пункт).

*Космодром»

(сбор конструкций)

Учить строить площадку для запуска ракет, наблюдательный пункт.

Упражнять огораживать пространство кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально, в умении делать перекрытия, в усвоении пространственных понятий, в различении и назывании цвета и формы.

Развивать воображение и фантазию.

Дать детям элементарные представления о космосе, о солнечной системе.

Формировать представления детей о солнце, которое согревает нашу землю.

Рассказать детям, как люди осваивают космическое пространство, о полётах в космос.

Расширять кругозор детей, воспитывать любознательность и интерес к данной теме.

Развивать игровые способности, фантазию, воображение.

Май

«Путешествие на воздушном

шаре»

Мониторинг.

*Конструирование по замыслу на заданную тему.

*Конструирование по образцу.

*Конструирование по схемам.

*Коллективная работа «Путешествие на воздушном шаре»

Закреплять полученные знания и умения в конструировании:

Использовать полученный опыт при выборе постройки, умение группироваться и договариваться, распределять обязанности.

Закреплять полученные знания и умения, и приобщать их в различных видах деятельности: в игровой, продуктивной, художественной.

Развивать коммуникативные навыки.

Система мониторинга качества образования в ДОУ по развитию конструктивных навыков. Диагностика развития конструктивных навыков.

Фамилия, имя ребенка

Интерес к данному виду дея-ти

Знание цвета детали

Знание формы детали

Умение группировать

детали

Умение скреплять детали разными способами

Умение работать по объёмному образцу

Умение работать по образцу, изображенному на картинке

Умение использовать пошаговую схему (технологические карты)

Умение работать по инструкции взрослого

По цвету

По форме

Критерии оценки показателей:

Высокий уровень — выполняет самостоятельно без подсказки педагога;

Средний уровень — выполняет с помощью взрослого;

Низкий уровень — затрудняется в самостоятельном выполнении задания, нуждается в помощи взрослого.

Инструментарий сбора информации.

Критерии диагностики

Диагностический инструментарий

Интерес к данному виду деятельности

Наблюдение за деятельностью детей при построении конструкций

Название цвета деталей

«Сделай по образцу» — выставляется ряд деталей с соблюдением цветовой закономерности.

Название формы детали

«Волшебный мешочек» — ребёнку предлагают на ощупь отгадать форму детали.

Умение группировать детали по цвету

«Найди одинаковые по цвету». Из большого количества деталей выбрать заданный цвет

Умение группировать по форме

«Найди одинаковые по форме». Из большого количества деталей выбрать заданную форму.

Умение скреплять детали разными способами.

«Собери модель» — Дети собирают модель, следуя речевым указаниям педагога («сверху», «посередине», «слева», «поперёк»).

Умение работать по образцу

«Собери модель по памяти» — дети собирают модель по памяти и сравнивают её с образцу

Умение работать по образцу, изображённому на картинке

«Собери модель по картинке» — дети собирают модель по картинке, сравнивая её с изображением.

Умение использовать пошаговую схему (технологические карты)

«Собери модель по схеме» — детям предлагается пошаговая схема сбора модели. Оценивается самостоятельная деятельность ребёнка.

Умение работать по словесной инструкции

«Собери модель по ориентирам» — педагог диктует детям, куда выставить детали определённого цвета и формы, используя следующие ориентиры: «слева от…», «справа от…», «над», «под», Левый верхний угол», «правый верхний угол», и т. д.

Каталог игр и упражнений.

«Узнай фигуру по описанию». Взрослый описывает фигуру, называя её цвет, форму, размер, её назначение в постройке.

«Угадай, где я». Игра на ориентацию в пространстве. Предложите детям построить что-нибудь по замыслу. Возьмите игрушку, например петушка, и начинайте игру: петушок взлетает на крышу, прячется в домик, садится на забор, залезает под скамейку и т. д. и спрашивает «Где я?».

«Выложи узор из геометрических фигур». Дети выкладывают из геометрических фигур узоры, предметы, сюжетные картинки по замыслу.

«Превращение фигуры». Предложите детям обвести геометрические фигуры и превратить их в любые образы, подрисовывая детали фломастером. Поощряйте объединение геометрических фигур (например, обвести квадрат, над ним обвести треугольник — получится домик). Использовать ключевые слова: слева, справа, сверху, внизу; квадратное, круглое, прямоугольное, овальное отверстие.

«Найди детали». Перед детьми на столе лежат различные строительные детали. Педагог просит детей найти детали, у которых есть прямоугольные стороны, круглые, треугольные. Найдите детали, которые могут катиться, Найдите кубик, кирпичик, брусок. Чем похожи? Чем отличаются?

«Что изменилось?». Педагог показывает детям модель из 5–7 деталей в течении некоторого времени. Затем меняет в ней положение 1–2 деталей или заменяет на другие. После чего дети рассказывают что изменилось.

«Собери модель по памяти». Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3–4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

«Запомни и выложи ряд». Выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность с которой поставлены детали в образце. Дети в течении нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.

«Собери модель по ориентирам». Педагог диктует детям куда выставить деталь определённой фирмы и цвета. Используются следующие ориентиры: левый верхний угол, левый нижний угол, правый верхний угол, нижний правый угол, середина правой или левой стороны, над, под, справа от, слева от.

«Выложи вторую половину узора». Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.

«Светофор». Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает посоревноваться — кто больше составит различных светофоров. Требуется, чтобы кирпичики жёлтого, красного и зелёного цвета стояли в различном порядке. После выявления победителя педагог демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их составлять, чтобы не пропустить ни одного варианта.

«Есть у тебя или нет». Учить детей узнавать детали конструктора на ощупь. Первому ребёнку завязывают глаза и предлагают на ощупь определить форму детали. Другой ребёнок должен будет найти точно такую же деталь по форме. Деталь обследовать обеими руками, поворачивая в разные стороны.

«Принеси и покажи такую же деталь». Учить детей приёмам зрительного обследования формы. Воспитатель показывает образец детали и прячет, а дети находят самостоятельно такую же.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, умение, деталь, животное, модель, представление детей, цвет, деталь конструктора, знание цвета, сбор конструкций.
Задать вопрос