Проектная деятельность в рамках реализации инновационной деятельности «STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Авторы: Трилисова Татьяна Михайловна, Лазарева Валентина Валентиновна, Малых Мария Александровна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (23) июнь 2019 г.
Дата публикации: 12.06.2019
Статья просмотрена: 550 раз
Скачать Спецвыпуск STEM-образование: проектная деятельность в детском саду (pdf)
Библиографическое описание:
Трилисова, Т. М. Проектная деятельность в рамках реализации инновационной деятельности «STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста» / Т. М. Трилисова, В. В. Лазарева, М. А. Малых. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 6.1 (23.1). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/128/4248/ (дата обращения: 16.11.2024).
За последние 5 лет неоднократно вносились изменения в основополагающие документы дошкольного детства: Закон РФ «Об образовании», ФГОС, национальной доктрине образования в РФ. Каждый раз изменения носят содержательный характер, концептуализируются цели и задачи, углубляются, обновляются методы и формы воспитания.
Современное образование ставит перед педагогом ряд определённых задач, обозначенных в ФГОС дошкольного образования:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Решение этих задач требует и новых современных методов воспитания. Так активно внедряется и используется проектная деятельность, как один из самых ярких, захватывающих, развивающихся методов воспитания дошкольников.
Не будем забывать, что основным видом деятельности дошкольника является игра, поисковая деятельность. Проектная деятельность в детском саду — это совместная со взрослым игровая и творческая деятельность. Она является предпосылкой развития у ребенка дошкольного возраста инициативности, целеустремленности, самостоятельности, ответственности, наряду с умением работать в команде, способностью анализировать и видеть ошибки в своей деятельности. Создание собственных проектов, совместно с педагогом и родителями, является мощным стимулом развития ребенка.
В нашем детском саду метод проектной деятельности используется во всех возрастных группах. Так, например, в раннем и младшем дошкольном возрасте проекты направлены на развитие сенсорных эталонов, укрепление эмоциональной сферы, двигательной активности. В средних и старших группах активно используется экспериментирование, конструирование и другая продуктивная деятельности в воспитательно-образовательных проектах.
С декабря 2017 года наше учреждение вошло в список участников инновационной площадки федерального государственного бюджетного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». С этого времени дети активно участвуют в современных видах деятельности, реализуют проекты, активно стараются понять основы математики, физики, астрономии, создают роботов, мультики, экспериментируют и познают такой сложный и большой мир.
Каждая группа реализуют свое направления STEM-образования: математика, экология, работотехника, мультстудия, детская цифровая лаборатория «Наураша» и т. д. Благодаря такому подходу дети изучают не отдельные явления, происходящие в мире, а учатся понимать их связи, систему их взаимодействия, логику происходящих явлений. Как результат развивается любознательность, умение реагировать в критический момент, инженерный стиль мышления.
Мы объединили два этих активно развивающихся нововведения и используем проекты, как основной метод в STEM-образовании.
Далее вы сможете ознакомиться с проектами разных возрастных групп.