Проект экспериментальной деятельности с детьми с нарушением слуха
Авторы: Сандрыкина Светлана Вячеславовна, Текутьева Надежда Васильевна, Стадник Ольга Егоровна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (23) июнь 2019 г.
Дата публикации: 12.06.2019
Статья просмотрена: 853 раза
Скачать Спецвыпуск STEM-образование: проектная деятельность в детском саду (pdf)
Библиографическое описание:
Сандрыкина, С. В. Проект экспериментальной деятельности с детьми с нарушением слуха / С. В. Сандрыкина, Н. В. Текутьева, О. Е. Стадник. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 6.1 (23.1). — С. 13-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/128/4249/ (дата обращения: 16.11.2024).
Тип проекта: познавательно-игровой.
Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь — май)
Участники проекта: дети с нарушением слуха; педагоги группы: воспитатели, учитель-дефектолог.
Актуальность проекта.
Поступающие в специальное дошкольное учреждение дети с нарушением слуха имеют крайне бедное представление об окружающих их предметах и явлениях. Они не только не могут их назвать, обозначить словом, но плохо выделяют их из группы разнородных предметов, с трудом узнают в изменившейся ситуации. Не различают предметы по функциональному назначению, не всегда могут соотнести реальный предмет с его изображением. Вот почему необходимо с помощью проекта знакомить детей с миром вещей окружающих не слышащего ребенка.
Экспериментирование с объектами происходит при помощи элементарных действий: размазать краски по листу, попробовать на вкус, испытать на прочность (укусить, бросить), извлечь звук (хлопнуть ладонью, стукнуть о твёрдую поверхность). С развитием мелкой моторики и координации движений опытные исследования становятся насыщеннее, но спонтанность в экспериментировании сохраняется до достижения 5–6 лет. Старшие дошкольники способны к более длительным наблюдениям, они активно пополняют словарный запас и стремятся использовать в самостоятельной деятельности приобретённые навыки. Воспитанники старшей и подготовительной групп проводят опыты и эксперименты по самостоятельно продуманному плану, фиксируют и оценивают полученные сведения. Следовательно, на протяжении всего периода обучения в детском саду воспитанники совершенствуют способность решения проблемных ситуаций практическими методами, как в совместной с педагогом деятельности, так и самостоятельно в различных режимных моментах.
Постановка проблемы:
Выполнение экспериментальной деятельности направлено на обеспечение всестороннего развития детей с комплексными нарушениями. Важным аспектом является расширение представлений детей об окружающих их предметах и явлениях общественной жизни, природы.
В процессе ознакомления с окружающим дети должны получить как можно больше впечатлений об изучаемых предметах, увидеть их в разнообразных связях и проявлениях.
Цель: Стремление детей с нарушением слуха к самостоятельному познанию окружающего мира на занятиях, прогулках и экскурсиях. Формировать у детей познавательную активность.
Задачи проекта: Способствовать формированию первичных естественно научных представлений у не слышащих детей.
Поддержать и развивать у детей с нарушением слуха интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Учить давать отчет об увиденном, анализировать обнаруженные закономерности и делать выводы. Формировать способы мыслительной деятельности (анализа, сравнения, классификации, обобщения). Развивать образную и словесную память, воображение, любознательность, познавательную активность и коммуникативные навыки у детей с нарушением слуха.
Методы работы:
– учет возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушением слуха.
– систематичность и последовательность в обучении.
– наглядность и доступность
Формы работы:
- Занятия;
- Эксперименты;
- Беседы;
- Наблюдение и труд;
- Работа в лаборатории.
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).
Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.
Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.
В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:
– Осознание того, что хочешь узнать;
– Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
– Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;
– фиксирование результатов, анализ полученных данных;
– Словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.
Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.
Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. С детьми проводится экологические игры, чтение адаптированной художественной и познавательной литературы.
Занятия проводятся каждую неделю. Один раз в месяц — итоговое.
Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве педагога и детей. Они стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества. Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное — дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.
После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Ход занятий может меняться. Это зависит от того, что именно заинтересует детей. Например: детям очень нравятся опыты с водой, поэтому вместо двух занятий, было проведено три.
Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию в основном такая:
– Создание проблемной ситуации
– Поиск возможных решений
– Прогноз результата эксперимента
– Проверка возможных решений, исходя из данных
– Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки
– Обобщение.
Планирование работы свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Дети проводят опыты в “лаборатории”, используя пособия и материал для проведения исследования.
Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов — в изодеятельности.
Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.
Формы работы с семьёй
– Привлечение родителей к сотрудничеству.
– Создать атмосферу общих интересов.
– Использование тематических фотоальбомов.
– Конкурсы поделок, выставки совместных поделок.
– Семейные праздники в группе.
– Оформление уголка для экспериментальной деятельности.
– Проведение консультаций для родителей (Организация детского экспериментирования в домашних условиях, занимательные опыты в домашних условиях, экспериментальная деятельность детей с нарушением слуха дома).
Ожидаемые результаты
В ходе наблюдений и в процессе овладения действиями с предметами дети усваивают и необходимый речевой материал, формируются предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; развивается внимание, наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Создать необходимые условия, для детей с нарушением слуха, о представлении воспитанниками окружающего мира.
Сроки реализации: с сентября 2018 по май 2019 год.
План-график мероприятий
Месяц |
Неделя |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Совершенствование предметно-развивающей среды |
Сентябрь |
1 |
Мониторинг уровня интеллектуально-речевого развития детей. |
Консультации для родителей «Виды экспериментирования» (в рамках тематического планирования). |
Изучение литературы, подбор методического и практического материала. В группе организовать выставку предметов, изготовленных из разных материалов (стекло, железо, пластмасса, ткань, глина). |
2 |
Мониторинг уровня интеллектуально-речевого развития детей. |
|||
3 |
«Свойства некоторых вещей». Цель: познакомить детей с пластмассой, железом, тканью и другими материалами окружающими нас; развивать навык чтения по слогам. |
|||
4 |
Свет и тень». Цель: понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения; развивать первичные естественнонаучные представления; способствовать развитию устной коммуникации. |
|||
Октябрь |
1 |
«Как влияет солнце на растения». Цель: учить детей наблюдать за солнцем, выделять его свойства (тёплое, светлое), учить делать солнечного зайчика с помощью зеркала; развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств; развивать слухо -зрительное восприятие устной речи. |
Проведение мастер-класса «Огород на подоконнике» |
Изготовление мини -лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов. |
2 |
«Свойства воды». Цель: познакомить детей со свойствами воды (бесцветная, не имеет запаха, без вкуса), развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, выполнять элементарные опыты, развивать собственный познавательный опыт детей с помощью наглядных средств, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия. |
|||
3 |
«Где прячется воздух. Свойства воздуха». Цель: установить, где находится воздух и как его обнаружить, познакомить детей с его свойствами, показывать опыт с феном (ветер); на примерах опытов с воздушными шариками, пакетами показать, что воздух находится везде; закреплять у детей полученные понятия в свободной деятельности; способствовать активизации словаря детей. |
|||
4 |
«Посадка лука». Цель: познакомить со способами посадки лука (почва и опилки), учить наблюдать за ростом растений в различных условиях (свет, тень, полив и его отсутствие) и заносить наблюдения в журнал, воспитывать любовь к природе и желание охранять и ухаживать за ней, закреплять способы ухода за комнатными растениями, учить соблюдать правила безопасности; развивать устную коммуникацию. |
|||
Ноябрь |
1 |
«Свойства песка». Цель: показывать разные виды песка, расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка; расширять знания детей о применении песка; развивать первичные естественнонаучные представления; совершенствовать навыки чтения. |
Семейный проект «Опыты на кухне» |
Изготовление папки-передвижки в родительском уголке «Опыты на кухне» Оформление альбома «Огонь — друг или враг»» |
2 |
«Зачем нужна вода». Цель: расширять знания детей о значении воды, её применении, рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др); дать понятие чистой и грязной воды; воспитывать в детях бережное отношение к воде; закреплять у детей полученные понятия в свободной деятельности; обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия. |
|||
3 |
«Где прячется воздух. Свойства воздуха». Цель: установить, где находится воздух и как его обнаружить, познакомить детей с его свойствами, показывать опыт с феном (ветер); на примерах опытов с воздушными шариками, пакетами показать, что воздух находится везде; закреплять у детей полученные понятия в свободной деятельности; способствовать активизации словаря детей. |
|||
4 |
«Посадка лука». Цель: познакомить со способами посадки лука (почва и опилки), учить наблюдать за ростом растений в различных условиях (свет, тень, полив и его отсутствие) и заносить наблюдения в журнал, воспитывать любовь к природе и желание охранять и ухаживать за ней, закреплять способы ухода за комнатными растениями, учить соблюдать правила безопасности; развивать устную коммуникацию. |
|||
Декабрь |
1 |
«Удивительные камни». Цель: показать виды камней (галька, булыжник, гранит), закреплять знания об их свойствах (холодные, тяжёлые), расширять знания детей о свойствах камней; способствовать развитию первичных естественнонаучных представлений; развивать устную коммуникацию. |
Родительский клуб (на сайте МДОУ(№ 229). «Экспериментатор» |
В группе организовать выставку различных камней (гранит, булыжник, камни разной формы и размеров). |
2 |
«Свойства снега и льда». Цель: закреплять знания детей о зиме, явлениях природы, продолжать знакомить с тремя состояниями воды, свойством льда и снега»; продолжать развивать у детей интерес к экспериментальной деятельности, развивать навык чтения по слогам. |
|||
3 |
«Волшебные превращения». Цель: познакомить с прибором — помощником — лупой и её назначением; развивать слухо-зрительное восприятие устной речи; способствовать развитию первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение). |
|||
4 |
«Таинственные картинки. Всё увидим, всё узнаем». Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла; способствовать развитию первичных естественнонаучных представлений, накоплению словаря. |
|||
Январь |
1 |
«Тающий лёд». Цель: определить, что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится; продолжать развивать у детей интерес к экспериментальной деятельности; способствовать развитию навыка различения знакомых слов на слух. |
Открытые занятия «Источники света», «Фокусы с магнитом». |
Создать «копилку опытов и экспериментов». |
2 |
«Снег, какой он?». Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле); развивать внимательность и любознательность; закреплять у детей полученные понятия в свободной деятельности; обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия. |
|||
3 |
«Источники света». Цель: познакомить детей с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы; способствовать развитию первичных естественнонаучных представлений; обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия. |
|||
4 |
«Фокусы с магнитом». Цель: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом; способствовать накоплению словаря детей; продолжать развивать у детей интерес к экспериментальной деятельности совершенствовать навыки восприятия устной речи. |
|||
Февраль |
1 |
«Растворимость веществ». Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ; способствовать развитию наблюдательности, любознательности, активности; развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); активизировать словарь детей. |
Проведение мастер-класса «Огород на подоконнике» |
Изготовление папки-передвижки в родительском уголке «Огород на подоконнике » |
2 |
«Посадка семян растений». Цели: развивать у детей интерес экспериментированию; уточнить знания детей о свойствах воздуха и воды, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов; учить рассуждать, поддержать у детей радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес. |
|||
3 |
«Бумага — наша помощница». Цель: познакомить детей со свойствами, применением бумаги; способствовать развитию наблюдательности, любознательности, активности; развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение), слухо-зрительное восприятие устной речи. |
|||
4 |
«Откуда берётся дождь». Цель: развивать у детей интерес к экспериментированию; способствовать развитию первичных естественнонаучных представлений; с помощью опытов познакомить детей со способом образования дождя; развивать навык чтения по слогам. |
|||
Март |
1 |
«Танец горошин» Цель: познакомить детей с понятием «сила движения», развивать наблюдательность, смекалку, любознательность; обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия. |
Консультации для родителей «Игры –эксперименты с водой» |
Консультации для родителей «Игры –эксперименты с водой» |
2 |
«Воздух всегда в движении» Цель: показать, с помощью опытов, что воздух всегда в движении, развивать внимательность, поддержать у детей радость открытий; расширять словарный запас детей. |
|||
3 |
«Наблюдение за ростом семян растений» Цели и задачи: продолжать развивать у детей интерес к экспериментальной деятельности; уточнить знания детей о свойствах воздуха и воды, учить рассуждать, поддержать у детей радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес; способствовать активизации словаря детей. |
|||
4 |
«Куда исчезла вода?» Цель: в ходе наблюдений познакомить детей с природным явлением — процесс испарения воды, объяснить зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды); способствовать развитию навыка различения знакомых слов на слух. |
|||
Апрель |
1 |
«Свет и тень» (игры-эксперименты в рамках театра теней). Цель: с помощью игр — экспериментов объяснить детям как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения; развивать внимательность, поддержать у детей радость открытий; расширять словарный запас детей. |
Консультации для родителей «Игры –эксперименты с воздухом». |
Изготовление папки-передвижки в родительском уголке «Опыты и эксперименты с воздухом». |
2 |
«Волшебные краски» Цель: формирование представлений о свойствах различных видов красок: акварели, гуаши, акриловых и масляных красок; экспериментирование со смешиванием красок, получением новых оттенков и цветов; экспериментирование с рисованием на различных материалах: бумаге сухой и мокрой, снегу, ткани; способствовать развитию навыка различения знакомых слов на слух. |
|||
3 |
«Что такое звук?» формированию Цель: познакомить детей с явлением — звук (звук слышим с помощью уха); с понятием о распространении звука, высокие и низкие звуки, шумовые и музыкальные звуки; развивать первичные естественнонаучные представления, наблюдательность, любознательность, активность, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); способствовать развитию коммуникативных навыков, формировать эмоционально- положительное отношение к окружающему миру и природе. |
|||
4 |
«Делаем мыльные пузыри» Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла; развивать у детей интерес к экспериментированию; формировать первичные естественнонаучные представления, способствовать развитию наблюдательности, любознательности, активности, слухо-зрительному восприятию устной речи. |
|||
Май |
1 |
«Как вытолкнуть воду?» Цель. Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы; развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь (край, поднимается, опускается, выше, ниже). Поддерживать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей. |
Открытое занятие, «Волшебный мир мыльных пузырей». |
Пополнить «копилку опытов и экспериментов». |
2 |
«Что отражается в зеркале?» Цель. Формировать представления о свойствах предметов, познакомить детей с понятием «отражение»; развивать мыслительные процессы, мелкую моторику; активизировать словарь; поддерживать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей. |
|||
3 |
Мониторинг сформированности первичных естественнонаучных представлений, уровня развития мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, классификации, наблюдения) и коммуникативных навыков. |
|||
4 |
Мониторинг сформированности первичных естественнонаучных представлений, уровня развития мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, классификации, наблюдения) и коммуникативных навыков. |
Литература:
- «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
- «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
- Поддьяков А. И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 № 5.
- Поддьяков Н. Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.
- Прохорова Л. Н., БалакшинаТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формированиеначал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
- Рыжова Н. А. «Волшебница –вода»Н. А. Рыжова. — М.: Линка-Пресс, 1997.
- РыжоваН.А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.
- Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч,— № 2.
- Тугушева Г. П., Чистякова А. В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольнаяпедагогика, 2001. — № 1.
- Цыплякова О. «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. — 2006. — № 8.