Содержание, формы и методы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по повышению компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)
Автор: Огурцова Ирина Александровна
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (23) июнь 2019 г.
Дата публикации: 05.06.2019
Статья просмотрена: 292 раза
Библиографическое описание:
Огурцова, И. А. Содержание, формы и методы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по повышению компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы) / И. А. Огурцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 6 (23). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/128/4254/ (дата обращения: 16.11.2024).
Задача дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы выбрать оптимальное содержание, определить адекватные формы и методы взаимодействия педагогов и родителей, которые обеспечат повышение компетентности родителей в работе по здоровьесбережению детей.
Необходимым организационным условием решения поставленной задачи было включение в основную образовательную программу ДОУ в качестве части, формируемой участниками образовательных отношений, парциальной программы, направленной на здоровьесбережение детей. Была выбрана оздоровительно-развивающая программа М. Л. Лазарева «Здравствуй!", но не в полном объёме, а только раздел «Чудо-нос», т. к. по количеству заболеваний детей в ДОУ № 76 простудные болезни стоят на первом месте. Данная программа не противоречит по концепции, принципам, целям и задачам образовательной программы «Детство», которая реализуется в ДОУ.
Программа предполагает широкое использование музыки и изобразительной деятельности, специально подобранной детской литературы, профессионально созданных сказочных пространств и героев. «Чудо-нос», часть программы, которая реализовалась в ходе исследования, находилась в голубой стране Эфирии, там была школа воздушного закаливания и дыхательного развития. А ещё периодически мы рекомендовали родителям заходить в синюю страну Акватонию, в школу закаливания водой, плавания и гигиены.
Для реализации поставленных задач был разработан проект «Будь здоров!» с участием родителей, детей и педагогов. Проект состоит из 2 частей. Первая включала работу с педагогами, чтобы в полной мере подготовить их к продуктивной деятельности по повышению компетентности родителей в приучении детей к здоровому образу жизни. Вторая часть — практическая реализация здоровьесберегающей совместной с родителями деятельности в оптимальных для данных условий форм и методах.
Решили выстроить совместную с родителями деятельность по повышению компетентности в области здоровьесбережения как информальное образование (так называется одна из основных форм непрерывного образования в Международной классификации ISCED).
Информальное образование — это несистематизированное приобретение знаний, умений, удовлетворяющее образовательные потребности взрослых и обеспечивающее формирование компетентности в важной для личности сфере. В нашем случае — это здоровьесберегающая деятельность. Итак, мы констатировали, что: 1. Родители могут повышать свою компетентность путём самообразования, накопления эмпирического опыта и на этой основе выстраивать приучение детей к здоровому образу жизни. 2.Возможно взаимообучение, обмен опытом между семьями в ходе совместного выполнения тех или иных здоровьесберегающих задач в образовательной деятельности ДОУ. 3. Актуальный вариант — приобретение новых знаний о способах здоровьесбережения посредством современных информационных технологий и через средства массовой информации. 4. Продуктивный способ — освоение здоровьесберегающих методов под руководством компетентных специалистов, что предполагает участие в тренингах, совместных с детьми играх, праздниках. 5.Преимущественное использование работы в малых группах как наиболее эффективной модели обучения взрослых.
В результате выбранные формы взаимодействия разделили на три группы:
Формы взаимодействия |
||
Информационно-просветительские |
Коллективное интерактивное обсуждение |
Досуговое сотрудничество |
1.В библиотеке детского сада организовать распространение научной, популярной, методической и детской литературы по здоровьесбережению |
1. Родительские собрания «Возрастные особенности детей и трудности в воспитании здорового ребёнка» |
1. Сезонные квесты (в пикник-парке, на территории детского сада) |
2.Информирование родителей через Skype и Viber о работе в ДОУ по приучению к ЗОЖ |
2. Круглый стол «Как приучить ребёнка к здоровому образу жизни?» |
2. Семейные походы выходного дня (велосипедные, лыжные, катание с горок в «Олимпии» и пикник-парке) |
3.Выпуск информационных бюллетеней «Правильное дыхание — профилактика ОРВИ» |
3. Семейная гостиная: «Зачем нужны прививки?» |
3. Участие в городских детских конкурсах «Дети на велосипеде» и «Безопасное движение на дорогах». |
4. Офлайн и онлайн консультации по ЗОЖ |
4. Консультационно-оздоровительные занятия: наблюдение, обсуждение, рекомендации |
4. Совместные подвижные игры детей с родителями на прогулке во вторую половину дня на участке детского сада |
5. Индивидуальные беседы с врачом, старшей медсестрой, педагогами «Для здоровья вашего ребёнка важно…» |
5.Консультации-практикумы: игры, которые лечатболезни носа и горла. |
5. Совместные спортивные праздники в День защиты детей и 23 февраля |
6. Проведение опросов, анкетирование, тестирование. |
6.Развивающее общественное управление (Совет родителей). |
6.Участие родителей в качестве сопровождающих и болельщиков на детском городском физкультурном празднике в спортивном комплексе С. Хоркиной |
Первая группа форм сотрудничества, информационно-просветительские, была направлена на то, чтобы предоставить родителям значимую информацию в доступной и привлекательной форме. Безусловно, традиционная форма — библиотека и чтение книг по исследуемой проблеме. Родители брали книги по нашей рекомендации, но не очень активно. Значительно больший отклик мы получаем на информацию, которую отправляем родителям через Skype и Viber о том, какую работу проводим с детьми по здоровьесбережению. Фото и видео утренней гимнастики, физкультурных и других занятий, связанных по теме с ЗОЖ, прогулок, игр, которые мы отправляем родителям каждый день, тут же вызывают обратную реакцию. Родители пишут своё мнение об увиденном, задают вопросы. Отвечаем на простые вопросы сразу, тут же в Viber а сложные проблемы, о которых спрашивали многие, обсуждаем на собраниях, круглых столах, семейных гостиных или консультациях. Большие возможности для информирования родителей предоставляются на сайте детского сада. Здесь родители могут познакомиться с новыми санитарными правилами, узнать о нормах питания, программах, по которым осуществляется образовательный процесс в целом и приучение к
здоровому образу жизни, в частности. Достоинство дистанционного обучения родителей через, Skype и Viber, электронную почту, сайт детского сада в том, что его участники не связаны временными рамками, зайти в интернет, узнать о своём ребёнке или получить совет, значимый для его развития можно в любое время.
Периодически на материалах, которые приносят родители и при их помощи, выпускаем буклеты, оформляем фотовыставки с текстами, которые у нас называются «Наш взгляд на ЗОЖ». Это традиционная форма, но она информативная, яркая, привлекает внимание и позитивно влияет на родителей, многие начинают повторять те формы оздоровления в семье, которые увидели на выставках или в буклетах. Тематика этих выставок зависит от интересов семей, сезона, праздников. Например, «Игры на масленичной неделе», «С горки, ух!», «Коньки освоить сложно, но можно!», «Двухколёсный велосипед — это интересно и полезно» и др. Индивидуальные беседы с родителями «Для здоровья вашего ребёнка важно…» проводят чаще всего врач, старшая медсестра, но включаются в эту работу и педагоги. Это тоже традиционная форма, но заменить её ничем нельзя. У каждой семьи, у каждого ребёнка есть проблемы, которые невозможно обсуждать в коллективе, тут индивидуальные беседы, консультации незаменимы.
Вторая группа форм предполагает коллективное интерактивное обсуждение проблем здоровьесбережения. Организуют его, кроме воспитателей, члены совета родителей и это содружество обеспечивает развивающее общественное управление. К его положительным сторонам следует отнести то, что родители становятся инициаторами или проводниками идей, которые высказали врач или педагоги. Один из примеров: четверо родителей были членами команды, которая разрабатывала основную образовательную программу ДОУ. Они выступали на первых в учебном году родительских собраниях, проинформировали всех о задачах, которые будут решаться в рамках части программы, связанной с приучением детей к здоровому образу жизни.
Как правило в собраниях, круглых столах кроме родителей и воспитателей принимают участие врач детского сада, или приглашенный специалист, педагог-психолог, заведующий. Они решают, во-первых, просветительскую задачу, а далее отвечают на вопросы родителей, формируют необходимые для здоровья детей навыки. Например, на занятиях в семейной гостиной, где обсуждался вопрос «Дыхательная гимнастика как средство профилактики ОРВИ» педиатр доказывала пользу дыхательной гимнастики и тут же демонстрировала приемы, которые полезно разучить с детьми, а родители упражнялись в их выполнении.
В третью группу вошли формы работы с родителями, которые предполагают обязательное включение их в образовательно-оздоровительный процесс. По инициативе совета родителей был организован клуб выходного дня, в который вошли 16 семей. Они каждую субботу в определённое время выезжают в пикник-парк с детьми и устраивают там походы-квесты. В зависимости от сезона эти походы бывают велосипедные, лыжные, пешие. Возглавляет эту группу-клуб один из родителей, который преподаёт физкультуру в школе. Он знает требования к организации детского похода, объясняет всем правила безопасности, да и родители тут же, рядом. Фото, которые размещаются в групповых Viber, всем очень нравятся и вызывают массу обсуждений между детьми, а у родителей желание присоединиться к членам клуба.
Подводя итог проделанной работе, можно констатировать, что применение вариативных форм сотрудничества с родителями в деятельности по приучению детей к здоровому образу жизни позволило создать положительную эмоциональную атмосферу в коллективе взрослых, воспитывающих ребёнка. Большинство родителей осознают, что включение в образовательный процесс группы, где воспитывается их ребёнок, участие в спортивных играх, походах, праздниках важно не потому, что этого требует педагог, а потому, что совместная с ребенком деятельность в коллективе сверстников необходима для повышения социального статуса сына или дочери, для укрепления его психического и соматического здоровья.