Проект для детей 6–7 лет «Кладовая звуков»
Автор: Татарченко Елена Юрьевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (23) июнь 2019 г.
Дата публикации: 12.06.2019
Статья просмотрена: 741 раз
Скачать Спецвыпуск STEM-образование: проектная деятельность в детском саду (pdf)
Библиографическое описание:
Татарченко, Е. Ю. Проект для детей 6–7 лет «Кладовая звуков» / Е. Ю. Татарченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 6.1 (23.1). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/128/4257/ (дата обращения: 16.11.2024).
Тип проекта: Экспериментально-творческий. Долгосрочный
Актуальность проекта:
Музыка открывает человеку дверь в другой мир. В этом мире можно обойтись без слов — здесь царят звуки. Мир вокруг нас звучащий. Вокруг нас живет много звуков. Шумы — это немузыкальные звуки, к ним относятся и голоса природы. Звуки, исполняемые на музыкальных инструментах, называются музыкальными. К музыкальным звукам относится и пение человека. Звук люди воспринимают по-разному. Например, то, что кажется слишком громким или некачественным одним, может быть нормальным для других. В музыкальной теории принято различать звуки музыкальные и звуки шумовые. Шумовые звуки не имеют точно выраженной высоты (треск, скрип, стук, гром, шорох). Шумовые инструменты применяются лишь в качестве украшения или придания музыке эмоциональной насыщенности. К таким инструментам относятся почти все ударные: треугольник, малый барабан, разнообразные виды тарелок, большой барабан и др.
Сегодня возникает необходимость в новых подходах к воспитанию и образованию дошкольников. Ведь видеть, слышать и понимать красоту окружающего мира- значит воспитывать культуру чувств, развивать художественно — музыкальный вкус, творческую активность, творчески самореализоваться ребёнку.
Цель: знакомство детей с алгоритмом образования и улавливания звука формирование представлений о разных звуках, об умении различать музыкальные и немузыкальные звуки,
Задачи проекта:
- воспитывать интерес к звучащему миру
- Поощрять проявление творческой инициативы и активности детей в играх, желание участвовать в праздниках, концертах.
- Совершенствовать умение слушать музыку, эмоционально откликаясь на неё. Воспитывать культуру слушания музыки, развивать музыкальную память.
- Привлечь внимание детей и родителей к богатому и разнообразному миру звуков.
- Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.
- Побуждать детей самостоятельно организовывать собственную музыкальную деятельность, как в детском саду, так и дома.
Участники проекта: педагоги группы, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, специалисты ДОУ, родители.
Результат: презентация проекта в форме развлечения.
Методы реализации проекта:
- Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
- Составление плана проекта.
- Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
- Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
- Презентация проекта.
Формы работы
с детьми:
– беседы;
– занятия;
– рассматривание альбомов, картин, иллюстраций;
– выставки детских работ по проекту «Времена года»;
– дидактические игры по проекту «Времена года»;
– экскурсия на участок детского сада;
– заучивание стихов, пословиц, поговорок;
– творческая речевая деятельность;
– утренники, развлечения;
– конкурсы; театрализованная деятельность;
– сочинение рассказов и сказок;
– создание мини-проектов;
с родителями:
– Наглядная пропаганда;
– беседы и консультации;
– анкетирование;
– дни открытых дверей;
– круглый стол;
– педагогическая лаборатория;
– конкурсы.
– детские музыкальные инструменты,
Материально-техническое и информационно-методическое обеспечение проекта:
– Детские музыкальные инструменты.
– музыкальный зал,
– пианино
– большой телеэкран, ноутбук, интерактивная доска, фотоаппаратура, компьютер.
– Интернет-ресурсы.
– периодическая печать. Детская художественная литература;
– Музыкальная литература для слушания, пения, игры на музыкальных инструментах;
– Музыкально-дидактические игры
Виды звуков |
Материалы |
Игровые упражнения |
Деревянные звуки |
деревянная посуда, игрушки, карандаши, кубики, шкатулки |
«Найди звук»; «Коробоч- ка с секретом». Игра «Музыкальный магазин» «Определи по ритму»; «Палочка-стукалочка». П. Чайковский. «Марш деревянных солдатиков»; Ю. Чичков. «Ложкари»; В. Мурадели «Дятел». |
Металлические звуки |
металлическая посуда, связки ключей, гаек, пружинки, ведра металлическиеМузыкальные инструменты: металлофон, тарелки, треугольник, арфа, цимбалы, бубенцы. |
«Как распространяется звук?» З. Левина. «Неваляшки»; В. Гаврилин. «Тройка»; колокольный звон;В. Кикта. «Гусляр Садко» «Вальс» муз. Филиппенко «Колокольцы-бубенцы?» «Туча», шотл. нар. песня. М. Андреева. «Перезвон колокольчиков»;В. Агафонников. «Сани с бубенцами»; Слушание колокольного звона. |
Шуршащие звуки |
бумажные листки различного размера, качества и толщины; бумажные «бабочки», длинные цветные ленты, султанчики, кусочки шуршащей ткани. Самодельные инструменты: маракасы (с различным наполнением), деревянные шкатулки, бумажные барабанчики, семечки, скорлупки, ракушки. |
«Шорох к шелесту спешит» Э. Мошковская, «Определи по тембру», «Мы-веселые мышата» «Почему не слышно?», «Сделай маракас» Ж. Косма. «Опавшие листья»; А. Токмакова «Медведь» «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой «Лесенка» |
Стеклянные звуки |
стеклянные и хрустальные бокалы, фужеры, стаканы, бокалы разных размеров, бутылки разной величины. Музыкальные инструменты: металлофоны, гколеншпили, валдайские колокольчики, треугольники. |
«теклянные сосуды с разным объемом воды звучит по-разному» К. Сен-Санс. «Аквариум»; П. Чайковский. Танец феи Драже (балет «Щелкунчик») «Повтори звуки», «Хрустальный колокольчик» (В. Данько) «Ритмическое эхо» |
Звуки природы |
Музыкальные инструменты: пальчиковые тарелочки, металлофон, свистулька, флейта, колокольчики, глокеншпили, фужеры, треугольник, стеклянная бутылка. пустая большая стеклянная банка, кусочки ткани, мяч |
«Вальс цветов» и «Гроза» П. И. Чайковского. «Дождик и ливень» Г. Левдокимова; «Осень» Ю. Чичкова; «Лес шу-мит», «Солнце крыши золотит» Р. Леденева;«Зима» Г. Свиридова; «Вальс снежных хлопьев» П. Чайковско-го;«Весна» А. Вивальди; «Осень» Г. Левдокимова; «Ветер» В. Степанова; «Музыка»Г. Струве. |
Ожидаемые результаты:
Дети:положительная динамика в развитии интереса к музыке композиторов — классиков и современных композиторов. Развитие музыкальных способностей. Развитие интереса к музыкальной деятельности. Расширение и углубление знаний о музыкальных инструментах и нотной грамоте.
Родители: Повышение интереса к музыкальной деятельности детей.
Воспитатели: Стремление более активно использовать музыку в педагогическом процессе.
Итоговые мероприятия:
- Открытый показ встречи детей с музыкальным руководителем для педагогов детского сада.
- Открытый показ с участием родителей