Проект «Играя с мамой»
Автор: Юрьева Елена Евгеньевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (23) июнь 2019 г.
Дата публикации: 12.06.2019
Статья просмотрена: 74 раза
Скачать Спецвыпуск STEM-образование: проектная деятельность в детском саду (pdf)
Библиографическое описание:
Юрьева, Е. Е. Проект «Играя с мамой» / Е. Е. Юрьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 6.1 (23.1). — С. 37-41. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/128/4258/ (дата обращения: 16.11.2024).
Центр игровой поддержки ребенка — вариативная по своей уникальности форма организации дошкольного образования для родителей, заботящихся о своих детях. Сегодня ведь не все современные родители, владея возможностью получения информации о воспитании и развитии ребенка, имеют четко выработанную систему воспитания маленького человека. При комплексном взаимодействии: ребенок — педагог — родитель можно достичь огромных результатов в воспитании и развитии малышей. Поэтому на базе нашего МБДОУ был открыт Центр игровой поддержки ребенка. Внедрение подобной вариативной модели в образовательный процесс ДОУ помогает скоординировать действия всех сотрудников учреждения и обеспечить преемственность в работе с целью безболезненного вхождения ребенка в новые социальные условия.
Основные этапы работы над проектом
Данный проект реализовывался с 2008 г. В МБДОУ № 229. В период 2010–2013 гг. опыт по работе над данным проектом публиковался в различных изданиях. Но лишь сейчас можно систематизировать и обобщить его полностью.
1 этап. Участие в создании образовательной программы «ЦИПР» (рецензирована в ИПКРОиК старшим методистом дошкольного образования Г. Д. Посевиной)
2 этап. Разработка дополнений в части, касающейся диагностической и коррекционно-развивающей работы педагога-психолога
3 этап. Реализация программ, анализ результативности: 2015–2018 гг.
Цели и задачи.
Цель проекта — обеспечение психолого-педагогического сопровождения ребенка и родителей во время пребывания в ЦИПРе.
Задачи:
– Развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий.
– Первичная социализация и адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
– Формирование способов общения с детьми и взрослыми, развитие ведущих видов деятельности.
– Ориентировка на личностное развитие детей
Изучение родительских запросов выявило необходимость организации работы в двух направлениях:
- Обучение и консультирование родителей (беседы, консультации, анкетирование,
- Обучение детей (игры, игровые упражнения, игровые сеансы, праздники и развлечения, организация различных видов детской деятельности)
Задача педагога-психолога — обеспечить психолого-педагогическое сопровождение своевременной диагностической и коррекционно-развивающей работой.
Развивающая работа с детьми строится, исходя из результатов диагностики, и включает в себя индивидуальную работу и подгрупповые игровые сеансы, которые проводятся 2 раза в неделю с сентября по май, в дополнение к работе воспитателя ЦИПР (комплекс состоит из 34 игровых сеансов). Структура традиционная: приветствие, разминка, игры в кругу, совместная деятельность, прощание. Но при этом игровые сеансы имеют отличительные особенности: присутствует знакомый детям герой, а обязательным результатом каждого сеанса является совместно созданная родителем и ребенком работа. Данный вид деятельности укрепляет связь родитель-ребенок, развивает все психические процессы малыша, а так же оказывает помощь в дальнейшей его подготовке детскому саду. Занятия в группе направлены на психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста, а также развитие эмоциональных отношений между мамой и малышом. Особое внимание уделяется развитию у детей познавательных навыков, любознательности, общительности, активности, стимулирующих общее творческое развитие ребенка. В групповой совместной деятельности мы стараемся обогатить восприятие малышей художественными впечатлениями, способствуем эмоциональному постижению им окружающей действительности, целенаправленно формируем изобразительные умения и навыки. Для разговоров, бесед с детьми подбираем произведения изобразительного искусства, в которых художественный образ доступен их пониманию и вызывает эмоциональный отклик.
Специалистами ЦИПР создаются специальные психолого-педагогические условия для формирования у ребенка таких свойств личности как самостоятельность, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям. Главным и необходимым достижением поставленных задач являются отношения между мамой (папой) и ребенком. Игровой сеанс в ЦИПР объединяет несколько видов деятельности детей единой темой, и имеют определенный алгоритм. Для детей раннего возраста важно следовать ему. Это имеет большое значение для успешной социализации ребенка и помогает в снижении его тревожности. Знакомый алгоритм помогает малышам легко переходить от одной деятельности к другой, к началу и окончанию игрового сеанса.
Результаты, выводы
– Появляется интерес родителей к содержанию деятельности ДОУ,
– инициатива со стороны родителей участвовать в обсуждении различных тематик по развитию и обучению детей раннего возраста,
– совместные круглые столы (со специалистами ДОУ), праздничные мероприятия (в триаде: родитель, ребенок, специалист)
– доверие к детскому саду.
ЦИПР — это возможность эффективно развивать малыша в разных видах деятельности, безболезненная адаптация к детскому саду, возможность родителям считать себя частью системы дошкольного воспитания, принять активное участие в жизни детского сада.
Формы иприёмы, используемые при проведении игровых занятий
– Индивидуальные игры с детьми
– Подгрупповые игры с детьми
– Творческие игры
– Сенсорные и интеллектуальные игры
– Музыкальные игры
мМесяц |
Тема месяца |
Цели |
Упражнения, игры, гимнастики |
Сентябрь |
I. «Первая встреча» |
Создать положительный эмоциональный фон в группе. Учить ориентироваться в игровом помещении. Работать на формирование первоначального социального навыка общения. Предложить познакомиться со свойствами воды, краски. |
«Здравствуйте, щечки» (социальное развитие), игры с водой (адаптационная игра), «Домик» (пальчиковая игра), «Прокати и передай мячик», (двигательные игры), «А вот моя ладошка» (художественно продуктивная деятельность). |
Октябрь |
II. «Мы рады всем» |
Работать на формирование первоначального социального навыка общения. Учить способам деятельности в соответствии со свойствами материалов (тесто). |
«Улыбочки» (социальное развитие), «Собирем пирамидку» (дидактическая игра), «Мишка косолапый» (музыкальная игра). «Корм для курочки» (тестопластика). |
Ноябрь |
I. «Моя семья» |
Развивать представление о себе, действовать по словесной инструкции взрослого. Учить ориентироваться в игровом помещении, пространстве игры. |
«Это я, а это деточка моя» (адаптационная игра), «Ножки топ-топ» (двигательная игра), «Пяточка-носочек» (движения под музыку). |
II. «Моя семья» |
Сотрудничать в триаде взрослый –ребенок- специалист Создавать психологический комфорт |
«Этот пальчик…» (адаптационная игра), «Дружба» (пальчиковая игра), «Ножки топ-топ» (двигательная игра), «Одень Катю», «Разрезные картинки» (дидактические игры). |
|
Декабрь |
I. «Мир игрушек» |
Развивать сенсомоторные навыки. Помогать детям и взрослым при взаимодействии в любой деятельности Учить способам исследования свойств материалов (краски, вода). |
«Солнышко-ведрышко» (коммуникативная игра), «Пузырь» (адаптационная игра «Игра с баночками» (сенсорное развитие), «Я круги мячом катаю… (игры с массажным мячиком), «Колесики» (художественно-продуктивная деятельность). |
II.««Мир игрушек» |
Продолжать формировать доверительные взаимоотношения в группе. Развивать познавательную активность и интерес к музыкальным играм. Познакомить со свойствами бумаги. |
«Приветики!» (адаптационная игра), «Поиграем с зайкой» (предметно-манипулятивная игра), «Автобус» (музыкальная игра). «Травка» (аппликация). |
|
Январь |
I. «Вот и зима пришла» |
Развивать сенсомоторные навыки. Сотрудничать в триаде взрослый –ребенок- специалист Продолжать развивать познавательную активность. |
«Погрей ладошки» (пальчиковая гимнастика), «Ветерок» (социальное развитие), «Собери картинки» (сенсорное развитие), «Выпал беленький снежок» (двигательная игра), «Снежок» (художественно-продуктивная деятельность). |
II. «Новый год» |
Создавать праздничную атмосферу Участвовать в музыкальных играх совместно со взрослыми Продолжать знакомить со свойствами теста. |
«Спрячь игрушку» (дидактическая игра), «Снежинки» (дыхательная гимнастика), «Вокруг елки», «Игра со снежками», «Подбери пару» (сенсорное развитие), «Новогодний хоровод» (музыкальная игра), «Елочка-красавица» (тестопластика). |
|
Февраль |
I. «Зимние забавы» |
Учить в практической деятельности ориентироваться на результат приобретенных сенсорных навыков. Совершенствовать двигательные навыки, ходьбы, ползанья, бега. Учить приемам рисования пальчиковыми красками |
«Паровоз» (адаптационная игра), «Триола» (сенсорное развитие), «Медвежата» (Физическое развитие), «Морозец» (художественно-продуктивная деятельность). |
II. «Зимние забавы» |
Создавать положительный эмоциональный фон в группе. Учить ориентироваться в практической деятельности, связанной с формой, цветом, величиной предметов. |
«4 шага» (адаптационная игра), «Черепаха» (пальчиковая игра), «Поиграем с ладошками», «Собери пирамидку» (предметно-манипулятивная игра), «Снежки» (лепка). |
|
Март |
I. «Мамин день» |
Формировать орудийные действия. Совершенствовать двигательные навыки ходьбы, ползания, бега. Учить приемам рисования (пальчиковая техника). |
«Солнышко-ведрышко» (коммуникативная игра), «Угадай, чего не стало?», «Сенсорные дорожки» (ходьба), «Бусики» (художественно-продуктивная деятельность). |
II. «Мамин день» |
Развивать познавательную активность и интерес к музыкальным играм. Продолжать знакомить со свойствами бумаги. |
«Строим домик», «Приготовь обед» (сюжетная игра), «Пузырь» (музыкальная игра), «Цветы для мамы» (аппликация). |
|
Апрель |
I. «Веснянки» |
Учить в практической деятельности ориентироваться на результат приобретенных сенсорных навыков. Совершенствовать двигательные навыки. |
«Весна-красна», «Строим башенки для птичек», «Лото -Чудесный мешочек» (сенсорное развитие), «Крошки для птичек» (художественно-продуктивная деятельность). |
II.. «Веснянки» |
Формировать интерес к сверстнику и совместным игровым действиям с взрослым Учить исследовать свойства материалов (вата, клей, бумага). |
«Села птичка на ладошку» (адаптационная игра), «Раз,два, три…» (пальчиковая игра),«Ку-ка-ре-ку» (музыкальная игра), «Шарики» (продуктивная деятельность). |
|
Май |
I. «Веселые игры» |
Развивать интерес к сверстнику в игре. Выделять и называть сенсорные признаки предметов. Совершенствовать двигательные навыки. |
«Веселый гном» (пальчиковая игра), «Подбери по цвету» (сенсорное развитие), «Топ-Топ ногами» (двигательная игра). «Игры с массажными мячиками» |
II. «Веселые игры» |
Развивать интерес к сверстнику в игре. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, способность прислушиваться к ней. |
«Вышла курочка гулять» (адаптационная игра), «Где же наши детки?» (пальчиковая игра), «Вместе весело шагать» (музыкальная игра), «Эмоции» (продуктивная деятельность пальчиковые краски). |
Литература:
- Давыдова О. И., Майер А. А.. Адаптационные группы в ДОУ. — М., 2005. 118с.
- Алан Фром, Томас Гордон. Популярная педагогика. Екатеринбург, 1997. 608с.
- Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. — Воронеж, 2004. 234 с.
- Бобошко И. Е., Салова О. С., Рунова О. С., Абрамова Т. Ф., Юхименко Ж. В. Реабилитация часто болеющих детей в ДОУ. Медработник № 6 2009 г.
- Бабунова Т. М. Группа кратковременного пребывания дя детей раннего возраста. — М.: Творческий центр, 2010г.
- Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Толстикова С. Н. Дошкольное образование. словарь терминов. — М., 2005.398 с.
- Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. — М., 2006. 62 с.
- Гуров В. Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. — М., 2006. 320 с.
- Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я. Программно-методическое обеспечение групп кратковременного пребывания. — М., 2006. 320 с.
- Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под редакцией М. А. Васильевой, В.В. гербовой, Т. С. Комаровой. — М., 2005.316 с.
- Петровский В. А., Виноградова А. М., Кларина Л. М., Стрелкова Л. П. Воспитателю о личностном общении.- М., 1992. 80 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / под редакцией М. А. Васильевой, В.В. гербовой, Т. С. Комаровой. — М., 2005.309 с.