Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (23) июнь 2019 г.

Дата публикации: 04.06.2019

Статья просмотрена: 2609 раз

Библиографическое описание:

Матюхина, М. В. Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников / М. В. Матюхина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 6 (23). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/128/4262/ (дата обращения: 19.12.2024).



Музыкально-игровая деятельность — один из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству и воспитанию личности посредством музыкального искусства. Музыка и различные виды музыкальной деятельности формируют личность человека. Эмоционально воспринимаемая музыка имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.

Музыкальная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В играх ребенок осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Музыкальные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок, не только познает окружающий мир, но и преображает его. Большое влияние игры оказывают и на нервно-психическое развитие ребенка, формирование важных качеств личности.

Для того, чтобы развить заложенное в каждом ребенке творческое начало, необходимо наличие игр, направленных на развитие разных видов детского творчества: двигательного, ритмического, песенного, словесного, театрально-игрового, а также в играх на развитии фантазии.

В играх на развитии фантазии ребенок может в своем воображении нарисовать самые разные образы, он может придумать различные необычные ситуации, отталкиваясь лишь от своего желания, выдумки.

Игра с воображаемым воздушным шариком

Цель. Развивать фантазию, выдумку, пластику и грацию, силу выдоха.

Ход игры. Педагог предлагает детям поиграть с воображаемыми воздушными шарами. Сначала дети надувают воображаемый воздушный шар. Далее звучит любая музыка по выбору педагога, воспитанники начинают игры и движения с воображаемым предметом. По окончании музыки игра прекращается.

В речевых и театрализованных играх педагог представляет свободу для проявления творчества детям: им предлагается самостоятельно придумать удачные и выразительные жесты, соответствующие строкам текста, различные движения для выразительной передачи того или иного образа, дети самостоятельно учатся сравнивать, анализировать и подбирать.

Игра «В сказку нас ведет дорога»

Цель. Уметь соотносить движения с текстом, развивать фантазию.

В сказку нас ведет дорога. Эй, ребята, не зевать!

Сказочница что напомнит, то и будем выполнять.

Как из моря выходили тридцать три богатыря… (Дети придумывают движения)

Как скакал Иван-царевич три ночи и три дня…

Как Белоснежка танцевала с гномами в саду…

Как Кощей все чах над златом в сказочном лесу…

Как мышка хвостиком разбила ценное яйцо…

Как Буратино проткнул носом в каморке полотно…

Как съела Колобка хитрющая лиса…

Как варила в котелке снадобье Яга…

Как Золушка спешила поскорей домой…

Как летал Змей Горыныч темною порой…

Как девица любовалась аленьким цветком…

Как ловил волк глупый рыбу в проруби хвостом…

Как рыдала Несмеяна, затопив дворец…

Как считал на небе звезды сказочный мудрец…

Игра «Слоненок»

Цель. Учить удерживать в памяти заданную последовательность действий, развивать воображение, чувство ритма.

Описание: Дети слушают песню, и музыкальный руководитель дает указание запомнить действия слоненка.

Рано утром слон проснулся,

Сразу в воду окунулся

И плескался, отдувался,

На песочке кувыркался.

Хвостик, уши обливал

И на солнце загорал,

Подремал, часок поспал

И к слонятам побежал.

Дети составляют композицию движений, изображая слона под ритмичную музыку.

При этом одна часть детей танцует, проявляя творчество и выдумку, другая — сочиняет рассказ, описывая образные движения.

Очень хорошо в музыкальной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Игра «У Маланьи»

Р.н.мел.

Цель игры: Развивать творческие способности и координацию движений.

Ход игры. Дети идут по кругу.

У Маланьи у старушки, жили в маленькой избушке.

Семь сыновей да семь дочерей. (Останавливаются, дальше придумывают движения, соответственно тексту)

Вот с такими вот ушами.

Вот с такими вот бровями.

Вот с такой бородой,

Вот с такой головой.

Ничего не ели,

целый день сидели,

На неё глядели

И делали вот так: Взрослый указывает на любого ребенка, и он выполняет любое танцевальное движение, а все остальные за ним повторяют. Затем игра продолжается.

Всё это помогает детям координировать свои движения с движениями товарищей, заставляет их думать, способствует раскрепощению, избавляет от комплексов.

Музыкальные игры способствуют решению важной задачи — пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность, в ходе которой ребенок приобретает опыт переживания музыки как бескорыстного удовольствия и эмоционального наслаждения, развивает музыкальные способности, реализует потребность в действенном художественно-образном освоении впечатлений окружающей жизни, приобретает способность эстетического восприятия.

Литература:

  1. Радынова О. П. Настроение, чувства в музыке. — М.: ТЦ Сфера, 2009.
  2. Анисимова, Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительные группы / Анисимова Г. И. Худож.: Е. А. Афоничева, В. Н. Куров.- Ярославль: Академия развития, 2008.-96 с.
  3. Бодраченко, И. В. Музыкальные игры в детском саду для детей 5–7 лет / Ирина Бодраченко.- М.: Айрис- пресс, 2009.- 176 с.
  4. Подвижные и речевые игры для детей 5–7 лет составитель Гуськова А. А. –Волгоград. Издательство «Учитель» 2012 год
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, движение, окружающий мир, музыкальная игра, музыкальное искусство, развитие фантазии, творческая деятельность, ход игры.

Похожие статьи

Музыкально-игровая деятельность как средство развития эмоционального интеллекта ребенка

Театрализованная деятельность как средство развитие творческих способностей старших дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей

Участие дошкольников в благотворительной деятельности как форма социально-нравственного воспитания

Развитие творческих способностей детей посредством факультативной работы в дошкольном учреждении

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Музыкально-дидактическая игра в развитии музыкальных способностей дошкольника

Похожие статьи

Музыкально-игровая деятельность как средство развития эмоционального интеллекта ребенка

Театрализованная деятельность как средство развитие творческих способностей старших дошкольников

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность как средство познавательного развития младших дошкольников

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей

Участие дошкольников в благотворительной деятельности как форма социально-нравственного воспитания

Развитие творческих способностей детей посредством факультативной работы в дошкольном учреждении

Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Музыкально-дидактическая игра в развитии музыкальных способностей дошкольника

Задать вопрос