Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну сказок»
Автор: Олейник Лариса Викторовна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (24) июль 2019 г.
Дата публикации: 24.06.2019
Статья просмотрена: 2552 раза
Библиографическое описание:
Олейник, Л. В. Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну сказок» / Л. В. Олейник. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 7 (24). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/134/4271/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель: развитие всех компонентов устной речи.
Задачи: закреплять умения подбирать родственные слова и слова антонимы.
Совершенствовать умения составлять связный рассказ по сюжетной картине.
Воспитывать доброжелательные отношения к героям сказок.
Приобщать к художественной литературе на примере сказок.
Развитие эстетических и эмоциональных чувств, при восприятии художественного слова.
Социально-коммуникативное развитие: формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость.
Методы и приемы: беседа, дыхательная гимнастика, вопросы, физкультминутка, дидактическая игра, рассматривание, рассказ, инсценировка сказки, поощрение.
Предшествующая работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по теме» Сказки»
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор и экран, ноутбук, презентация «В гостях у сказки», два шнура, шаблоны разноцветных цветов с изображением героев сказок с обратной стороны, сюжетные картины, медали.
Ход занятия:
Ребята вы любите сказки? (ответы детей)
Какие вы знаете сказки? (название сказок)
А какие бывают сказки? (народные, авторские)
Ребята, а почему сказки называют народными? (потому что, сказки сочинил народ)
А почему сказки называют авторскими? (их сочинил и написал один человек, автор). А как начинаются сказки (жили- были), (в некотором царстве, в некотором государстве). Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие, побывать в стране сказок, там нас ждет много загадок и заданий. А на чем как вы думаете можно отправиться в путешествие? Я предлагаю вам полететь на воздушном шаре. Ну, прежде чем нам полететь, надо его надуть.
(дыхательная гимнастика) Сделаем большой вдох через нос, выдыхаем через рот (Ш-ш-ш) Руками будем изображать шар, и полетели.
А теперь нам надо приземлиться. Наши шарики начинают медленно сдуваться.
Сделаем вдох и выдох (с-с-с)
Вот мы ребята и попали в сказочную страну.
Ребята, посмотрите, что это?
Перед нами овраг, перепрыгнуть его сможет тот, кто скажет слова наоборот:
(дидактическое упражнение» Слова — антонимы)
Добрый- злой
Мудрый- глупый
Смелый — трусливый
Веселый — грустный
Жадный — щедрый
Правда — ложь
Друг — враг
Трудолюбивый –ленивый
(перепрыгивание на двух ногах через два шнура лежащие на полу)
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием
А теперь посмотрите на экран, в нем спрятались сказочные герои, давайте отгадайте их.
Просмотр слайдов:
Слушаем загадку:
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке
Три там стула, и три кружки,
Три кровати, три подушки
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?
Да, правильно «Три медведя»
Ребята назовите всю медвежью семью: папа медведь, мама медведица, сынок медвежонок. А как их звали?
А кто еще герой этой сказки? (Машенька)
А Машенька, когда увидела трех медведей, испугалась?
Да, конечно, испугалась.
А почему ребята Машенька испугалась?
Медведи были очень большие, с огромными лапами, глазищами.
А медвежонок был маленький. (как ласково сказать, глаза- глазки, лапы- лапки, нос- носик).
Чем закончилась эта сказка? (Машенька убежала от медведей)
Слушаем следующую загадку:
С зеркалом вела беседу
Королева до обеда,
А оно правдиво было,
Красоту ее хвалило.
Но принцесса стала краше,
Всех красавец лучше даже……
И тогда принцессу эту
Мачеха сжила со свету.
Что случилось — каждый знает,
Сказку быстро отгадает. Сказка «Белоснежка и семь гномов»
Просмотр слайдов этой сказки.
А как вы думаете ребята эти сказки какие, народные или авторские?
Да, хорошо «Три медведя» -народная сказка.
А «Белоснежка и семь гномов «- авторская. (Братья Гримм)
Ребята вы, наверное, устали?
Давайте немножко от сказок сделаем отдых, проведем физминутку:
«Любимые сказки»
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем и снова в путь.
Вот Дюймовочки слова: чтоб спина была пряма.
Поднимайтесь на носочках, словно тянетесь к цветочкам.
Нам советует Мальвина: Станет талия осиной, если будем наклоняться,
Влево, вправо десять раз.
Красной Шапочки совет, проживешь ты много лет, если будешь приседать 1,2,3,4,5
Дала нам сказка отдохнут
Отдохнули снова в путь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите мы с вами попали на цветочную поляну сказок.
Сколько тут много цветов, а вот какой-то не обычный цветок, он очень большой, а в нем спрятаны как вы думаете кто?
Правильно, герои сказок.
Давайте оторвем по одному лепестку и назовем название сказок.
(Дети угадывают название сказки по сюжетной картинке)
Воспитатель: Молодцы все сказки знаете. Справились с заданием.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это?
Волшебная палочка, а кто же ее забыл? Волшебная фея.
А вы бы хотели превратиться в сказочных героев? (да)
Тогда я сейчас взмахну палочкой и превращу одних ребят в героев, а других в зрителей(превращение).
А в каких героев из какой сказки вы хотите превратиться?
Сестрица «Аленушка и братец Иванушка»
Воспитатель: Тогда, ребята, те, которые зрители, рассаживаются по удобнее, а ребята-герои из этой сказки покажут нам сказку, а мы будем внимательно смотреть и слушать. (показ сказки детьми).
Воспитатель: На лесной опушке в бревенчатой избушке, жила Аленушка и братец Иванушка. Пошла Аленушка на луг и братца с собой взяла.
Шли- шли они долго и Иванушка очень захотел пить, а солнце было так высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Видит Иванушка стоит коровье копытца, полное водицы.
Иванушка: Аленушка сестрица, хлебну я из копытца.
Аленушка: Не пей, братец, теленочком станешь.
Воспитатель: вздохнул Иванушка и пошли они дальше.
Идут, идут, а солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.
Видит Иванушка стоит лошадиное копытце, полное водицы.
Иванушка: Сестрица Аленушка напьюсь я из копытца.
Аленушка: не пей, братец, жеребеночком станешь.
Воспитатель: Опять вздохнул Иванушка и пошли они дальше.
Идут, идут- солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.
Стоит козье копытце полное водицы.
Иванушка: сестрица моя милая сил нет больше терпеть, напьюсь я из копытца козьего.
Аленушка: Не пей, братец, козленочком станешь.
Воспитатель: Не послушал больше Иванушка Аленушку и напился из козьего копытца.
Закружился волчком и стал козленочком.
Видит Аленушка, что вместо Иванушки возле нее бегает.
Залилась Аленушка слезами, села на пенек и горько плаче.
В ту пору мимо ехал царь, остановился возле Аленушки
Царь: что ты так плачешь красна девица?
Аленушка: Как же мне не плакать, не послушал меня братец напился водицы из козьего копытца, стал козленочком.
Царь: Продай его мне.
Аленушка: о, как же я могу продать своего любимого братца.
Царь: Тогда не плачь, поехали со мной во дворец.
Воспитатель: Аленушка согласилась.
Так и стали они жить. Жили они жили, добрые радовались за них, а злые завидовали.
Один раз царя не было дома, неподалеку с ними жила вредная ведьма.
Узнала, что, царя нет дома, пришла во дворец, к Аленушкиному окошку, и так жалобно стала звать Аленушку купаться на речку.
Аленушка, недолго думая, согласилась.
Пришли они на речку, ведьма накинула на Аленушку. Привязала большой камень ей на шею и бросила в речку. Козленочек все это видел.
Сама ведьма быстро обернулась Аленушкой и пришла в царские хоромы, ее никто даже не распознал.
И даже сам царь тоже не распознал.
Одному только козленочку было все известно.
Каждый день он бегал до речки, ходил по бережку. Увидела ведьма, что козленок бегает на речку и стала настойчива просить царя зарезать козленка.
Царь был очень удивлен такому решению, говорит он Аленке (прев. Ведьме)
Царь: Почему такое вдруг решение, то любимый братец, а то зарезать просит.
Воспитатель: А царю так стало жалко козленка, привязался он к нему, ну делать было не чего.
Приказал царь ножи точить, узнал об этом козленок и попросил царя пойти на речку в последний раз, водицы испить, царь охотно его отпустил.
А ведьма видит такое дело, отправляет своего слугу следить за козленком, а, козленок прибежал на речку бегает во круг по бережку и просит о помощи.
Аленушка сестрица моя, меня хотят зарезать, помоги мне.
А Аленушка ему из воды отвечает
Аленушка: камень тяжел на груди у меня лежит, не могу я тебе помочь.
Воспитатель: А в это время ведьма отправила слугу следить за козленком, и он все слышал. Прибежал к царю все рассказал, что слышал и видел, как козленок просил о помощи, а с воды ему отвечали, что не могут помочь.
Тогда царь быстро приказал собрать народ, пришли на речку, закинули сети и вытащили Аленушку.
А Аленушка еще краше стала, обняла она козленка, поцеловала и он опять стал Иванушкой.
А ведьму царь приказал привязать к конскому хвосту и пустить в чистое поле.
Царь женился на Аленушке, так и стали они жить. Царь, Аленушка, и Иванушка.
Вот и сказки конец, а кто слушал молодец! (Все действия выполняю дети в костюмах)
Воспитатель: А теперь ребята нам же нужно превратиться в обычных детей и вернуться в свой детский сад.
Я сейчас взмахну волшебной палочкой, и мы опять превратимся в ребят.
И нам пора возвращаться в свой сад.
Мы возьмем свой воздушный шар немного его надуем и полетим обратно.
Вот уже я вижу наш садик, спускаемся, что делать будем (сдуем шар).
Все вот мы в своей группе, скажите ребята, что вам больше всего запомнилось?
(ответы детей).
Мне тоже очень понравилось путешествие, а вы такие молодцы, вы настоящие знатоки сказок, на память о нашем путешествии, я вам подарю медальки «Знатоки сказок».