Развитие социальной компетентности старших дошкольников
Автор: Леонтьева Лариса Владимировна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (24) июль 2019 г.
Дата публикации: 26.06.2019
Статья просмотрена: 1000 раз
Библиографическое описание:
Леонтьева, Л. В. Развитие социальной компетентности старших дошкольников / Л. В. Леонтьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 7 (24). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/134/4311/ (дата обращения: 19.12.2024).
В качестве приоритетной задачи современного ДОУ определено не просто формирование системы предметных знаний, умений и навыков, а развитие личности дошкольника, что ориентирует педагогов на поиск путей и способов развития адаптационных способностей личности и обеспечение ее социальной компетентности. Детский сад как первая обязательная ступень общего образования призвана внести существенный вклад в выполнение данной задачи.
Психологи отмечают, что до 25 % детей младшего школьного возраста беспомощны в отношениях со сверстниками, неспособны разрешать простейшие конфликты, более 30 % самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер. Поэтому развитие социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста рассматривается нами как одна из важных проблем общего образования, решаемая в процессе организации работы с воспитанниками.
Низкий уровень социальной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
Все это и определило выбор темы исследования: «Коллективное творческое дело как средство развития социальной компетентности старших дошкольников».
Цель исследования: обосновать и экспериментально апробировать процесс организации коллективного творческого дела как средства развития социальной компетентности старших дошкольников.
Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы определили решение следующих задач:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития социальной компетентности старших дошкольников;
- Диагностировать уровни развития социальной компетентности дошкольников экспериментальной группы;
- Выявить и апробировать процесс организации коллективных творческих дел в работе, способствующий развитию социальной компетентности дошкольников.
Исследовательская работа проводилась на базе школы 1590 ДО-4. В исследовании приняли участие воспитанники подготовительной к школе группы № 11, в количестве 26 человек.
Работа проводилась в три этапа.
Первый этап − аналитико-поисковый. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития социальной компетентности дошкольников. Разработка научного аппарата исследования.
Второй этап — диагностический. Проведение констатирующего эксперимента. Выявление уровня развития социальной компетентности дошкольников.
Третий этап — проведение формирующего и контрольного эксперимента. Анализ, обобщение.
Основу социальной компетентности составляют знания об обществе, правилах испособах поведения внем. Для дошкольника общество представлено широким (мир, страна) и узким (семья, школа, двор) окружением. Его социальная компетентность определяется тем, насколько он осведомлен о том и о другом. Здесь речь идет не только о сведениях о мире, стране, регионе, их особенностях социальных институтах, представленных в них, школе, семье, но и об особенностях взаимодействия людей, традициях, нормах и правилах поведения. Поэтому, одним из важных путей развития социальной компетенции считается формирование у ребенка знаний о способах поведения и взаимодействия в каждом из этих окружений.
В качестве проявления социальной компетентности рассматриваются такие свойства, как:
− контактность;
− разговорчивость;
− ообщительность;
− готовность к обсуждению;
− сила убеждения;
− уверенная манера держать себя в обществе.
Первые элементарные сведения человек получает в семье. Затем эстафету социализации личности принимает детский сад и школа». По её мнению, образовательное учреждение является вторым по значимости (после семьи) институтом социализации и выступает для ребёнка «подлинной моделью общества,… приобретённые в семье задатки и навыки социальной жизни приобретают здесь новый социальный контекст,… ребёнку передаётся вся система социальных требований».
Итак, старший дошкольный возраст— это первый период приобщения ребенка кобщественной жизни всоциально значимой деятельности. Здесь складывается целый ряд личностных образований, важных для социальной адаптации.
Во-первых, развивается и кристаллизуется мотивация социально–значимой деятельности. Причем, она располагается на одном из двух полюсов: стремление к успеху (достижение) и боязнь неудачи (избегание). Изначально дошкольник ориентирован на достижение успеха. Однако если он часто в процессе деятельности сталкивается с неудачами, то в его мотивационной сфере начинает преобладать мотив избегания. В психологических исследованиях доказано, что мотивация на успех является позитивной основой для социальной адаптации. При такой мотивации действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Эта мотивация определяет личностную активность. Мотивация боязни неудачи относится к негативной в плане достижения социальной компетентности. При этом типе мотивации человек стремится избежать ошибки, неудачи, порицания, наказания. Ожидание негативных последствий становится определяющим в его поведении в социуме. Еще ничего не сделав, человек боится провала и отказывается от деятельности. Следовательно, с позиций развития социальной компетентности значима мотивация успеха.
Во-вторых, в процессе интенсивного развития и качественного преобразования познавательной сферы ребенок овладевает своими психическими процессами, учится управлять ими. Они приобретают опосредованный характер, становятся осознанными и произвольными. Это создает фундамент к возникновению и развитию способности к произвольной регуляции поведения и саморегуляции. Произвольная регуляция поведения (руководство в поведении сознательными, социально-нормативными целями и правилами, способность к саморегуляции) выступает в качестве второго существенного новообразования, значимого для развития социальной компетентности старшего дошкольника.
В- третьих, ребенок овладевает способностью смотреть на себя своими глазами и глазами других, у него развивается диалогичность сознания, критичность по отношению к себе и к окружающим, он становится способным к адекватной самооценке. Самооценка относится к центральным образованиям личности и в значительной степени определяет характер социальной компетенции личности, является регулятором поведения и деятельности. Следует отметить, что в силу значимости для старшего дошкольника потребности соответствовать ожиданиям взрослых и ориентации на позитивность, его компетенции более способствует высокая самооценка, чем низкая. Многочисленные исследования по влиянию самооценки дошкольника на его социальную адаптацию подтверждают это положение. Следовательно, удовлетворенность собой и достаточно высокая самооценка являются важными составляющими социальной компетентности.
В-четвертых, на протяжении дошкольного возраста у ребят складывается новый тип отношений с окружающими людьми. Дети усваивают социальные нормы, вводят в межличностные отношения категории «плохо — хорошо», утрачивают безусловную ориентацию на взрослого и сближаются с группой сверстников. В этом плане для социальной компетенции востребованными оказываются навыки конструктивного взаимодействия. Диалогичность сознания позволяет дошкольнику вести конструктивный диалог со сверстниками и взрослыми. Научаясь отличать свое мнение о себе от мнения других людей, дошкольники познают возможность своего воздействия на собственное «Я» с целью его изменения. Ребенок начинает понимать, что от его поведения зависит разрешение многих жизненных ситуаций, в том числе и трудных с точки зрения социального взаимодействия, а, значит, он обретает готовность к овладению навыками конструктивного поведения в проблемных ситуациях.
Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются, прежде всего, характером постановки воспитательных задач и освоения опыта детьми. Дошкольники как бы сами ставят эти воспитательные задачи, вместе с взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.
Сущность этой методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, взрослых и детей, педагогов и дошкольников, при этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу и радость. На каждой стадии творческой совместной деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов, средств решения практических задач, находя каждый раз новый вариант.
К формам коллективной творческой деятельности относят КТД, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.
Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела, организация которых предусматривает шесть стадий:
1 стадия — предварительная работа воспитателей.
Определяется роль данного КТД в жизни коллектива; выдвигаются конкретные воспитательные задачи; намечаются различные варианты дела, которые будут предложены для примера; начинает строиться перспектива возможного КТД в установочной (стартовой) беседе с воспитанниками, во время разведки дел.
2 стадия — коллективное планирование КТД.
Происходит на общем сборе коллектива. Для кого провести это дело? Как лучше его провести? Кто будет руководить? Где лучше провести дело? Когда?
3 стадия — коллективная подготовка дела.
4 стадия — проведение КТД.
5 стадия — коллективное подведение итогов КТД.
6 стадия — ближайшее последствие КТД.
На этой стадии выполняются те решения, которые были приняты при подведении итогов; вносятся изменения; задумывается новое КТД.
К наиболее распространенным формам КТД относятся:
«Бой» — несколько команд задают друг другу вопросы, задания (КВН, разнобой, интеллектуальный хоккей);
«Защита» — каждая группа показывает программу, «защищающую» что-то (страну, профессию, науку, вид спорта);
«Эстафета» — похожа на «защиту», но требуется определенная последовательность этапов (устный журнал);
«Путешествие» — по станциям;
«Ролевые игры» — пресс-конференции, карнавалы, маскарады и т. д..
Коллективные творческие дела могут быть самые разные. Каждое КТД неповторимо, но можно выделить некоторые приемы, которые используются почти во всех стадиях КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы, задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. Для этого необходимо создать педагогическую ситуацию.
Еще один из приемов — это создание микро коллективов, групп для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. Формирование групп должно идти с учетом пожеланий, интересов, способностей детей, а на первых порах и с помощью жеребьевки.
Другим приемом может выступать «мозговая атака», когда дошкольники в группах через обмен мнениями ищут наилучшие варианты решения задачи.
Коллективные творческие дела способствуют развитию отношений между участниками воспитательного процесса, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, что в конечном итоге способствует развитию социальной компетентности каждой личности.
Коллективные творческие дела нужны для развития детского коллектива, а вместе с ним и развития активности, самостоятельности каждой личности. Дошкольники учатся добровольно брать на себя ответственность за дело, которое организует коллектив.
Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего, по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой или общественной, познавательной или художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной или организаторской. Но в каждом КТД решается целый «веер» (А. С. Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного отношения к людям и окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
Форма проведения творческого дела выбирается ребятами. Воспитатель должен лишь подсказать, как организовать совместное дело не по заданному сценарию, а с выдумкой, фантазией, игрой.
Пока у ребят нет опыта коллективного творчества, педагог активно участвует в работе совета дела на правах равного члена.
Необходимо заинтересовать дошкольников в воплощении дел, развить активность и самостоятельность каждого ученика. Во время подготовки КТД ребята учатся умению общаться, вести диалог, отстаивать свою точку зрения, не бояться высказывать свое мнение об услышанном, прочитанном, увиденном.
В октябре мы попробовали провести первое КТД — операция «Помощь малышам».
Цель трудовых КТД — обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость.
Ребятам нужно было провести разведку местности и определить место «трудовой атаки». Они активно включились в определение места, где необходима их помощь в уборке и предложили несколько вариантов. В итоге было решено убрать детскую площадку ясельной группы, т. к. это принесет радость малышам и их родителям. После операции «Помощь малышам» мы провели анализ.
— Ребята, как вы считаете, мы принесли кому-нибудь пользу? («Мы принесли пользу маленьким детям и их воспитателю», «Мы принесли пользу детскому саду»).
— А какую пользу мы принесли себе? («Мы вместе работали и помогали друг другу», «Нам радостно от того, что мы кому-то сделали доброе дело»).
После анализа школьники решили еще провести КТД.
Со старшими дошкольниками мы разработали и провели следующие КТД: операцию «Помощь малышам», турнир — викторину «Что? Где? Когда?», устный журнал «Зимушка — зима», проекты «История возникновения театра. Театр теней» и «Зимующие птицы», интеллектуальный бой «Космическая Одиссея», создание кружка актерского мастерства, и др.
При организации КТД я старалась создавать условия психологического комфорта, обеспечивающие ситуации успеха и чувства защищенности для каждого ребенка; использовала мотивационные стимулы, побуждающих дошкольников овладевать способами социально ориентированных действий и поступков; каждому воспитаннику предоставляла право выбора дела в соответствии с его интересами и желаниями.
В процессе развития социальной компетентности дошкольников, мы старались включать каждого воспитанника в совместные действия на общую радость и пользу: в поиск дел, нужных людям; в выбор и открытие лучших средств решения жизненно важных задач; в практическое использование приобретенных знаний и умений; в обмен опытом; в преодоление трудностей при выполнении задуманного; в оценку сделанного и извлечение уроков на будущее.
Целью экспериментальной работы было выявить уровень развития социальной компетентности старших дошкольников, а также разработать и организовать КТД, способствующие развитию социальной компетентности дошкольников.
Включение дошкольников в социально-ориентированные коллективные творческие дела способствовали повышению уровня развития их социальной компетентности. Они стали более информированы в области социальной действительности, повысился уровень готовности и умения вести диалог с другими людьми, научились принимать ответственные решения в соответствии с определёнными нормативными требованиями социума, способностью предвидеть их последствия для себя и окружающих.
Литература:
1. Абраменкова В. В. Психология детства в контексте развития отношений ребенка с миром // Вопросы психологии. — 2000. — № 1.- С. 53–59.
2. Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М.: Академия, 1997. — 374с.
3. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. — М., 1989. — 178 с.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно — целевая основа компетентностного подхода в образовании. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 38 с.
5. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. — М., 1990. — 186 с.
6. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М.: Педагогика, 1989. — 236 с.
7. Исакова Т. В. Развитие социальной компетентности как фактор социального здоровья. — СПб.: РГПУ, 2003. — 185 с.
8. Калинина Н. В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения — М., 2001. — 132 с.
9. Коблянская Е. В. Психологические аспекты социальной компетентности. Дис. канд. психол. наук. СПб., 1995. — 201с.