Развитие социально-бытового ориентирования у старших дошкольников с нарушением зрения через опытно-экспериментальную деятельность
Авторы: Кутрань Оксана Николаевна, Бочкарева Зоя Владимировна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (24) июль 2019 г.
Дата публикации: 26.06.2019
Статья просмотрена: 142 раза
Библиографическое описание:
Кутрань, О. Н. Развитие социально-бытового ориентирования у старших дошкольников с нарушением зрения через опытно-экспериментальную деятельность / О. Н. Кутрань, З. В. Бочкарева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 7 (24). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/134/4319/ (дата обращения: 20.12.2024).
Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовности перейти к нему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.
Анатолий Шапиро
Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может — глазами, руками, языком, носом.
К сожалению, у детей, имеющих нарушения зрения, сужен объем представлений о предметах и явления окружающего мира, слабо развита познавательная активность, а значит, социально-бытовое ориентирование. Также имеются определенные трудности в понимании пространственного расположения окружающих предметов, дети недостаточно владеют компенсаторными приемами восприятия на полисенсорной основе. В связи с этим у них наблюдается обеднение практического опыта. И это проблему мы взялись решить через опытно-экспериментальную деятельность в работе с детьми с нарушением зрения, которая направлена на получение ими новой информации через собственный поиск и открытия. Совершенно очевидно, что усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит, чувствует, и при этом все делает сам.
Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала развивает у детей наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности, стимулируют познавательную активность, любознательность.
В процессе активной познавательно — исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок начинает овладевать причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Представляем вашему вниманию один из сценариев интегрированного занятиятифлопедагога и воспитателейдля детей с нарушением зрения подготовительной группы по опытно-экспериментальной деятельности
«Секретная лаборатория Сократа»
Коррекционные задачи:
- Развивать зрительное восприятие детей в осложненных условиях;
- Закреплять знание основных цветов и оттенков, развивая цветовосприятие;
- Учить детей читать слова, написанные в зеркальном изображении;
- Закреплять умение ориентироваться на теле человека, выполняя движения по показу, но в противоположную сторону;
- Развивать мелкую моторику рук у детей в умении сворачивать бумагу на карандаш;
- Развивать ориентировку в окружающем пространстве по схемам.
Образовательные задачи:
- Расширять знания детей об окружающем мире, природных явлениях, обобщать их и закреплять;
- Учить открывать новые знания и умения с помощью простейших опытов и экспериментов, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
Воспитательные задачи:
- Учить детей правилам поведения и осторожному обращению с экспериментальным оборудованием;
- Воспитывать «чувство локтя» в работе парами в процессе постановки опытов.
Материалы и оборудование:
Свиток с написанным молоком текстом, костюм философа Платона — широкое платье под шнурок на поясе и конфедератка, свеча, спички, детская одежда для лаборатории, 3 стола, 2 банки с водой, соль в блюдце, два сырых яйца, маленькие ложечки, большое зеркало, зеркальная надпись на бумаге, прозрачный контейнер с водой, маленькое зеркальце, лампа или фонарик, лист белой бумаги, 2 таза с водой, бумажные цветочки, один из которых со свернутыми лепестками, карандаши по количеству детей, лист цветной бумаги, листы со схемами музыкального зала, на которых нарисована одна красная отметка — в каждой карте на одного ребенка в разных местах, лупы на каждого ребенка.
Ход занятия:
Два воспитателя собирают детей в группе.
1 В: Давным-давно на свете жил ученый человек по имени Сократ. Он был очень умным и любознательным, ему все было интересно. Он хотел знать, как устроен наш мир, придумывал много полезных вещей и хотел, чтобы люди, которые будут жить на Земле после него, узнали об этом. И для этого он оставил для них свое послание (показывает свиток). Давайте его прочтем (разворачивает — чистый лист). Странно, не мог же он нам оставить просто чистый лист. Наверное, он что-то задумал. Может быть, мы просто не видим то, что здесь написано? Может это письмо написано секретными чернилами? (ответы детей). Да, без помощи нам не обойтись. Был у Сократа любимый ученик по имени Платон, которому он передал все свои знания и хитрости. Он все знает.
(входит ученик)
Пл: — Кто тут обо мне говорит?
2 В: — Это мы. Помоги нам, Платон, мы не можем прочитать послание Сократа.
Пл: — Ладно, ребята я вам помогу и открою вам секрет. Сократ любил писать зашифрованные письма, и вместо чернил он использовал молоко или сок лимона. На бумаге они не видны. А кто-нибудь знает, как можно прочесть такое письмо? (ответы детей). Все очень просто! Надо это письмо нагреть. А с помощью чего, как вы думаете? (ответы детей). Можно поднести его к горячей лампе (подносит письмо, дети смотрят, как буквы проявляются)
1 В: — От чего это происходит?
Пл: — Молоко от горячей лампы вскипает, темнеет и становится видимым на белом листе бумаги.
2 В: Здорово! Давайте, наконец, прочитаем, что же написал Сократ: — Здравствуйте, мои любознательные друзья! Если вы читаете это послание, значит, догадались, как прочесть это письмо, написанное молоком. Молодцы! Вы очень умные ребята! Но на этом мои хитрости не кончаются. Я приглашаю вас в мою секретную лабораторию, где вам предстоит сделать новые и интересные открытия, провести увлекательные опыты и эксперименты, которые наполнят вас новыми знаниями и умениями. Но для этого нужно надеть специальную одежду, в которой работают ученые в лабораториях (дети надевают одежду). Готовы? Тогда вперед! Мой ученик Платон проводит вас (все вместе переходят в музыкальный зал)
1 В: (подводит детей с первом столу, на котором находятся 2 банки с водой, 2 яйца, соль) — Ребята, что же стоит лежит? (дети называют). И для чего же это нужно?
Пл: — А я знаю! Это задание Сократа — как сделать так, чтобы одно яйцо утонуло, а другое осталось на поверхности воды.
1 В: — Что же нужно сделать для этого? (обсуждают с детьми, дети кладут соль в одну из банок, затем воспитатель опускает яйца в банки). Вывод: В соленой воде яйцо не тонет, т. к. его поддерживает не только вода, но и частички соли.
Пл: — Ребята, а вы знаете, что на Земле есть такая страна под названием Израиль. Там есть море, которое называется Мертвое. В нем самая соленая вода в мире. Поэтому там невозможно утонуть, потому что частицы соли держат любой предмет на поверхности, в т. ч. и человека. Там даже нырнуть в воду не получается, можно только лежать и покачиваться на поверхности воды. Благодаря тому, что вода в Мертвом море соленая, она способна вылечить у человека от болезней. Поэтому туда люди едут лечиться. Мамы вас лечили соленой водой? (ответы детей)
2 В: (подводит детей ко второму столу, на котором находится зеркало и надпись с зеркально перевернутыми буквами) — А здесь какие-то буквы непонятные написаны, я таких и не знаю, что же это такое? (ответы детей). А зеркало зачем?
Пл: Здесь задание Сократа — прочитать надпись с помощью зеркала.
(воспитатель подносит зеркало, дети читают: «Ученый человек никогда не пропадет»)
2 В: Вывод: Оказывается, зеркало может не только отображать нас с вами и разные предметы, но и переворачивать изображения.
Пл: Ребята, как вы думаете, какие письма люди пишут не понятно? (тайные, секретные) А зачем? (чтобы чужие не могли прочитать и узнать секретную информацию). А в какое время люди писали секретные или по-другому сказать зашифрованные письма? (в годы войны) Для чего, как вы думаете? (чтобы враг не узнал о секретных делах, чтобы перехитрить врага и победить его).
— Ой, я что-то уже устал. Мне уже хочется поиграть. Я знаю игру, которая называется «Повтори наоборот». Повторяйте движения за мной. Если я делаю движения в правую сторону, то и вы делайте тоже в правую, а она у вас находится в другой стороне, потому что мы стоим напротив друг друга. Кто сделает неправильно — выбывает из игры. Будьте внимательны!
1 В: Пора возвращаться к нашим открытиям! Ребята, идите сюда, я тут что-то нашла (подводит детей к третьему столу, на котором находятся прозрачный контейнер с водой, маленькое зеркальце, лампа и лист белой бумаги). Интересно, для чего все это нужно?
Пл: — Это любимый опыт Сократа! Попробуйте с помощью этих предметов получить радугу на стене. Опустите зеркальце в воду и посветите лапой на него так, чтобы на стене отразился цветной лучик.
1 В: — Ого, как интересно. Вывод: Оказывается, в белом свете есть все цвета радуги. И когда свет отражается в зеркальце в воде — мы их видим.
Пл: — Ребята, вы знаете, когда радуга появляется на небе? (после дождя). Значит летом? (да) Радуга появляется от воды, которая сверкает на солнышке.
Но радугу можно увидеть и зимой.
1 В: — Но веди зимой не бывает дождя!
Пл: — Зимой вместо воды в воздухе летают маленькие кристаллики льда. А лед — это тоже вода, только какая? (твердая, замерзшая). Правильно. И эти кристаллики тоже могут разделить белый свет на 7 цветов, чтобы получилась радуга. Иногда радуга появляется на небе не одна, а целых 2, и даже 3!
2 В: (подводит детей к столу, на котором находятся 2 таза с водой, бумажные цветочки, один из которых со свернутыми лепестками). — Какой же открытие здесь нам предстоит совершить?
Пл: — А вы положите цветочек на поверхность воды…
(воспитатель кладет цветок, дети наблюдают, как цветок расправляет свои лепестки)
2 В: — А давайте и мы свои цветочки распустим и все вместе опустим в воду! Берите по одному цветочку и с помощью карандаша закручивают его лепестки (дети закручивают лепестки, когда все готовы, всем вместе положить цветки на поверхность воды и наблюдать). Вывод: От чего это происходит? (ответы детей) Да, ребята. Бумага намокает, становится тяжелой и лепестки разворачиваются. Интересно, правда! Можете дома кому-нибудь показать такой «фокус».
Пл: — А вы знаете, ребята, что один лист бумаги можно свернуть только 7 раз, 8-й раз уже не получится. Когда вернетесь в группу можете это проверить! (если хватит времени, показать это детям).
1 В: — Ой, ребята, смотрите, здесь что-то лежит (указывает на листы со схемами музыкального зала, на которых нарисована одна красная отметка — в каждой карте на одного ребенка в разных местах). Что это? (ответы детей) Да, это похоже на карту или схему музыкального зала с красной отметкой, может в этих местах что-то есть? Давайте проверим! (раздает карты детям, они ищут отмеченное место на карте в музыкальном зале, находят спрятанные там лупы).
Пл: — Что это, ребята? Это подарок вам от Сократа за то, что вы сегодня смогли совершить столько открытий и стали намного умнее, что пригодится вам в школе, чтобы учится на одни пятерки! А мне пора возвращаться! У меня очень много дел, нужно еще совершить столько открытий, узнать столько нового! До свиданья, ребята!
1 В: — Спасибо тебе, Платон, за помощь (дети благодарят). Приходи к нам еще!
(Платон уходит)
2 В: — Как здорово, что нам сегодня удалось побывать в секретной лаборатории Сократа! Ребята, что интересного вы сегодня узнали? А что больше всего вам понравилось? А какой опыт был самым сложным? (беседуют 2–3 минуты, хвалит детей, отмечает самых активных) А теперь нам пора возвращаться в группу со своими подарками.