Развитие просодического компонента речеязыковой системы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Авторы: Чернышова Ирина Николаевна, Павлова Татьяна Семеновна, Левочкина Татьяна Петровна, Лебедева Людмила Васильевна, Козина Ирина Владимировна, Богданова Татьяна Леонидовна, Балакина Татьяна Олеговна, Антохина Наталья Владимировна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №7 (24) июль 2019 г.
Дата публикации: 30.06.2019
Статья просмотрена: 206 раз
Библиографическое описание:
Развитие просодического компонента речеязыковой системы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / И. Н. Чернышова, Т. С. Павлова, Т. П. Левочкина [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 7 (24). — С. 30-37. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/134/4333/ (дата обращения: 19.12.2024).
Работа над голосом с дошкольниками — один из важных разделов работы над устной речью. Формирование у детей внятной устной речи неразрывно связано с формированием навыков пользования голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра, с правильной интонацией, логическими ударениями.
Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи. Выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.
Расстройство интонации, как правило, входит в структуру ряда речевых нарушений. У детей с тяжелыми нарушениями речи обнаруживаются нарушения всех просодических характеристик речи.
В настоящее время дефектологами накоплены данные о развитии и формировании просодического компонента речевой деятельности детей.
В наших дошкольных группах ведется работа по систематизации дидактического материала для формирования и развития фонационной стороны речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Развитие дыхания, голоса и просодики можно проводить не только на индивидуальных занятиях, но и на подгрупповых и фронтальных логопедических занятиях. Система работы над просодическим компонентом речи представлена в пособие «Азбука правильной речи» по разделам:
1) Дыхательная гимнастика.
2) Развитие чувства ритма.
3) Темпо-ритмическая организация речи.
4) Развитие силы и высоты голоса.
5) Дикция.
6) Логическое ударение.
7) Интонационная выразительность.
Дидактическое пособие «Азбука красивой речи»
- Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика является физиологической основой речи. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукопроизношение, достаточную громкость, соблюдение пауз, сохранение речи и ее выразительности. Дыхательная гимнастика помогает выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю.
Техника выполнения упражнений:
– Воздух набирать через нос;
– Плечи не поднимать;
– Выдох должен быть длительным и плавным;
– Необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);
– Не повторять много раз подряд упражнения, так как это может привести к головокружению.
Игры-упражнения
1) «Качели»
Цель. Укреплять физиологическое дыхание у детей.
Описание. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох — через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
2) «Дерево на ветру»
Цель. Формирование дыхательного аппарата.
Описание. Сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
3) «Дровосек»
Цель. Развитие плавного, длительного выдоха.
Описание. Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнесите «Ха». Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
4) «Сердитый ежик»
Цель. Развитие плавного, длительного выдоха.
Описание. Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе «п-ф-ф» — звук, издаваемый сердитым ежиком, затем «ф-р-р» — а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
5) «Надуй шарик»
Цель. Тренировать силу вдоха и выдоха.
Описание. Ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух — ссс. «Шарик лопнул» — хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» — ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
6) «Листопад»
Цель. Развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Описание. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
7) «Гуси летят»
Цель. Укреплять физиологическое дыхание у детей.
Описание. Медленная ходьба. На вдох — руки поднять в стороны, на выдох — опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
8) «Пушок»
Цель. Формирование дыхательного аппарата.
Описание. Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох — через сложенные трубочкой губы.
9) «Жук»
Цель. Тренировать силу вдоха и выдоха.
Описание. Ребенок стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову — вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову — выдох: «Жу-у-у — сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
10) «Ах!»
Цель. Формирование длительности речевого выдоха во фразах.
Описание. Ребенок за взрослы повторяет фразу, количество слов, в которой увеличивается. «Ах! Ах, пахнет! Ах, как пахнет! Ах, как пахнет! Ах, как приятно пахнет! Ах, как цветок приятно пахнет!»
- Развитие чувства ритма
Ритм — это основа правильного формирования речи и ее восприятия. Работа над ритмом является одним из важных направлений коррекции речевых нарушений. Выражается это в том, что дети с трудом заучивают стихи, так как не воспринимают музыкального ритма стихотворения, не улавливают его рифмы. У таких дошкольников возникают сложности при воспроизведении слоговой структуры слов, ребенок пропускает или переставляет местами слоги, звуки. Для развития ритмического чувства хорошо использовать различные музыкальные инструменты: деревянные ложки, маракасы, треугольники, погремушки, бубны.
В игровой форме детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание разными предметами по столу (карандашом, камешком, игрушками), мячом об пол, протопывание и другие.
Игры-упражнения
- Выполнение заданного взрослым количества движений
«Хлопай, не зевай, правильно считай…» (хлопнуть в ладоши или выполнить другое действие) столько раз,сколько… (раз я кивну головой, звёздочек на картинке, кубиков на столе, точек на стороне кубика и т. д.).
- Выполнение заданного взрослым количества движений вразном темпе ис разной интенсивностью
«Хлопнуть в ладоши (или выполнить другое действие) медленно (быстро, сильно, слабо) столько раз, сколько…» (листочков нарисовал художник, раз подпрыгнет щенок, подсказывает цифра и т. п.)
- Повторение сначала простого, затем более сложного ритма за взрослым вформе различных игр иигровых упражнений
«Как постучался ёжик? (зайчик, гномик…?)»
Это упражнение можно включать в любое занятие как методический приём. Оно может сопровождать появление игрового персонажа. «Сегодня к нам на занятие пришёл ёжик. Он пришёл рано утром и постучался вот так: ** ***. Покажите, как постучался ёжик». (Дети воспроизводят ритм). Игровое упражнение можно и продолжить: «Ёжик постучался, но я подумала, что это идёт дождь и не открыла ему. Тогда он решил постучаться по-другому, вот так: *** *** *. Покажите». (Дети повторяют ритм за педагогом). Если на занятии не один игровой персонаж, то они могут стучаться по-разному.
«Весёлые инструменты»
Педагог берёт музыкальный инструмент (барабан, металлофон) и задаёт ритмический рисунок (выполняет определённое количество ударов в заданном темпе). Ребёнку нужно воспроизвести услышанное с помощью хлопков или ударов ладонью по столу, затем ответить на вопросы: «Какой инструмент играл? Сколько раз ударил барабан? Как играл барабан?» и др.
- Узнавание ритма на слух среди других (с последующим воспроизведением)
«Узнай животное по ритму».
Каждое из домашних животных: лошадь, корова, коза по-своему зовут своих детёнышей — стучат копытцем (педагог задаёт ритмический рисунок). Сначала ребёнок запоминает ритм, затем угадывает животное по ритму, а после этого пробует сам загадать загадку — т. е. воспроизвести ритм).
«Кого зовёт гномик?»
Для этой игры нужно взять несколько игрушек (клоуны) и задать ритм для каждой из них. Ещё для одной игрушки (гнома) задаётся ритм, совпадающий с ритмом одной из игрушек. Ребёнок должен узнать эту игрушку по ритму и воспроизвести его самостоятельно.
- Изображение ритма
- Выкладывание услышанного ритмического рисунка с помощью предметов, например, кубиков, счётных палочек, геометрических фигур и др.
- Графическое изображение (рисование) услышанного ритмического рисунка с помощью различных несложных элементов, например, палочек, чёрточек, кругов, треугольников и других рисунков.
- Воспроизведение ритма по заданному рисунку
Рисунок может быть выложен из предметов прямо на столе или фланелеграфе, а также изображён с помощью разных предметов и фигур на полосе бумаги.
Игра «Танцующие снежинки».
На фланелеграфе или прямо на столе — ряд изображений снежинок. Дети хлопают (топают, простукивают), воспроизводя заданный темп (или количество ударов; и темп, и количество ударов). Взрослый разъясняет назначение символов. Например: Быстрый темп, 5 ударов. Медленный темп, 3 удара.
Игра «Медвежата и шарики»
Вариант 1. Педагог разъясняет значения символов: изображение медвежонка с шариком — сильный удар (хлопок); медвежонка без шарика — слабый удар (хлопок). Затем показывает символические изображения по одному, а дети определяют, какой силы удар (хлопок) им необходимо воспроизвести и выполняют соответствующие действия.
Вариант 2. Перед ребёнком — ряд одинаковых картинок (медвежата с шариками или без них). Дети считают количество медвежат, определяют силу удара (хлопка). Затем воспроизводят заданное количество ударов определённой (одинаковой) силы.
Вариант 3. Перед ребёнком — ряд разных картинок (медвежата с шариками и без шариков), расположенных в произвольном порядке. Детям даётся задание следить за показом картинок, определять силу хлопка и выполнять соответствующие действия.
Вариант 4. Перед ребёнком — ряд разных картинок (медвежата с шариками и без шариков), расположенных таким образом, чтобы создавался определённый ритмический рисунок. Дети должны воспроизвести заданный ритм.
Вариант 5. Каждый ребёнок выкладывает свой ряд символических картинок и воспроизводит свою «песенку».
- Выполнение движений под ритмичную музыку
Маршировка, прыжки, легкий бег, ходьба, притопы, приседания, хлопки, качание руками и ногами, подбрасывание и отбивание мяча и многие другие.
- Темпо-ритмическая организация
Темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик. Темпо-ритмическая сторона речи развивается на протяжении дошкольного детства, начиная с первого крика новорожденного, совершенствуясь и существенно определяя успешность овладения устной речью.
Игры-упражнения
1) «Карусели»
Цель. Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.
Еле-еле, еле-еле (медленный темп)
Завертелись карусели. (медленный темп)
А потом, потом, потом (средний темп)
Все бегом, бегом, бегом! (быстрый темп)
Все быстрей, быстрей, бегом, (очень быстрый темп)
Карусель кругом, кругом! (очень быстрый темп)
Тише, тише, не спешите (средний темп)
Карусель остановите. (средний темп)
Раз, два, раз, два (медленный темп)
Вот и кончилась игра. (медленный темп)
2) «Коза»
Цель. Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.
Давай, коза, попрыгаем,(медленный темп)
попрыгаем, попрыгаем,(медленный темп)
И ножками подрыгаем, (средний темп)
подрыгаем, подрыгаем,(средний темп)
И ручками похлопаем,(быстрый темп)
похлопаем, похлопаем,(быстрый темп)
И ножками потопаем, (очень быстрый темп)
Потопаем, потопаем.(очень быстрый темп)
3) «Дождик»
Цель. Учить соотносить темп речи и движений.
К нам на длинной тонкой ножке (проговаривая текст, дети прыгают на одной ноге)
Скачет дождик по дорожке. (ставят руки на пояс)
В лужице — смотри, смотри!
Он пускает пузыри. (дети стоят лицом в круг, делая ритмичные приседания)
Стали мокрыми кусты. (поднимают руки вверх, потряхивают кистями рук)
Стали мокрыми цветы, (наклоняются и опускают руки к полу)
Мокрый серый воробей
Сушит перышки скорей. (встают, руки вдоль тела, потряхивают кистями рук)
4) Песня— игра «Вперед четыре шага, назад четыре шага»
Цель. Развивать двигательную активность, эмоциональность, чувство ритма, восприятие.
Описание. Дети встают в хоровод и под текст песни выполняются движения.
Вперёд четыре шага,
Назад четыре шага,
Кружится- кружится,
Наш хоровод,
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Плечиком подвигаем,
А потом попрыгали.
(с каждым разом увеличивается темп музыки и движений)
5) «Из-за леса, из-за гор»
Цель. Учить соотносить темп речи и движений.
Из-за леса, из-за гор (средний темп)
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке, (медленный темп)
Жена на коровке,(средний темп)
Детки на телятках, (быстрый темп)
Внуки на козлятках. (очень быстрый темп)
- Развитие силы ивысоты голоса.
Сила голоса— это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Ребенок должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение гоаорить как громко, так и тихо.
Высота голоса— это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Расширение диапазона делает речь выразительнее.
1) Игра «Громко— тихо»
Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.
Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.
Описание.Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая — тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2–3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.
1) Игра «Эхо»
Цель. Воспитывать умение пользоваться тихим и громким голосом. Подготовительная работа. Педагог подбирает картинку «Дети заблудились в лесу».
Описание. Дети делятся на 2 группы. Одна изображает детей, которые заблудились в лесу, другая — эхо. Каждая группа располагается в разных углах комнаты. Дети, которые заблудились в лесу, громко зовут по имени детей другой подгруппы; «Ау, Оля! Ау, Петя!» Дети, изображающие «эхо», повторяют тихо те же слова. Потом участники игры меняются ролями.
Методические указания. Следить, чтобы дети после называния имени выдерживали паузу, давая возможность «эху» повторить их слова.
2) Игра «Вьюга»
Цель. Учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.
Подготовительная работа. Подобрать картинку, на которой изображена вьюга.
Описание. Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в зимний вечер. По сигналу педагога «вьюга начинается» дети тихо говорят: «ууу»...; по сигналу «сильная вьюга» громко говорят: «ууу»...; по сигналу «вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» замолкают.
Методические указания. Желательно, чтобы дети на одном выдохе произносили звук у тихо, затем громко и снова тихо, поэтому взрослый быстро сменяет один сигнал другим.
3) Игра «Измени звуки»
Цель. Учить изменять звукокомплекс по высоте и силе.
Описание. Педагог предлагает ребенку сказать, например, МЯУ:
Громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний:
И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т. п.
4) Игра «Ракета»
Цель. Развить у детей умение изменять высоту голоса.
Описание. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает детям представить, что они превратились в ракеты. И вот ракета взлетает! Дети начинают протяжно произносить низким голосом звук [у], руки немного разведены в стороны. Наша ракета летит на Луну. Малыши поднимают руки вверх и протяжно произносят высоким голосом звук [у]. Ракета приземляется на Луне. Нужно опустить руки и присесть, затем протяжно произнести низким голосом звук [у]. А теперь ракета летит домой. Выполнить все движения еще раз в том же порядке.
- Дикция
Понятие «ДИКЦИЯ» включает четкое произношение слов и звуков. Психологи отмечают, что правильное проговаривание слов и звуков влияет на общее развитие ребенка, способствует более быстрому формированию мыслительных операций. Нечеткая речь негативно отражается на школьных успехах ученика, на качестве общения с одноклассниками и друзьями. В дальнейшем от правильности устной речи зависит грамотность письма в начальной школе. Нужно осознавать, что правильно поставленная, четкая и грамотная речь — элемент успешности ребенка и показатель его привлекательности в глазах других детей.
Игры— упражнения на развитие дикции
1) Упражнения для развития артикуляции, вызывания гласных исогласных звуков
Используется подражание звукам животных, птиц, игрушек, предметов окружающей среды.
«У» — гудит пароход, паровоз, гудок.
«А»!, «о»!, «ах»!, «ох»! — произносится с интонацией удивления, огорчения, восхищения, испуга.
«Ау» — эхо в лесу; «уа» — плач младенца.
«Иа» — крик ослика.
«С» — звук бегущей воды, ручья.
«3» — писк комара.
«Ж» — жужжание пчелы, жука, шмеля.
«Ш» — шипение гуся, шелест леса, шуршание листьев.
Указанные и подобные звукоподражания произносятся под музыку, ритмично (до 5 звуков на одном выдохе).
2) Упражнение «Подражание звукам птиц»
Звукоподражание используется для вызывания звука или закрепления правильного звукопроизношения.
«Тук-тук-тук» —дятел;
«чик-чирик» —воробей;
«гули-гули» — голубь;
«сви-сви» — синица;
«кар-кар» — ворона.
3) Упражнение для угадывания звуков по артикуляции
Педагог беззвучно произносит звук [а], дети должны угадать произносимый ею звук и также, подражая ее артикуляции, громко назвать этот звук. Так прорабатывается артикуляция всех гласных и части согласных звуков: [т], [с], [м] и др.
4) Упражнение для произнесения глухих взрывных согласных всочетании сгласными звуками
Ту-ту-ту — гудит паровоз.
Ко-ко-ко — квохчет курица.
Ку-ку-ку — кричит кукушка.
Пи-пи-пи — пищит мышка.
Та-та-та — звучит барабан
5) Упражнение для произнесения звонких взрывных согласных всочетании сгласными
Ду-Ду-Ду — играет дудочка.
Га-га-га — гогочет гусь.
Бу-бу-бу — бубнит тетерев.
Би-би-би — гудит автомобиль.
6) Упражнение «Произнеси быстро»
Вдохните, и на выдохе нужно произнести резко, как выстрел, стараясь, чтобы гласная звучала коротко, а согласная длинно, следующие звуки:
ПУ ПО ПА ПЭ ПИ ПЫ
БУ БО БА БЭ БИ БЫ
КУ КО КА КЭ КИ КЫ
ГУ ГО ГА ГЭ ГИ ГЫ
Каждый звук произносится на новом вдохе и выдохе. Упражнение нужно повторить 5 раз. Вы должны ощущать, что все звуки звучат четко и голосовые связки не устают.
7) Упражнение «Скажи два слога»
Это дикционное упражнение выполняется точно таким же образом, но на одном выдохе вы должны «выстрелить» два слога:
ПУ–БУ ПО-БО ПА-БА
ПЭ-БЭ ПИ-БИ ПЫ-БЫ
КУ-ГУ КО-ГО КА-ГА
КЭ-ГЭ КИ-ГИ КЫ-ГЫ
СУ-СО-СА-СЭ-СЫ-СИ
8) Упражнение «Скажи четко»
Вдохните, и на выдохе нужно произнести резко, как выстрел, стараясь, чтобы гласная звучала коротко, а согласная длинно, следующие звуки:
РЛУ РЛО РЛА РЛЭ РЛИ РЛЫ
ЛРУ ЛРО ЛРА ЛРЭ ЛРИ ЛРЫ
РЛУ-ЛРУ РЛО-ЛРО РЛА-ЛРА РЛЭ-ЛРЭ
РЛИ-ЛРИ РЛЭ-ЛРЫ
КПТУ КПТО КПТА КПТЭ КПТИ КПТЫ ПКТУ-ТПКУ ПКТО-ТПКО ПКТА-ТПКА ПКТЭ-ТПКЭ ПКТИ-ТПКИ ПКТЫ-ТПКЫ
ДБГУ-БГДУ ДБГО-БГДО ДБГА-БГДА ДБГЭ-БГДЭ ДБГИ-БГДИ ДБГЫ-БГДЫ
9) Упражнение «Произнеси чистоговорку»
Тщательно артикулируя каждую букву, надо медленно её назвать:
О-т т-о-п-о-т-а к-о-п-ы-т п-ы-л-ь п-о п-о-л-ю л-е-т-и-т.
Прочитайте медленно несколько раз, пока не почувствуете, что можете прочитать скороговорку без запинки. Затем прочитайте скороговорку с такой скоростью, с какой вы обычно говорите. Убедитесь, что вы можете произнести текст уверенно. Увеличьте скорость. А теперь еще больше. А теперь произнесите скороговорку на пределе своих возможностей.
- Логическое ударение
Логическое ударение— это выделение наиболее важного по смыслу слова.
посредством ударения какого-либо слова в предложении сильнее всех остальных слов. Логическое ударение используется для противопоставления одного слова другому или для усиления значения слова.
Игры-упражнения на развитие восприятия логического ударения
1) «Слушай, думай, называй»
Цель. Формировать навыки восприятия логического ударения.
Описание. Педагог произносит фразы, используя различные средства для выражения логического ударения. Детям предлагается после прослушивания фразы назвать слово-носитель логического ударения и указать, как оно произнесено (громко или тихо, быстро или растянуто).
2) «Найди важное слово»
Цель. Формировать навыки восприятия логического ударения.
1-й вариант.
Материал. Наборы предметных картинок и карточек с изображением стрелок, заменяющих глаголы, — по количеству детей.
Описание. Педагог произносит фразы, выделяя голосом слово-носитель логического ударения. Дети составляют модель данного предложения из картинок с изображением субъекта и объекта действия и стрелок.
Например: «Девочка играет в мяч». Дети ищут и выкладывают изображение девочки, стрелку, изображение мяча. Затем называют слово-носитель логического ударения.
2-й вариант.
Материал. Аудиозаписи текстов, наборы предметных картинок — по количеству детей.
Описание. Дети слушают аудиозапись и в соответствии с текстом выкладывают перед собой предметные картинки с изображением слов-носителей логического ударения.
Рыбке рак — ни друг, ни враг.
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
Что насажен на крючок.
(В. Лунин.)
Игры-упражнения на развитие воспроизведения логического ударения
1) «Построения»
- Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.
- Дети встают в шеренгу. Педагог, обращаясь к каждому ребёнку по имени, просит назвать того, кто стоит справа (слева) от него. Принимаются только полные ответы, в которых логическим ударением выделены имена детей.
2) «Кто вкаком домике живёт?»
- Цель. Формировать навыки воспроизведения логического ударения в экспрессивной речи.
3) Педагог предлагает ответить на вопросы: «Где живёт белка?», «Кто живёт на болоте?», «Чей домик — гнездо?» и т. д. Следит за тем, чтобы при ответах дети голосом выделяли слово-носитель логического ударения.
Правила постановки логического ударения
– Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях.
– Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных и на глаголах.
– При сочетании двух существительных логическое ударение всегда падает на имя существительное в родительном падеже
– Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего, требует логического ударения на каждом слове с возрастающим усилием.
– Перечисление во всех случаях (так же, как и счет) требует на каждом слове самостоятельного логического ударения.
– Не рекомендуется и «злоупотреблять» логическим ударением: речь, перегруженная ударениями, теряет смысл.
Способы выделения логически ударного слова вустной речи
а) повышение или понижение тона на этом слове;
б) замедленное произнесение слова;
в) пауза перед логически ударным словом.
- ИНТОНАЦИОННАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ
Интона́ция (лат. intonō «громко произношу») — совокупность просодических характеристик: тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации.
Интонация является основной составляющей просодии. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Она уточняет семантическую сторону речи, выявляет ее эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя.
Игры иупражнения
1) «Угадай»
Цель. Учить детей угадывать по интонации различные чувства (радость, удивление, огорчение, вопрос …) и соотносить их с мимическим изображением.
Ведущий произносит фразу, игроки находят карточку с соответствующим мимическим изображением (выражением).
2) «Повтори»
Цель. Учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, удивление, огорчение, вопрос …)
Ведущий показывает мимическое изображение и просит детей произнести предложенное слово(фразу) в соответствии с предложенным мимическим изображением.
3) «Часики»
Цель. Учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, удивление, огорчение, вопрос …)
Ведущий предлагает детям повторить слово(фразу) с указанным мимическим изображением на часиках.
4) «Кубик»
Цель. Учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, удивление, огорчение, вопрос …)
Ведущий предлагает детям повторить слово(фразу) в соответствии с указанным на кубике знаком (!,?,.) или мимическим изображением.
5) «Придумай предложение»
Цель. Учить детей передавать вопросительную и восклицательную интонацию.
Карточку с изображением восклицательного или вопросительного знака дети передают по кругу придумывая и называя предложение.
6) Стихотворения— диалоги
Хозяйка и кот
В. Левановский
Почему ты черен, кот?
Лазил ночью в дымоход.
Почему сейчас ты бел?
Из горшка сметану ел.
Почему ты серым стал?
Пес в пыли меня валял.
Так какого же ты цвета?
Я и сам не знаю это.
Воробей
А. Тараскин
— Воробей, чего ты ждешь?
Крошек хлебных не клюешь?
— Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
Пирожок
— Мы с тобой шли?
— Шли.
— Пирожок нашли?
— Нашли.
— Я тебе его дал?
— Дал.
— Ты его взял?
— Взял.
— А где же он?
— Кто?
— Пирожок.
— Какой еще пирожок?
***
— Ну-ка, зайка, поскачи-поскачи!
— Отчего не поскакать? Поскачу!
— Лапкой, зайка, постучи-постучи!
— Отчего не постучать? Постучу!
— Ты на травку упади-упади!
— Отчего же не упасть — упаду.
— Полежи и отдохни-отдохни!
— Если надо отдохнуть — отдохну.
***
— Где же яблоко, Андрюша?
— Яблоко? Давно я скушал.
— Ты не мыл его, похоже.
— Я с него очистил кожу.
— Молодец ты стал какой!
— Я давно уже такой.
— А куда очистки дел?
— Ах... очистки... тоже съел.
Телефон
К. Чуковский
У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада.
— Для кого?
— Для сына моего.
***
— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
— Кашку!
— Что пили?
— Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька
***
Чешская народная песенка «РАЗГОВОР ЛЯГУШЕК»
перевод С. Маршака
— Кума, ты к нам?
— К вам, к вам, к вам, к вам!
К воде скачу, ловить хочу.
— Кого, кого, кума?
— Рака, карпа и сома.
— Как поймаешь, дашь ли нам?
— Как не дать? Конечно, дам!
Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи, как средства общения. В ней проявляется субъективность отношения ребенка к окружающему миру. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения. Выразительность является следствием понимания того, о чем говорит человек.