Развитие пространственно-временных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (25) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 14.08.2019

Статья просмотрена: 925 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Н. М. Развитие пространственно-временных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования / Н. М. Иванова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4388/ (дата обращения: 17.10.2024).



Понятие единства пространства-времени существует давно. Являясь философскими категориями, оба понятия обозначают основные формы бытия материи и являются его объективными характеристиками. В обычном понимании пространство и время преимущественно обозначают интуитивные понятия, при помощи которых человек воспринимает и эмпирически осмысливает окружающее его жизненное пространство.

В дошкольном детстве формируются первичные представления о пространстве и времени. Дошкольникам необходимо научиться определенным образом самостоятельно ориентироваться во времени (правильно обозначать временные ориентировки в речи, чувствовать длительность времени для формирования умения регулировать и планировать свою деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени) и в пространстве, используя к старшему дошкольному возрасту для ориентировки словесную систему.

Пространственно-временные ориентировки очень важны в развитии детей дошкольного возраста. Умение планировать, осуществлять и регулировать свою деятельность в пространстве и во времени создает основу для развития у детей таких качеств личности как организованность, собранность, целенаправленность, точность, рациональность и др., необходимых как в процессе обучения, так и в повседневной жизни [1].

Важная роль пространственно-временных представлений для детского развития подчеркивается в ряде психолого-педагогических исследований; при этом отмечается, что несформированность этих представлений может обуславливать трудности при овладении письмом, чтением, счетом, при восприятии трехмерных графических изображений объемных геометрических объектов, в решении различных учебных задач и пр. (Л. А. Венгер, А. Р. Лурия, Н. Я. Семаго и др.)

Проблема формирования и развития пространственно-временных ориентировок у детей дошкольного возраста нашла отражение в работах отечественных ученых Л. А. Венгера, Т. И. Ерофеевой, А. М. Леушиной, З. А. Михайловой, Т. А. Мусейибовой, В. С. Мухиной, Р. Л. Непомнящей, Т. Д. Рихтерман, Н. Я. Семаго, Т. Н. Тарабариной и др.

Развитие пространственно-временных ориентировок у детей дошкольного возраста вызывает значительные трудности в связи с тем, что это абстрактные невизуализированные понятия, тогда как мышление ребенка-дошкольника, как правило, конкретно-образное и требует опоры на конкретные представления и образы.

Пространственно-временные ориентировки формируются разными педагогическими средствами, одним из которых является моделирование, способное определенным образом «материализовать» понятия времени и пространства. Именно через моделирование в наглядной и доступной для детей форме воспроизводятся скрытые свойства какого-либо изучаемого объекта. Усваивая способы использования моделей, дети имеют возможность самостоятельно построить модель понятия и через процесс её построения осознать основные свойства и отношения изучаемых объектов. Модели позволяют перевести предложенную педагогом проблему ориентировки в пространстве и во времени во внутреннюю проблему ребёнка, поэтому моделирования ставит ребенка в активную субъектную позицию, стимулирует его познавательную деятельность.

Моделирование в широком смысле представляет собой процесс создания, исследования и использования моделей. Л. А. Венгер, Р. И. Говорова, О. М. Дьяченко и др. рассматривают моделирование как интеллектуальную способность, в основе лежит овладение детьми практическими действиями замещения.

Моделирование в детском саду, с нашей точки зрения, предполагает создание моделей и их использование с целью формирования у дошкольников представлений, в т. ч. пространственно-временных, и различных практических умений, в т. ч. умений ориентироваться в пространстве и во времени. Кроме того, моделирование как современная педагогическая технология предполагает формирование у дошкольников выраженной познавательной активности в процессе создания совместно с педагогом различных моделей для исследования окружающего мира.

В процессе формирования пространственно-временных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста в образовательной процессе используются разнообразные вещественные и графические модели, такие как макеты, опорные схемы, карты-маршруты, карты-чертежи, карты-планы, постройки из конструктора LEGO, мнемотаблицы, спиральные объемные модели, плоскостные круговые модели, кольца Луллия, наборы картинок. Для моделирования пространственно-временных отношений также используются универсальные пособия: логические блоки Дьенеша и «цветные палочки» Кюизинера.

Эффективность использования моделирования как средства развития пространственно-временных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста определяется рядом педагогических условий, среди которых важнейшим, с нашей точки зрения, является готовность педагогов дошкольных образовательных организаций к подобной организации образовательного процесса.

Нами было проведено эмпирическое исследование по проблеме, в котором принимали участие воспитатели 10 детских садов г. Костромы (n испытуемых =244). В ходе исследования испытуемые отвечали на анкету, включающую следующие вопросы:

  1. Знаете ли Вы сущность моделирования как средства формирования пространственно-временных ориентировок у старших дошкольников?
  2. Знакомы ли Вам вещественные и графические модели, отражающие пространственно-временные отношения?
  3. Знакомы ли Вам многослойные и спиральные модели, отражающие пространственно-временные отношения?
  4. Знакомы ли Вы с пособием «Кольца Луллия»?
  5. Используете ли Вы счётные палочки Кюизенера и блоки Дьенеша для моделирования пространственно-временных отношений?
  6. Применяете ли Вы на практике моделирование для развития пространственно-временных ориентировок у старших дошкольников?

Варианты ответов: да; нет.

Результаты эмпирического исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты эмпирического исследования

вопроса/ответ (в%)

да

нет

1

18 %

82 %

2

16 %

84 %

3

14,5 %

85,5 %

4

28 %

72 %

5

0

100 %

6

9,7 %

90,3

Эмпирическое исследование показало, что воспитатели детских садов слабо ориентируются в вопросах использования моделирования в процессе развития пространственно-временных ориентировок у детей старшего дошкольного возраста: практически не знают сущность технологии моделирования, имеют незначительные представления о пространственно-временных моделях, доступных для детей старшего дошкольного возраста и в подавляющем большинстве не применяют моделирование в практической деятельности.

На основании результатов эмпирического исследования следует сделать вывод о необходимости проведения целенаправленной методической работы по формированию готовности воспитателей детских садов к использованию моделирования в процессе развития пространственно-временных ориентировок у старших дошкольников.

Литература:

  1. Габова, М. А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теории и технологии / М. А. Габова. — М.: Директ-медиа, 2014. — 534 с.
  2. Делимова, Ю. О. Моделирование в педагогике и дидактике / Ю. О. Делимова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. — 2013. — № 3(19). — С. 33–38.
  3. Михайлова, З. А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова и др. — Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. — 184 с.
  4. Непомнящая, Р. Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста / Р. Л. Непомнящая. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. — 94 с.
  5. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986. — 224 с.
  6. Семаго, Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. пособие / Н. Я. Семаго. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 112с.
Основные термины (генерируются автоматически): моделирование, ориентировка, старший дошкольный возраст, время, дошкольный возраст, модель, ребенок, LEGO, использование моделирования, процесс развития.

Похожие статьи

Формирование предпосылок чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогический подход к развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ

Организация технологии развития эмоционального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования

Развитие логического мышления детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с геометрическими фигурами

Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр

Похожие статьи

Формирование предпосылок чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста

Психолого-педагогический подход к развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ

Организация технологии развития эмоционального восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования

Развитие логического мышления детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с геометрическими фигурами

Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр

Задать вопрос