Волшебные пальчики (сенсорное развитие детей раннего возраста) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мишагина, И. А. Волшебные пальчики (сенсорное развитие детей раннего возраста) / И. А. Мишагина, Е. А. Воробьева, Н. Н. Марушкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4389/ (дата обращения: 17.10.2024).



Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети — эмоциями. Познавательная активность ребенка 2–3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. [3,с.12]

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. [2,с.13]И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. [7] Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Ребенок развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. [4,с.14] Сенсорная культура ребенка — результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

С октября 2018 года наша группа работает по апробации и внедрению программно-методического комплекса дошкольного образования «Мозаичный ПАРК». Одной из задач программы является окружение ребенка нужными предметами в нужное время, помочь ему по-новому построить отношения. Осуществлять игры с предметами (пирамидками, матрешками, строительным конструктором, мозаикой). Заинтересовать изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией). Предоставлять возможность потрогать, потрясти, покусать, попробовать.

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей в нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития: у 79 % детей не сформирован, в стадии формирования у 21 % ребенка.

В результате проведенного исследования возникла необходимость в перестроении пополнении предметно-развивающей среды, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей раннего возраста.

Первый этап нашей работы был организационный. Изучали имеющуюся литературу, составили план работы с детьми и родителями в данном направлении. В дополнении было проведено анкетирование родителей, которое показало, что родители с детьми дома практически не занимаются сенсорным воспитанием, чаще это сюжетно-ролевые игры. Изучив все аспекты возникшей проблемы, мы пришли к цели и задачам нашей дальнейшей работы.

Цель: Создание условий для организации работы, направленной на повышение сенсорного развития детей раннего возраста.

Задачи:

− Создать спокойную игровую среду для организации игр по сенсорному развитию детей;

− разработать методическое сопровождение к организации игр по сенсорному воспитанию детей раннего возраста

− приобщить родителей к организации игр, в семье и в детском саду [6,с. 32]

Второй этан работы- практический. Для начала мы провели родительское собрание «Сенсорика и дети», провели индивидуальные беседы и консультации для родителей: «Игрушка в жизни ребенка», «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей», «Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2–3 лет»

Были приобретены дидактические игры: «Геометрические фигуры», «Разноцветные шарики», «Что нам принес Мишутка», «Большой и маленький», «Отгадай, что в мешочке», «Найди пару», «Цветные фонарики», «Что катится», «Мячи большие и маленькие», «Подбери по цвету», «Разложи по форме», «Разложи по величине», «Найди свой домик», «Назови правильно», «Игры с пробками», «Собери бусы», «Открой коробочку», «Укрась ёлочку»

Создание картотеки «Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей первой группы раннего возраста»

Изготовили развивающие пособия: «Найди пару», «Игры с пробками», «Собери бусы», «Открой коробочку», «Укрась ёлочку шарами», «Сложи пирамидку», «Собери карандаши в стаканы», «На что похожа фигура?», «Разноцветные шумелки», «Кто что услышит?», «Угадай на вкус», «Чем пахнет?», «Сюрприз», «Пересыпалочки», «Озорные ладошки», «Тонет, не тонет», «Тактильная коробка», «Теплый — холодный», «Маленький секрет», «Застёжки», «Закрути ленточку», «Поиграем с прищепками», «Мягкий конструктор», «Разложи чашки по цветным тарелочкам», «Сенсорный конструктор», «Сенсорное панно с пуговицами», «Шнуровка».

Привлекли родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей: бизиборд «Чудо-домик», «Угадай, что спряталось», «Сенсорные дорожки», «Чудо-кубики».

C:\Users\Пользователь\Desktop\ФПИ 2019\Новая папка\Lu5QuqIcEJ4.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\ФПИ 2019\Новая папка\lKIFcCbVtvE.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\ФПИ 2019\Новая папка\myRz_wDt9ZM.jpg

Рис. 1. Игры и пособия по сенсорному развитию детей

Провели мастер-класс для родителей «Учимся мастерить и играть»

Проведя повторный мониторинг, мы увидели, что показатели «в стадии формирования» и «сформирован» возросли.

Таким образом, приобретение дидактических игр и игрушек, изготовление пособий из бросового материала родителями и педагогами способствовало обогащению предметно — развивающей среды. Развивающие пособия дают возможность в условиях пребывания детей в детском саду самостоятельно и с творческим подходом воспитателя реализовывать задачи сенсорного развития [8, с.44].

В результате планомерной, системной работы происходит развитие ребенка.

Проведя анкетирование родителей, мы увидели, что уровень педагогической культуры в данном вопросе родителей повысился. С ними были установлены доверительные и партнёрские отношений.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения сначала в детском саду, затем в школе. [3, с.56]Развитие сенсорной культуры способствует развитию речи, мелкой моторики рук и всех психических процессов.

Данный проект сочетает в себе как традиционные подходы, так и использование современных средств обучения: развлечения, логических упражнений, практическими заданиями, заучивание стихов, потешек, Обеспеченность практическим игровым материалом (самодельными дидактическими играми) позволяет целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями, и в семье. Представленные игры и пособия могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений.

Литература:

  1. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
  2. Громова О. Н. Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей» М. 2001.
  3. Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 2–3 лет» ТЦ М. 2011.
  4. Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
  5. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша — Москва. Мозаика — Синтез, 2003.
  6. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста — Москва, Мозаика — Синтез, 2011.
  7. Интернет источник https://multiurok.ru/files/master-klass-dlia-roditelei-sensornye-igry-dlia-ra.html
  8. Интернет источник https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/19/master-klass-dlya-roditeley-sensornye-igry-dlya-razvitiya-detey
  9. Интернет источник https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/9624-proekt-sensornoe-razvitie-detej.html
  10. Интернет источник http://dsraduga.mosk.obr55.ru/проект-сенсорное-развитие-детей-ранн-2/
Основные термины (генерируются автоматически): сенсорное развитие детей, ранний возраст, детский сад, игра, организация игр, ребенок, родитель, сенсорное воспитание, сенсорное воспитание детей, сенсорное развитие.
Задать вопрос