Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Авторы: Крылова Наталья Петровна, Устимова Татьяна Владимировна, Ильина Эльвира Николаевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (25) октябрь 2019 г.
Дата публикации: 02.10.2019
Статья просмотрена: 960 раз
Библиографическое описание:
Крылова, Н. П. Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста / Н. П. Крылова, Т. В. Устимова, Э. Н. Ильина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4435/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье представлены результаты исследования использования занимательно материала в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: формирование элементарных математических представлений, занимательный материал, дети старшего дошкольного возраста.
Формирование элементарных математических представлений у воспитанников дошкольных учреждений — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности в области математики [1].
Традиционно проблему усвоения и накопления запаса знаний математического характера в дошкольной педагогике связывают в основном с формированием представлений о натуральном числе и действиях с ним (счёт, присчитывание, арифметические действия и сравнение чисел, измерение скалярных величин и др.). Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей [3].
Через занимательный материал идёт развитие личностных качеств ребёнка: он учится правильно вести себя в различных бытовых ситуациях, узнает нормы поведения в них. В процессе использования разного вида занимательного материала возникает и воспитывается интерес и уважение к труду, активное участие во взрослой жизни, расширяется кругозор. Такой материал доставляет детям удовольствие, радость [2].
Именно через него отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, воспитывается интерес к предмету. Выше сказанное обусловило выбор мной данной исследовательской работы.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Детские сады учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области. Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда носит систематический характер. Концепция по дошкольному образованию и требования к содержанию дошкольного образования выдвигают ряд серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим проблема использования занимательного математического материала в формировании элементарных математических представлений у дошкольников представляется нам актуальной.
Экспериментальное исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад № 158 «Рябинушка», в группах «Почемучки» и «Солнышко» города Чебоксары Чувашской Республики. В эксперименте участвовали 40 детей 5–6 лет жизни, по 20 человек в экспериментальной и контрольной группах.
Цель констатирующего эксперимента состояла в определении уровня сформированности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в обеих группах. Детям были предложены задания с диагностического материала: Д/упр. «Зрительный диктант», «Назови пропущенное число», «Какие ты знаешь геометрические фигуры?», «Покажи предметы, которые имеют форму цилиндра», «Покажи предметы, которые имеют форму конуса» [4] на выявление уровня по сформированности элементарных математических представлений.
В результате диагностики математического представления детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента мы выявили, что большинство детей в обеих группах находятся на среднем уровне математического представления.
Количество детей с высоким уровнем в контрольной группе составляет 4 (40 %) человека, а в экспериментальной 3 (30 %) человека. На среднем уровне ЭГ — 5 (50 %) человек, КГ — 5 (50) человек. На низком уровне в контрольной группе меньше на одного испытуемого, чем в экспериментальной группе: КГ — 1 (10 %) человек, ЭГ — 2 (20 %) человека. В ходе диагностики было отмечено, что для некоторых детей указанные задания не вызвали затруднений, а у некоторых детей наблюдаются затруднения, ошибки в выполнении заданий, часто требуется помощь воспитателя. Все это говорит о необходимости разнообразить подходы, с помощью которых может произойти повышение уровня сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста. Чтобы повысить уровень знаний в экспериментальной группе более наивысшему уровню знаний с этой целью нами был проведен формирующий этап эксперимента.
Цель формирующего этапа стала экспериментальная апробация эффективности предложенных нами психолого-педагогических условий развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами занимательного математического материала. Для реализации работы на формирующем этапе эксперимента, нами был составлен перспективный план работы по математическому развитию с использованием занимательного материала для детей экспериментальной группы. А также использовали занимательный материал в виде математических загадок, задачи-шутки и игр для детей 5–6 лет. Чтобы проверить эффективность разработанной системы работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью занимательного материала, нами был проведен контрольный эксперимент.
Результаты математического развития детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе показали, что уровень детей ЭГ намного выше, чем у детей КГ, это обусловлено тем, что с детьми ЭГ проводилась работа, включающая реализацию предложенных педагогических условий.
Количество детей с высоким уровнем в контрольной группе составляет 8 (40 %) человека, а в экспериментальной 12 (60 %) человек. На среднем уровне в контрольной группе — 10 (50 %) человек, экспериментальной группе — 8 (40 %) человека. На низком уровне в контрольной группе — 2 (10 %) человек, в экспериментальной ни одного человека.
Проведя сравнительный анализ полученных данных в начале и в завершении исследования, мы видим, что у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе произошли положительные изменения в формировании элементарных математических представлений, а вот в контрольной остались неизменными.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, развития логики и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.
Литература:
- Левчук, З. К. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: курс лекций: Модуль 1 / З. К. Левчук, И. В. Ермольчик. — Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2014.
- Метлина Л. С. Математика в детском саду. — М.: Просвещение 1997.
- Федлер М. Математика уже в детском саду. — М.: Просвещение, 1981.
- https://infourok.ru/diagnosticheskie-materiali-na-temu-femp3065851.htm
Ключевые слова
дети старшего дошкольного возраста, формирование элементарных математических представлений, занимательный материалПохожие статьи
Эффективность использования интерактивной доски при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
В статье автор представляет результаты исследования, направленного на формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием интерактивной доски.
Формирование элементарных математических представлений у детей в условиях учреждения дополнительного образования
Статья посвящена формированию элементарных представлений у детей в условиях учреждения дополнительного образования, приведены результаты исследования реализации годовой программы формирования математических представлений.
Формирование навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста
В статье автор исследует сформированность навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста.
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
В статье отражены направления по формирования элементарных математических представлений средствами дидактических игр и упражнений в соответствии с ФГОС ДО, даны определения основным терминам и рассмотрены практические моменты.
Уголок занимательной математики как средство формирования основ логико- математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются роль и значение уголка занимательной математики как ведущего средства формирования основ логико-математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Представлены рекомендации по руководству самостоятельной мат...
Технология формирования представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
В данной статье рассмотрены понятия педагогической технологии, обоснована необходимость использования различных форм, методов, средств при формировании представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста; предлагается технология по формиро...
Развитие навыка чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста
В статье представлен научно-популярный подход к развитию навыков чтения у дошкольников и младших школьников. Раскрыты взгляды видных психологов, занимающихся развитием и анализом интеллекта детей раннего возраста.
Формирование математических представлений у детей раннего дошкольного возраста с помощью игр Монтессори
В статье рассмотрена роль игр Монтессори в формировании математических представлений у детей раннего дошкольного возраста. Раскрыта методика работа с использованием игр Монтессори.
Развитие пространственных представлений у младших школьников на уроках математики
В статье ведётся исследование общих аспектов развития пространственных представлений у младших школьников на уроках математики, также представлены подходы к понятию «геометрический материал», рассмотрены основные компоненты использования геометрическ...
Похожие статьи
Эффективность использования интерактивной доски при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
В статье автор представляет результаты исследования, направленного на формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с использованием интерактивной доски.
Формирование элементарных математических представлений у детей в условиях учреждения дополнительного образования
Статья посвящена формированию элементарных представлений у детей в условиях учреждения дополнительного образования, приведены результаты исследования реализации годовой программы формирования математических представлений.
Формирование навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста
В статье автор исследует сформированность навыков рисования у детей старшего дошкольного возраста.
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
В статье отражены направления по формирования элементарных математических представлений средствами дидактических игр и упражнений в соответствии с ФГОС ДО, даны определения основным терминам и рассмотрены практические моменты.
Уголок занимательной математики как средство формирования основ логико- математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматриваются роль и значение уголка занимательной математики как ведущего средства формирования основ логико-математической компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Представлены рекомендации по руководству самостоятельной мат...
Технология формирования представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
В данной статье рассмотрены понятия педагогической технологии, обоснована необходимость использования различных форм, методов, средств при формировании представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста; предлагается технология по формиро...
Развитие навыка чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста
В статье представлен научно-популярный подход к развитию навыков чтения у дошкольников и младших школьников. Раскрыты взгляды видных психологов, занимающихся развитием и анализом интеллекта детей раннего возраста.
Формирование математических представлений у детей раннего дошкольного возраста с помощью игр Монтессори
В статье рассмотрена роль игр Монтессори в формировании математических представлений у детей раннего дошкольного возраста. Раскрыта методика работа с использованием игр Монтессори.
Развитие пространственных представлений у младших школьников на уроках математики
В статье ведётся исследование общих аспектов развития пространственных представлений у младших школьников на уроках математики, также представлены подходы к понятию «геометрический материал», рассмотрены основные компоненты использования геометрическ...