Технологии формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)
Авторы: Исаенко Юлия Михайловна, Бочанова Наталья Александровна
Рубрика: Технологии здоровьесбережения
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (25) октябрь 2019 г.
Дата публикации: 29.09.2019
Статья просмотрена: 384 раза
Библиографическое описание:
Исаенко, Ю. М. Технологии формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы) / Ю. М. Исаенко, Н. А. Бочанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 21-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4454/ (дата обращения: 16.11.2024).
Воспитание родителей — эта тема не новая: ни в педагогической науке, ни в практике, ни в жизни общества. Но, каждый новый глобальный виток научно-экономического прогресса в мире, новый этап в развитии отдельного государства, новое подрастающее поколение в каждой отдельной семье придает ей особую актуальность. Проблема взаимодействия образовательной организации и семьи не теряет своей актуальности никогда, будь то поиск наиболее подходящих форм взаимодействия с семьями в конкретных условиях, поиск средств, или поиск идей и новаций в сфере взаимодействия участников образовательных отношений.
В современных социально-экономических условиях, сложившихся в стране, в соответствии с действующим законодательством в сфере образования (ФЗ 273, ФГОС ДО) требует вовлечения в педагогический процесс всех субъектов образовательной деятельности, в том числе и родителей дошкольников. Однако, нет полной информации о внутренней готовности родителей участвовать в образовательном процессе ДОО, в частности, в вопросах физического развития и оздоровления дошкольников. Исследование ценностной системы участников образовательных отношений показало, что у многих отсутствуют социально-одобряемые установки на здоровый образ жизни, а ценности здорового образа жизни не являются ведущими. Основной задачей исследования стала разработка технологии формирования ценностей здорового образа жизни, способная стать весьма эффективным средством формирования у родителей дошкольников социально-одобряемых ценностных установок на принятие ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей на себя.
Нормативно-правовой основой, регламентирующей эту деятельность, является:
– Закон РФ «Об образовании»;
– Конвенция о правах ребёнка;
– ФГОС ДО;
– Основная общеобразовательная программа ДОУ.
Технология формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений имеет многоуровневую структуру, осуществляется в системе и реализуется по трем основным направлениям: работа с педагогами, родителями дошкольников и самими дошкольниками. В основе технологии лежит целеполагающий компонент, который предполагает сформированность когнитивного, эмоционально -потребностного и деятельностного компонентов в структуре ценностей здорового образа жизни у педагогов, родителей и детей. Технология формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении реализуется на основе системного, деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов.
Системный подход в дошкольном образовании, базируется на нескольких положениях: множественности, иерархичности, целостности, структуризации, что соответствует современным требованиям ФГОС ДО.
Главная цель деятельностного подхода вобучении, который на прямую связан с системным, состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к изучаемому явлению и процессу обучения. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни.
Согласно личностно— ориентированному подходу в ДОО должна быть организованна такая индивидуально — творческая, ценностно-смысловая деятельность, которая предоставляет свободу выбора способов жизнедеятельности В.С Тубчинова (3; 21).
Согласно компетентностному подходу в образовании личность в процессе образования овладевает определенными компетенциями для осуществления жизнедеятельности, эффективность которой зависит от глубины компетенции, наивысший уровень которых — ценностный (3; 43).
Высокой эффективности при реализации авторской технологии формирования ценностей здорового образа жизни, возможно, добиться лишь при соблюдении следующих педагогических принципов: принципы государственной политики, создание благоприятных условий финансирования ДОУ, признание ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние, соблюдение нормативных и законодательных актов в сфере образования. Социально-педагогические принципы: содействия всестороннему гармоничному развитию личности, связь физического воспитания с практикой жизни, принцип оздоровительной направленности. Учет и реализация данных принципов дает возможность всесторонне развивать личность ребенка, использовать средства оздоровительной направленности для развития ребенка, развивать умения и навыки прикладного характера, формировать активную жизненную позицию. Обще-дидактические принципы, среди которых принцип сознательности и активности (1;15). Данный принцип обеспечивает формирование устойчивого интереса и осмысленного отношения к деятельности, формирование самостоятельности, стимулирование самоконтроля. Принцип наглядности обеспечивает направленное воздействие на функции сенсорных систем, что особенно важно в дошкольном возрасте. Принцип доступности и индивидуализации обеспечивает последовательное соблюдение методических условий доступности. Следующая группа принципов — принципы воспитания дошкольников (2;124). Особое внимание в управлении деятельностью детей, которая на первых этапах сводится к умению регулировать свою деятельность и поведение, побуждая ребенка к проявлению его духовных начал ко всему, что окружает ребенка.
Содержательный компонент технологии представлен следующими компонентами:
– мониторинг системы ценностей участников образовательных отношений
– реализация системы проектов оздоровительной направленности (краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных)
– реализация семейных мастер-классов оздоровительной направленности
– организация системы мероприятий оздоровительной направленности
– организация системы дополнительного образования физкультурно-оздоровительной направленности
– реализация системы виртуальных фотоконкурсов, как результата организации оздоровительной работы в семье и ДОУ
Процессуальный компонент технологии представлен разнообразием видов деятельности:
– организованные формы работы
– самостоятельная деятельность детей
– режимные моменты
Предполагаемым результатом реализации технологии является: для педагогов устойчивая ценностная компетенция для полноценной реализации оздоровительной работы в ДОУ, сохранения собственного здоровья. Для родителей дошкольников устойчивая ценностная компетенция для сохранения собственного здоровья и здоровья своих детей. Для старших дошкольников сформированная когнитивная и поведенческая установка на сохранение здоровья.
Реализация данной технологии имеет три основных уровня— этапа:
1 уровень — диагностика проектирующий (актуализирующий) — на этом этапе мы осуществляли диагностику ценностных ориентаций участников образовательных отношений. Осуществляли анкетирование, родителей, педагогов, дошкольников. Актуализировали проблему ценностей здорового образа жизни для сохранения здоровья участников образовательных отношений.
2 уровень — реализующий (рассчитан на 1 учебный год) — на этом этапе осуществлялась реализация технологии. Реализовывалась система краткосрочных проектов, реализовывались семейные мастер-классы, система оздоровительных мероприятий.
3 уровень — рефлексивно модифицирующий — на этом уровне мы осуществляли диагностику и анализ эффективности технологии, как в ходе, так и после ее реализации.
Литература:
- Амосова Ю. Е. Формирование ценностей здорового образа жизни студентов педагогического колледжа: автореферат диссертации кандидата педагогических наук [Текст] — Челябинск, 2010. — 35 с.
- Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка Теория и методика физического воспитания [Текст] — Э. Я. Степаненкова. — М.: Академия, 2006. — 368 с.
- Тубчинова В. С. Проблема формирования здорового образа жизни среди подростков: диссертация кандидата социологических наук [Текст] — Улан-Удэ, 2005. — 167 с. 4.