Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (25) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 05.10.2019

Статья просмотрена: 2388 раз

Библиографическое описание:

Сафонова, И. В. Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы) / И. В. Сафонова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 8 (25). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/140/4483/ (дата обращения: 16.11.2024).



На первый взгляд кажется, что экономика и дошкольник — понятия абсолютно не совместимыми. Но современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, которая наполнена экономическими процессами и понятиями. Часто они видят рекламу по телевизору, слышат разговоры родителей о бюджете семьи, ходят со взрослыми в магазин за товарами, просят что-то купить, знакомятся с разными профессиями. Конечно, это не весь перечень экономических понятий, с которыми сталкивается современный ребенок. Дошкольник попадает в реальные экономические отношения в семье с раннего детства, поэтому детский сад должен помочь ему разобраться в этих понятиях. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности.

Конечно же, основная форма обучения в детском саду игра. Поэтому в начале своей работы по экономическому воспитанию я начала с создания предметно развивающей среды. В нашей группе появился гном Эконом и принцесса Экономика. Именно эти персонажи знакомят детей с новыми пословицами и поговорками на экономические темы, с правилами экономики, приглашают детей к себе в страну Экономику, знакомят детей с новыми понятиями, решают экономические задачи, разбирают экономические ситуации, играют с детьми в сюжетно — ролевые игры, дидактические игры, читают сказки. В уголке по Экономике стоит экономическая шкатулка, в нее мы вкладываем карточки с новыми экономическими понятиями. В начале каждого занятия мы повторяем экономические понятия, с которыми знакомились раньше. Чтобы дети лучше запомнили сложные слова, на стене мы расположили «Экономическое дерево», листочками которого являются слова — «товар», «деньги», «бюджет», «потребности», «банк» и т. д. Появился в уголке и «Волшебный сундучок» с различными играми — ситуациями. Например: «Как бы ты поступил», «Что подарить другу на День рождения», «Чем я могу помочь дедушки», «Хорошо ли капризничать в магазине». Была создана картотека профессий, где красочные рисунки помогают понять в какие экономические отношения входят взрослые той или иной профессии. В группе появились современные сюжетно — ролевые и дидактические игры. [2]

Так дидактическая игра «Профессии» помогает детям освоить смысл труда, воспроизвести трудовые процессы взрослых, поучаствовать в экономических отношениях. С помощью этой игры моделируются реальные жизненные ситуации: купли — продажи, банковские операции, составления семейного бюджета, что помогает усвоить сложные экономические понятия.

В играх «Дом сладости», «Ателье для маленьких модниц», «Наша реклама», «Банковское дело», «Супермаркет» и другие создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

В дидактических играх «Кем я буду когда выросту?», «Семейный бюджет», «Я маленький покупатель» помогают лучше понять и освоить представления детей о мире экономических явлений, приобретают новые знания, умения, навыки в мире Экономики. Дошкольники, решая экономические ситуации, учатся реализовывать свои знания в разных условиях, с разными объектами. [1]

Развивающие игры «Четвертый лишний», «Кому что нужно для работы», «Моя реклама», «Путешественники» способствует развитию сообразительности и формированию экономического мышления.

Особый интерес вызывают интеллектуальные игры — развлечения: «Ярмарка — продажа», «Аукцион товаров», «Бизнес-клуб», «Умники и умницы», «Я -гном эконом». Эти игры хорошо проводить как итоговое занятие по теме. Именно в этих играх систематизируются и обобщаются знания. Очень интересно, когда такие игры проводятся совместно с родителями.

В экономическом воспитание дошкольников помогают произведения детской художественной литературы. Например, в такие произведениях как, Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла», С. Маршака «Откуда стол пришёл», В. Осеевой «Сыновья», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Морозко», «Мужик и медведь», А. С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К. И. Чуковский «Федорино горе» и в многих других воспитывают уважение к результатам труда, трудолюбие, целеустремленность, отрицательное отношение к лени.

Такие сказки как «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» помогают понять такое трудное экономическое понятие как «бартер». [1]

А с помощью сказок «Как мужик гусей делил», «Лисичка- сестричка и серый волк» усвоить такие понятие как «Выгода и убыток», «Убыток, прибыль», затем самостоятельно в игровой деятельности выполнять простейшие операции для получения выгоды, определять выгодность сделки [1].

А вот в сказках Г. Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», С. Михалков «Как старик корову продавал» дети хорошо усвоят необходимость рекламы для реализации продуктов труда (товары, услуги) [1].

Так же в своей работе я использую логические задачи, задачи-шутки, проблемные ситуации, которые помогают лучше освоить сложные экономические явления. Они заставляют детей думать, создавать проблемные вопросы, искать пути их решения. Развивают у них любознательность, пытливость, фантазию, умение рассуждать, делать умозаключения, доставляет им радость от полученного результата. Все это повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, помогает ему применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях. Дети в группе стали относится друг к другу с пониманием, делиться игрушками, помогать друг другу, стали более дружелюбны и отзывчивы, проявляют уважения к старшим, и к сверстникам, уважают труд няни и дворника, стараются им помочь.

Таким образом, в процессе экономического воспитания у детей формируются такие качества личности как трудолюбие, бережливость, равноправные, партнерские отношения в детском коллективе, чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, умение тратить их на нужные покупки, развивается речь, обогащается запас слов в лексиконе.

Литература:

  1. Котюсова И. М., Лукьянова Р. С. Экономика в сказках и играх (пособие для воспитателей ДОУ) — Нижний Новгород, 1994 г.
  2. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников — М.:ТЦ Сфера, 2002. — 80с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, детский сад, друг, знание, Пушкин, ситуация, сказка, экономическое воспитание.

Похожие статьи

Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста (из опыта работы)

Формирование патриотических чувств у детей раннего возраста (из опыта работы)

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения (из опыта работы)

Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности

Формирование у детей 6–7 лет представления об организме человека (из опыта работы)

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Похожие статьи

Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста (из опыта работы)

Формирование патриотических чувств у детей раннего возраста (из опыта работы)

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения (из опыта работы)

Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста посредством организации игровой деятельности

Формирование у детей 6–7 лет представления об организме человека (из опыта работы)

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Задать вопрос