Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей с использованием технологии мнемотехники в подготовительной к школе группе | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (26) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 13.10.2019

Статья просмотрена: 2736 раз

Библиографическое описание:

Исакова, Н. А. Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей с использованием технологии мнемотехники в подготовительной к школе группе / Н. А. Исакова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 9 (26). — С. 56-60. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/141/4491/ (дата обращения: 16.11.2024).



Тема: «Одежда, обувь, головные уборы»

Тип: познавательно-речевое.

Вид детской деятельности: коммуникативная, речевая, познавательная, конструктивная.

Цель: систематизировать и закрепить знания детей по лексической теме одежда, обувь, головные уборы.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • Закрепить объем знаний по пройденной теме.

− Провести связь одежды, обуви, головных уборов с временами года.

− Во время работы с таблицами добиваться связной речи, правильного построения предложений, полного ответа.

− Учить детей конструировать обувь по данному образцу-контуру, правильно подбирая детали разной формы и называя части обуви, а также виды материала.

− Совершенствовать наглядно-образное мышление.

Развивающие задачи:

− Развивать у детей умственную активность, сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

− Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику в работе с кусочками ткани, кожи, пуговицами, фурнитурой.

− Развивать разные виды памяти, внимания, логического мышления.

Воспитательные задачи:

− Воспитывать бережное, аккуратное отношение к своей одежде и одежде других.

Используемые материалы:

Коллаж «Незнайка на швейной фабрике», таблица «Вязаные вещи»,мнемотаблицы,мнемозагадки об одежде,таблица с прорисованной обувью, детали из кожи для конструирования обуви, молнии, шнурки разного цвета и длины, кусочки ткани (толстые и тонкие), пуговицы разного цвета, размера, формы, образцы вязаной одежды, таблицы «Найди закономерность и продолжи ряд»,игрушка «Незнайка».

Предварительная работа:

Рассматривание картинок по теме: «Одежда, обувь, головные уборы»; беседы о назначении одежды, обуви, головных уборов и различие по сезонам; чтение сказок «Про то, как одежда обиделась«, «Как рубашка в поле выросла»; отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением людей, одетых по сезону; дидактическая игра «Отгадай одежду по описанию»; знакомство с различными видами тканей и ниток; рассматривание моделей одежды, обуви, головных уборов в журналах мод.

Ход занятия:

— Ребята, кто это?

Мы познакомились с непоседливым мальчиком Незнайкой. Он очень подвижный, любит влезать в новые дела, быстро их бросает, везде лазает. От этого одежда его становиться неаккуратной, грязной, ботинки порвались, галстук помят. Как-то раз Незнайка переоделся в чистую одежду, новые ботинки и решил выйти во двор. Ботинки Незнайку привели совсем в другое место.

  1. Коллаж «Незнайка на швейной фабрике» (приложение №1).

— Где оказался Незнайка? (На швейной фабрике)

— Что увидел Незнайка на швейной фабрике? (Много швейных машин)

— Что делают женщины на швейной фабрике? (Шьют одежду)

— Как называют женщин? (Швея)

— Что шьют на швейной фабрике? (Пальто, рубашки, брюки)

— Что это? (Рулоны ткани разного цвета, толстая и тонкая)

— Квадрат по времени года. Что это? (Одежда по временам года)

— Какую одежду шьют из толстой ткани? (Из толстой ткани шьют зимнюю и осеннюю одежду)

— Какую одежду шьют из тонкой ткани? (Из тонкой ткани шьют летнюю, весеннюю одежду.)

— Что это? (Катушки ниток разного цвета. Для ткани зеленого цвета подбирают нитки зеленого цвета и т. д.)

— Почему сантиметр? (Снимают мерки, чтобы правильно сделать выкройку нужного размера)

— Почему ножницы? (Закройщик разрезает ткань ножницам, кроит)

— Почему иголка с ниткой? (Пришивать пуговицы)

— Цифра четыре в виде пуговиц. Куда пришивают пуговицы и какие? (К рубашкам пришивают мелкие пуговицы, а к пальто — крупные пуговицы)

— Что такое головные уборы? (Вещи, служащие одеждой для головы)

— Четыре головных убора по временам года. (На фабрике также шьют и головные уборы — зимние, осенние, весенние, летние. Из толстой ткани берет, кепка, из меха — зимняя шапка, из тонкой ткани панама)

— Расскажем Незнайке, как надо ухаживать за вещами. Что это? (Шкаф для одежды)

— Что висит в шкафу? (В шкафу на вешалках висит пальто, платье, пиджак, куртка)

— Что лежит на верхней полке? (На верхней полке лежат головные уборы)

— Утюг и щетка (Утюг — гладить, отпаривать, щетка — чистить одежду и содержать ее в порядке)

— Почему буква «О»? (Одежда.)

— Поищем связь с цифрой четыре. (Четыре времени года в квадрате, четыре катушки ниток, четыре головных убора, четыре предмета одежды висят в шкафу, четыре пуговицы на пальто)

— А сейчас, дети, еще раз внимательно посмотрите и запомните порядок расположения картинок на коллаже.

Переворачиваю коллаж и предлагаю устно воспроизвести по памяти все изображения на коллаже с обозначением их местоположения.

— Я думаю, что, послушав вас, Незнайка узнал много нового и интересного о том, кто трудиться, чтобы одежда его была красивая и добротная, о том, как надо ухаживать и содержать ее в порядке.

  1. Работа скусочками ткани ипуговицами на тактильность. Определение толщины ткани и соответствие с временем года, подбор пуговиц по величине к толщине ткани. Выстраивание ряда пуговиц по образцу.

3. Работа стаблицей «Вязаные вещи» (приложение №2).

— Наш непоседливый Незнайка обнаружил вещи, которые не сшиты на швейной машине и ходит озадаченный. Давайте расскажем Незнайке о них.

— Какие вещи у нас в руках — сшитые или нет? (Нет, у нас вязаные вещи)

— С помощью таблицы мы расскажем Незнайке, что такое вязаные вещи.

— Что в центре таблицы? (Синий свитер)

— Посмотрите от него к каждому предмету идут лучики. Сейчас мы разберемся вместе, какая здесь связь.

Свитер — овечка (шерсть), свитер — краски (шерсть разного цвета), свитер — моток — клубок, свитер — спицы, свитер — брюки, свитер — мальчик, свитер — шапка, свитер — печка.

— А сейчас составляем связный рассказ о том, как появляется вязаная вещь.

Примерный рассказ: Чтобы связать свитер надо сначала вырастить овечку, подстричь ее, собрать шерсть. Покрасить шерсть красками разного цвета. В магазине продается шерсть в мотках, перемотать в клубок. Связать на спицах свитер, теплый как печка. Еще можно связать шарф, перчатки, шапку, варежки, кофту. Дети и взрослые будут носить свитер с брюками, с юбками, с платьем.

4. Физминутка

Вот Незнайка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Шляпу видно не нашел.

Чтобы шляпу ту достать

Надо на носочки встать. (Попрыгать)

5. Составление рассказов— описаний одежды по плану— мнемотаблице.

— Мы много сегодня говорили об одежде. Но упустили главное, не рассказали о своей одежде, она у вас самая красивая и очень разная. Давайте научим Незнайку составлять рассказ.

− Цвет (Какого цвета одежда?)

− Детали (Из каких деталей одежда?)

− Контур, знак вопроса (Из какого материала сшита?)

− Погода (Для какого времени года эта одежда?)

− Мужчина, женщина, ребенок (Эта одежда мужская, женская, детская?)

− Рука (Что можно сделать с одеждой?)

Примерный рассказ: У меня есть любимое платье. Оно голубого цвета с мелкими белыми цветочками. У платья есть кокетка, юбка, рукава, манжеты, воротник, застежка — молния, карманы и поясок с пряжкой. Платье сшито из тонкого шелка, оно шелковое. Это нарядное летнее детское платье. Платье можно постирать, погладить, его можно носить, а если оно порвется, то я его зашью.

6. Отгадывание мнемозагадок.

— Дети, Незнайка приготовил вам загадки. Давайте их отгадаем.

Дети отгадывают мнемозагадки и объясняют, как они догадались.

Примерный рассказ по мнемотаблице: Я думаю это ботинки, потому что они бывают коричневого, черного и серого цвета. Они сделаны из кожи, они кожаные. У них есть шнурки, язычок, маленький каблучок, подошва. Ботинки носят осенью, зимой и весной. Ботинки — это мужская обувь.

(джинсы)

(шапка)

(платье)

Картинки-отгадки помещаются на фланелеграф.

7. Конструирование кожаной обуви.

— Все задания выполнены и теперь мы с вами будем художниками — модельерами и создадим свою коллекцию обуви.

Примерный рассказ: У меня получился зимний сапог на толстой подошве, низком каблуке из кожи черного цвета с высоким голенищем на меху с застежкой молния. Счет деталей.

— Сегодня вы создали свою коллекцию обуви для каждого времени года. Молодцы.

Итог:

− Кто к нам сегодня приходил?

− Что мы сегодня делали?

− Какие моменты вам больше всего запомнились?

Приложение №1. Коллаж «Незнайка на швейной фабрике».

Приложение №2. Работа стаблицей «Вязаные вещи».

Основные термины (генерируются автоматически): одежда, швейная фабрика, Незнайка, примерный рассказ, свитер, вещь, головной, толстая ткань, тонкая ткань, убор.

Похожие статьи

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами STEM-образования в логопедической группе

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе

Конспект проведения образовательной деятельности по развитию математических представлений в средней группе

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми подготовительной к школе группы с использованием метода биоэнергопластики

Конспект непосредственно коррекционно-образовательной деятельности по развитию и коррекции мыслительных операций с детьми среднего дошкольного возраста с ЗПР

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «художественно-эстетическое развитие» с детьми подготовительной к школе группы

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе по развитию речи с использованием тестопластики

Похожие статьи

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с элементами STEM-образования в логопедической группе

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе

Конспект проведения образовательной деятельности по развитию математических представлений в средней группе

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми подготовительной к школе группы с использованием метода биоэнергопластики

Конспект непосредственно коррекционно-образовательной деятельности по развитию и коррекции мыслительных операций с детьми среднего дошкольного возраста с ЗПР

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «художественно-эстетическое развитие» с детьми подготовительной к школе группы

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе по развитию речи с использованием тестопластики

Задать вопрос