«Утенок и цыпленок». Занятие по математике с элементом экспериментирования с детьми второй младшей группы
Авторы: Долганова Елена Геннадьевна, Капитонова Марина Николаевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (26) ноябрь 2019 г.
Дата публикации: 12.10.2019
Статья просмотрена: 1355 раз
Библиографическое описание:
Долганова, Е. Г. «Утенок и цыпленок». Занятие по математике с элементом экспериментирования с детьми второй младшей группы / Е. Г. Долганова, М. Н. Капитонова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 9 (26). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/141/4493/ (дата обращения: 16.11.2024).
Представляем вниманию конспект познавательного занятия с элементом экспериментирования во второй младшей группе.
Задачи:
– Учить различать количество предметов (один — много — ни одного);
– формировать представление детей о геометрических фигурах;
– формировать умение различать противоположные признаки предметов; обозначать результат сравнения словами длинный короткий;
– развивать умение видеть общий признак предметов;
– закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;
– учить понимать обобщающие слова (геометрические фигуры);
– активизировать речь детей словами: яйцо, большое, маленькое; длинный, короткий; тонет, не тонет;
– формировать доброжелательное отношение между детьми через организацию различных форм деятельности;
– формировать опыт к экспериментальной деятельности;
– закреплять знания детей о свойствах и качестве яйца, как объекта исследования.
Методы и приемы:
– практические: Игра «Разложи в корзинки» с использованием технологии «Хоровод», игра «Сравни длину», Игра «Собери бабочку» с использованием технологии «Деление на пары», Игра «Посчитаем лягушек», Экспериментирование «Тонет и не тонет»
– наглядные: показ способа действия
– словесные: объяснения, вопросы, разъяснения.
Оборудование:
– демонстрационный материал: корзины, картины утенка и цыпленка, кувшинки с лягушками, сырые яйца.
– Раздаточный материал: яйца разных размеров и цветов, полоски из бумаги разной длинны, карточки для игры «Собери бабочку», ложки, соль.
***
Воспитатель с детьми стоят в кругу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите как много гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся с ними. Мы сегодня будем нашим гостям рассказывать сказку. А про кого она будет, вы поймете, отгадав загадки.
- Весь я золотистый,
Мягкий и пушистый.
Я у курицы ребенок, а зовут меня… (цыпленок)
- Удивительный ребенок:
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (утенок)
Дети отгадывают загадки.
Воспитатель: верно, а в какой сказке нам встречаются утенок и цыпленок вместе? Правильно, сказка так и называется «Утенок и цыпленок».
Воспитатель: ребята, скажите пожалуйста какого размера яйцо из которого вылупляется цыпленок? А утенок?
Дети: Цыпленок вылупляется из маленького яйца, а утенок — из большого яйца.
Воспитатель. В мешочке лежат яйца разных размеров (большие и маленькие) и цветов (синие, красные, зеленые и желтые). А на столе стоят корзинки с яйцами разных размеров и цветов, и на каждом яйце изображен утенок и цыпленок. Достаньте яйцо и положите его в ту корзинку, кому принадлежит данное яйцо (цыпленку или утенку)
Игра «Разложи в корзинки» с использованием технологии «Хоровод»
Дети по очереди достают из мешочка яйцо, описывают его, называя цвет, форму и размер. Говорят, кому принадлежит яйцо, и кладут в корзину.
Воспитатель: все справились с заданием? Молодцы.
Воспитатель: Ребята, когда наши герои вылупились из яйца, что они стали делать?
Дети: Они пошли гулять.
Воспитатель: Правильно, предлагаю с нашими героями отправиться на прогулку (по сюжету сказки).
Физминутка «Прогулка»
Мы идем цветущими лугами
И цветов букеты соберем
Где-то за высокими горами
Ручеек по камушкам пройдем
Если встретятся овраги,
Мы овраги обойдем.
Если встретятся коряги,
Под корягой проползем
Шаг за шагом, потихоньку
Дружно в сказку попадем.
Дети выполняют движения в соответствии со словами.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам вспомнить, кого же утенок и цыпленок нашли во время прогулки?
Дети: Они нашли червяка.
Воспитатель предлагает детям подойти к столу.
Игра «Сравни длину»
Воспитатель: Посмотрите, на столе лежат полоски — червяки разной длины (длинные и короткие). А на мольбертах висят картинки цыпленка и утенка (рядом с цыпленком прикреплена короткая полоска, а с утенком длинная)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какого червяка нашел утенок? А цыпленок?
Дети: Цыпленок поймал короткого червяка, а утенок длинного.
Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, по одному червяку и прикрепите на тот мольберт, на который считаете нужным.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Вот наши герои нашли червяка, а что же было дальше?
Дети: Утенок поймал бабочку, а затем и цыпленок.
Воспитатель предлагает детям помочь героям сказки поймать бабочек.
Игра «Собери бабочку» с использованием технологии «Деление на пары»
Раздает карточки — крылышки с изображением предметов, напоминающих по форме геометрические фигуры. Просит ребят разделиться на пары.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на столе лежат бабочки с
геометрическими фигурами. Соберите бабочек так, чтобы формы картинок, изображенных на крыльях, соответствовали фигуре, которые изображены на бабочках.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Продолжаем сказку. Что же было потом?
Дети: Утенок и цыпленок пошли купаться.
Воспитатель: Кого они там повстречали?
Дети: Лягушку. Утенок сказал, что не боится лягушку и цыпленок тоже.
Игра «Посчитаем лягушек»
Воспитатель предлагает детям подойти к тканевому полотну (речке), на котором лежат кувшинки и посчитать их количество.
Дет: Три кувшинки.
Обращает внимание детей на лягушек, которые сидят на кувшинках
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, сколько лягушек сидит на первой кувшинке слева?
Дети: Одна
Воспитатель: На второй справа?
Дети: Ни одной.
Воспитатель: На третей слева?
Дети: Много.
Воспитатель совместно с детьми подходит к столу, на котором стоят предметы для экспериментальной деятельности.
Воспитатель: Что же захотел сделать утенок на речке?
Дети: Поплавать.
Воспитатель: У него получилось?
Дети: да.
Воспитатель: А у цыпленка получилось?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что он не умеет плавать.
Экспериментирование- «Тонет и не тонет»
Воспитатель: Да, ребята цыпленок, который уже вылупился из яйца, плавать не умеет. Но я знаю один способ, благодаря которому цыпленок может плавать в воде, еще не вылупившись из яйца. И хочу с вами им поделиться. Посмотрите, на столе лежат два яйца и стоит таз с водой. Если мы опустим яйцо в воду, оно утонет. Как вы думаете почему? (педагог опускает яйцо в воду)
Дети: Потому что оно тяжелое.
Воспитатель: Верно, но у на с вами есть волшебное вещество. Оно называется соль. Возьмите ложки и насыпьте соль в воду, теперь перемешаем и опустим яйцо. (педагог опускает яйцо в воду) Что случилось?
Дети: Яйцо не тонет.
Вывод: в обычной воде сырое яйцо тонет, а в соленой воде удерживается, не тонет, потому что частички соли, которые растворились в воде, поддерживают яйцо. Вот и наш с вами цыпленок поплавал в воде. А цыпленок из сказки захотел еще купаться?
Дети: нет
Воспитатель: Ребята, а какой можно сделать вывод из этой сказки?
Дети: Если не умеешь плавать, в воду лезть нельзя.
Педагог обращает внимание детей на то, что если не умеешь плавать в воду лезть нельзя. И предлагает детям разобрать ситуации по правилам поведения на воде в летний период.
Литература:
- Сказка «Цыпленок и утенок» В. Сутеев
- Султанова М. Н. Путешествие в страну математики: для детей 3–4 лет. М., 2007
- Шапиро А. И. первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками — М: ТЦ Сфера; СПб., Образовательные проекты, 2016.- 128с.