Введение личности ребенка и его родителей в духовную атмосферу и культуру родного города посредством ознакомления с творчеством местных художников
Автор: Совгир Надежда Александровна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (26) ноябрь 2019 г.
Дата публикации: 20.10.2019
Статья просмотрена: 14 раз
Библиографическое описание:
Совгир, Н. А. Введение личности ребенка и его родителей в духовную атмосферу и культуру родного города посредством ознакомления с творчеством местных художников / Н. А. Совгир. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 9 (26). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/141/4514/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассмотрен обобщенный опыт работы, с целью формирования у детей и родителей устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, и уважения к труду и таланту мастеров.
Ключевые слова: ребенок, родитель, воспитание ребенка, личность ребенка, проект, народно-прикладное искусство, совместная творческая деятельность, мастер-керамист, гончарный круг, глина.
Познавая Родину в разных её проявлениях, ребёнок учится быть гражданином и развивает в себе природные таланты и дарования, то есть в нем формируется гармонически развитая личность. [4]
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов. А ведь семья — это первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама — образцы для подражания. Если родители читают книги, дети тоже читают, если родители слушают классическую музыку, то и дети будут ей увлечены.
Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. Поэтому так актуально и важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем. Именно помочь! [1]
Уже давно известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Помимо этого совместная творческая деятельность — это интересное и увлекательное времяпровождение. [3]
С целью формирования у детей и родителей устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, сформировалось уважение к труду и таланту мастеров, воспитывались чувства причастности к наследию прошлого, и позволяло бы с ним соприкоснуться — необходимо ввести личность ребенка и их родителей в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного города. [4]
Всей семьёй, да за Гончарный круг! Айда лепить, да выкручивать!
Да знакомиться с гончарным искусством и традицией!
Путешествуем, да соприкоснемся с глиной!
Пойди туда не знаю куда — учат сказки! А куда идти, если не обозначено место?
Гончарный круг даёт однозначный ответ на этот вопрос. С помощью гончарного искусства, путешествие в мир глины и воображения. Научиться лепить фигуры из глины может каждый, главное — иметь желание, и чтобы под рукой всегда был мастер.
А мастер в нашем городе Волжский есть — это потомственный керамист Илья Козлов и его небольшая мастерская в промышленной части города вся заставлена причудливыми поделками из глины. Диковинные рыбы, медитирующая лягушка, львиные головы, ботинки и даже викинги. Секреты мастерства ему передавал отец — Анатолий Козлов. Илья заканчивал художественное училище, поэтому украсить глиняную фигуру узорами и рюшечками для мастера не составляет труда. Работы мастера украшают помещения в Москве, Петербурге, Германии, Италии.
Помните Пушкина: «У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том, и днем и ночью кот ученый, все ходит по цепи кругом». Так вот все это есть теперь у волжан, жителей 12-го микрорайона, наяву, настоящее чудо-юдо!
Илья проводит в городе мастер-классы для всех желающих. Примерно за час все смогут не только познакомиться с азами керамического дела, но и самостоятельно изготовить фигурку из глины.
В своей работе помимо основной программы, я использую региональную программу «Воспитание маленького Волжанина», которая ориентирует педагога ДОУ на поддерживающее и развивающее взаимодействие с ребенком 3–7 лет, родителями (семьей), педагогами школы, специалистами учреждений дополнительного образования и культуры. [5]
В рамках проекта группы «Народное прикладное искусство”, мы с детьми знакомились с разными ремеслами. [6]
Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны — неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. [6]
И у меня возникла идея во время реализации проекта при знакомстве детей с дымковской игрушкой, познакомить их с глиной именно в мастерской, чтобы они увидели в работе гончарный круг и попробовали разные способы работы с глиной своими руками. [2]
Для этого мной была организована поездка детей и их родителей в мастерскую керамиста Ильи Козлова. Я созвонилась заранее с мастером и была назначена встреча на субботу, количество человек взрослых и детей желательно не более 20, но все его мастер-классы платные.
Очень боялась, что моя идея не воплотится:
– из-за времени, субботнее утро;
– из-за места встречи, так как это промышленная зона;
– из-за количества людей, если вдруг мало согласиться;
– и конечно из-за материальной стороны.
Когда я предложила родителям эту поездку, к моему удивлению многие согласились и более того, приехали целыми семьями, включая и пап, и мам, и родственников семей. Сказать понравилось — это ничего не сказать, все были просто в восторге, и родители, и дети. Время пролетело незаметно. То ли от уютной атмосферы и расположения мастера, то ли от тепла дровяной печи и большого интереса к делу, а уходить не хотелось.
Шаг за шагом, просто и доступно гончар раскрывал секреты древнейшего мастерства: как отделить кусок глины нужного размера, сформировать правильную форму и поместить ее в самый центр круга; почему стенки у основания изделия должны быть толще и как правильно снять изделие с гончарного круга — те немногие моменты, которые рассказал и показал мастер в процессе работы.
Дети внимательно наблюдали за работой гончара, а затем каждый смог прикоснуться к творению мастера!
Мы изготовили подставки для ручек, кто в виде совы, кто кота, кто собачек. К слову, фото не передают всей теплоты и доброты, которые излучает Илья и его самобытные вещи ручной работы.
Не знаю, кто больше был в восторге — взрослые или дети...
Для нас мастер приготовил сюрприз, теперь в нашей группе появился глиняный кувшин от Ильи Козлова, с надписью нашего детского сада и группы. А также был выпущен журнал № 1/2017 «Росточки” c отчетом о проделанной работе в рамках проекта «Народное прикладное искусство”, где были представлены фотографии изготовления детьми изделий народных промыслов, отчетного концерта «Русская Ярмарка”, поездки с родителями и детьми в мастерскую, к мастеру по керамике Илье Козлову.
Дети — наше будущее, будущее нашей страны. Воспитаем ли мы подрастающее поколение духовно богатыми и нравственными, научим ли любить, уважать и передавать из поколения в поколение наше прошлое — зависит только от нас.
Литература:
- Взаимодействие с семьей в контексте ФГОС ДО // ДОУ. URL: https://shat-dou28.edumsko.ru/activity/fgos/post/111361 (дата обращения: 12.09.2018).
- Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Акаде мия, 2000., 300с.
- Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 1. — С. 60–68.
- Евдокимова Е. С. Региональная программа гражданско-патриотической направленности «Воспитание маленького волжанина»
- Козлова А. В. Работа ДОУ с семьей / А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина. — М.: Сфера, 2004. — 112 с.
- Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия. Золотая библиотека увлечений. Издательство Хоббитека, 2017
Ключевые слова
ребёнок, проект, народно-прикладное искусство, личность ребёнка, глина, родитель, совместная творческая деятельность, воспитание ребенка, мастер-керамист, гончарный кругПохожие статьи
Система работы с детьми и родителями по организации мини-музея в рамках реализации технологии проектирования
В статье рассматривается проблема приобщения детей к культурно-историческому и художественному наследию нашей страны через создание мини-музеев. Представлен практический опыт поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями через создание мин...
Формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине
В данной статье рассматривается вопрос формирования ценностного отношения к малой Родине у детей дошкольного возраста. Обращается внимание на роль этапа детства в становлении личности и подчеркивается важность внедрения эффективных методик в образова...
Формирование у школьников познавательного интереса и уважительного отношения к истории родного края через краеведческую работу в классе
В статье автор представляет опыт работы по формированию интереса и уважительного отношения к истории родного края и его культурному наследию, через организацию краеведческой деятельности в работе классного коллектива.
Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается формирование и развитие духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в семье, на основе обычаев и традиций; социальные институты: дошкольное образовательное организации, школа, махалля: дополняющие и поддержива...
«К природе с добротой». Экологическое воспитание детей старшей и подготовительной групп (из опыта работы)
В статье педагоги делятся своим опытом работы по формированию стремления детей быть причастными к нашей Родине, ее природным ресурсам, по воспитанию ответственности за экологию родного края, а в будущем — за всю родную страну. Данная работа проводила...
Значение изучения народной культуры для детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании (при подготовке к профессии дизайнера)
В статье освещена тема необходимости изучения народной культуры и ремёсел в системе дополнительного образования для детей младшего школьного возраста с целью воспитания необходимых качеств и навыков для дальнейшего развития по профессии дизайнера. В ...
Взаимодействие педагогического коллектива и семьи при воспитании культуры здоровья у детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи
Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...
Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи
Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...
Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося
Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...
Детско-родительские сообщества в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-гармоничной личности, а это возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и госуд...
Похожие статьи
Система работы с детьми и родителями по организации мини-музея в рамках реализации технологии проектирования
В статье рассматривается проблема приобщения детей к культурно-историческому и художественному наследию нашей страны через создание мини-музеев. Представлен практический опыт поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями через создание мин...
Формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине
В данной статье рассматривается вопрос формирования ценностного отношения к малой Родине у детей дошкольного возраста. Обращается внимание на роль этапа детства в становлении личности и подчеркивается важность внедрения эффективных методик в образова...
Формирование у школьников познавательного интереса и уважительного отношения к истории родного края через краеведческую работу в классе
В статье автор представляет опыт работы по формированию интереса и уважительного отношения к истории родного края и его культурному наследию, через организацию краеведческой деятельности в работе классного коллектива.
Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается формирование и развитие духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в семье, на основе обычаев и традиций; социальные институты: дошкольное образовательное организации, школа, махалля: дополняющие и поддержива...
«К природе с добротой». Экологическое воспитание детей старшей и подготовительной групп (из опыта работы)
В статье педагоги делятся своим опытом работы по формированию стремления детей быть причастными к нашей Родине, ее природным ресурсам, по воспитанию ответственности за экологию родного края, а в будущем — за всю родную страну. Данная работа проводила...
Значение изучения народной культуры для детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании (при подготовке к профессии дизайнера)
В статье освещена тема необходимости изучения народной культуры и ремёсел в системе дополнительного образования для детей младшего школьного возраста с целью воспитания необходимых качеств и навыков для дальнейшего развития по профессии дизайнера. В ...
Взаимодействие педагогического коллектива и семьи при воспитании культуры здоровья у детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи
Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...
Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи
Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...
Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося
Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...
Детско-родительские сообщества в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-гармоничной личности, а это возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и госуд...