Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира «У каждой планеты есть что-то свое...» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (26) ноябрь 2019 г.

Дата публикации: 22.10.2019

Статья просмотрена: 786 раз

Библиографическое описание:

Кобзева, М. А. Конспект занятия в подготовительной группе по формированию целостной картины мира «У каждой планеты есть что-то свое...» / М. А. Кобзева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 9 (26). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/141/4516/ (дата обращения: 19.12.2024).



Программное содержание:

– Уточнять и расширять представления детей о космосе.

– Уточнить представления детей о Солнечной системе.

– Рассказать об уникальности Земли (на Земле есть жизнь, так как на ней есть воздух, вода, тепло).

– Дать элементарные понятия о планетах; Земля — это дом для всех людей, — который нужно любить, не разрушать, содержать в чистоте.

– Обогащать и активизировать словарь.

– Вызвать познавательный интерес к космосу.

– Закрепить умения работать с цветными карандашами.

– Развивать фантазию, воображение.

Материал иоборудование: Карта солнечной системы; глобус; шапочки с изображением солнца, планет; цветные ленты; презентация; музыкальное сопровождение Б.Шоль «Космическая симфония»; цветные карандаши, заготовки силуэтов, клей-карандаш, физическая карта.

Словарная работа: солнечная система, Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, космос, орбита.

Предварительная работа: Чтение познавательных рассказов из энциклопедии «Я познаю мир»; беседы, просмотры слайдов, наблюдение за солнцем по небосводу, за луной во время прогулок.

Ход занятия:

Вводная беседа.

Звучит музыка. Б. Шоль «Космическая симфония»

— Ребята, сегодня на занятии мы с вами побываем в космическом пространстве. (Обратить внимание на то, как стоят парты. Парты в группе расставлены в виде ракеты.)

Космос — великий, бездонный, бескрайний.

Манит он нас неизведанной тайной.

— Ребята, как вы можете эти слова «великий, бездонный, бескрайний»?

Презентация «Солнечная система»

1 слайд. Космос.

2 слайд. Космическое пространство.

3 слайд. Солнце

— За миллионы километров от нас в пространстве пылает гигантский шар раскаленного сияющего газа. Мы называем его солнце. Солнце, которое мы видим днем на безоблачном небе, которое нам светит и нас греет. Это огромный горячий шар имеет высокую температуру, посылает во все стороны большое количество тепла и света. На него смотреть трудно — такое оно яркое и сверкающее. Солнце постоянно вращается вокруг себя, а вокруг Солнца вращаются — твердые холодные шары. Они тоже огромные, но значительно меньше солнца.

4 слайд. Солнечная система

— Вокруг Солнца вращаются девять планет, входящих в Солнечную систему — это семья солнца. Она включает в себя Солнце, все планеты и их спутники, кометы, куски горной породы, космическую пыль, лед. Одни из них больше нашей земли, другие меньше. Большинство их астрономы назвали в честь греческих или римских богов.

5 слайд. Меркурий.

— Планета, самая близкая к Солнцу — Меркурий. Это самая маленькая из девяти планета. Названа в честь крылатого бога — Меркурия. Ее поверхность каменистая, пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха.

6 слайд. Венера.

— Вторая ближайшая к Солнцу планета — Венера. За свой прекрасный блеск она была названа именем римской богини любви. Покрыта Венера толстым слоем облаков, которые скрывают поверхность планеты. Здесь стоит испепеляющая жара. Венера самая яркая планета на небе.

7 слайд. Земля.

Землятретья от Солнца планета. Она находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник — Луну.

8 слайд. Земля и Луна.

— В бесконечном, стремительном путешествии Земли по космосу ее постоянно сопровождает подруга, Луна, — это маленькая планета. Она похожа на серый каменистый шар, почти сплошь покрытый пылью. На поверхности Луны множество высоких гор, больших круглых ям — кратеры. На Луне нет воздуха, поэтому там всегда небо черное, и нет облаков, чтобы умерить сияние Солнца.

9 слайд. Марс.

Марс — четвертая планета Солнечной системы. Это красная планета, названная по имени римского бога войны. Марс — единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года, ледяные полярные шапки и каналы, напоминающие высохшие русла рек. До того как ученые узнали, что на Марсе жизни нет, люди верили, что там живут загадочные существа — марсиане.

10 слайд. Юпитер.

— Великана в семействе планет Солнца зовут Юпитер. Это пятая планета от Солнца и самая большая. Она настолько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее. Это огромный шар жидких газов с твердым кристаллическим ядром.

11 слайд. Сатурн.

Сатурн — шестая планета от Солнца. Его назвали именем римского бога земледелия. Сатурн — большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известна своими великолепными семью кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.

12 слайд. Уран.

Уран — седьмая от Солнца планета, названа в честь отца Сатурна — Урана. Это единственная планета семьи Солнца, которая вращается, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета».

13 слайд. Нептун.

Нептун — восьмая планета от Солнца. Названа в честь римского бога моря — Нептуна, потому что она холодная. Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп.

14 слайд. Плутон.

Плутон — девятая, самая удаленная планета от Солнца, названа в честь бога подземного мира. По размеру она меньше нашей Земли. Плутон находится на краю солнечной системы. За ним простираются бескрайние черные просторы глубокого космоса.

15 слайд. Звездное небо.

Вопросы:

Ребята, что вы сейчас видели? (Ответы детей).

—Что такое Солнце?

—Сколько планет вращается вокруг Солнца? А какие планеты вы знаете?

— Как называется планета, на которой мы живем?

Воспитатель: — Вот мы и узнали, что вокруг Солнца кружатся планеты. У каждой есть свой путь, называемый орбитой. А запомнить названия и очередность планет вам поможет стихотворение (учится заранее):

По порядку все планеты,

Назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета.

Под названием Плутон. (А.Хайт)

Дидактическая игра «У каждой планеты свой путь».

В центр выбираем ребенка (на голове шапочка Солнца, к ней прикреплены цветные ленточки разной длины).

Читается стихотворение. Одеваются шапочки с изображением планет после того, как угадали название планеты, «планеты» занимают свои места, держась за ленточку (самая короткая — Меркурий, а самая длинная — Плутон и т. д.), остальные дети хаотично двигаются, выполняя роль комет, астероидов и т.д

У каждой планеты свой собственный путь.

Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.

Вокруг Солнца вращаются наши планеты.

По-разному все они Солнцем согреты.

– На этой планете такая жара,

Что там оказаться опасно, друзья. (Меркурий)

– А эту планету холод страшный сковал,

Теплом ее солнечный луч не достал. (Плутон)

– А эта планета нам всем дорога.

Нам жизнь подарила планета… (Земля)

– К планете Земля две планеты близки.

Дружок, имена их скорей назови (Венера и Марс).

– А эта планета гордится собой.

Поскольку считается самой большой. (Юпитер)

– Планета кольцами окружена,

И этим от всех отличилась она. (Сатурн).

– А что за планета

Зеленого цвета? (Уран)

– Царь морской названье той планета дал.

Он именем своим ее назвал. (Нептун).

Звучит космическая музыка.

Кружится хоровод планет.

У каждой свой размер и цвет.

Для каждой путь определен,

Но только на Земле мир жизнью заселен.

Беседа «Земля— космическое чудо».

Показ 7 слайда. Земля.

Воспитатель: Земля — единственная планета, на которой есть вода и суша. Это третья планета от Солнца. Она находится на таком расстоянии от Солнца, что на ней достаточно тепла, на Земле может быть холодно, но не так, как на более удаленных от Солнца планетах.

— Как называется модель Земли? (Ответы детей)

— Какова форма Земли? (Ответы детей)

Земля — это сверкающий голубой шар. (Показ глобуса).

Работа сцветами: Голубой — это большая часть планеты занята морями и океанами. Белый цвет — это снежные полюса. Зеленый цвет — это растительность. Из космоса также видны горы и пустыни — это коричневый цвет и песочный.

Воспитатель: Наша Земля очень красива потому, что она живая: на ней обитают люди, животные, растут растения, для этого есть условия: пресная вода, достаточное количество пищи, есть воздух для дыхания, тепло и свет.

Воспитатель: — Ребята, мы с вами выполняли коллективную работы, где показали, что на Земле действительно существует жизнь. (Вверху и внизу (на полюсах Земли) — белые медведи и пингвины, в океанах — морские обитатели.)

— Но давайте внимательно посмотрим и скажем, что еще нужно показать на нашей планете. (Людей).

Заранее вырезаны детьми шаблоны маленьких человечков.

Детям нужно их аккуратно раскрасить иприклеить на общую работу.

Чтение стихотворения Яков Аким «Земля». Читает ребенок.

Есть одна планета — сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

Воспитатель: — Загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Прошло много-много времени пока люди научились строить летательные аппараты, чтобы покорить далекий космос.

— Что же это за летательный аппарат? (Ответы детей)

Показ космического корабля

12 апреля 1961 года ракета стремительно рванула в небо, оставляя за собой огненный след сгорающего топлива. Так, с космодрома «Байконур» стартовал первый в истории космический корабль с человеком на борту.

—Ребята, а кто из вас знает, как звали этого человека? (Ответы детей)

Показ портретаЮ.А.Гагарина

С тех пор каждый год 12 апреля страна празднует День космонавтики.

Итог занятия.Ребята, что интересного вы узнали сегодня на занятии?

Литература:

  1. А. Хайт «По порядку все планеты»
  2. Яков Аким «Земля»
Основные термины (генерируются автоматически): планет, Солнце, Венера, Земля, Меркурий, Нептун, Плутон, солнечная система, Сатурн, Ответ детей.

Похожие статьи

НОД в подготовительной к школе группе «Эти удивительные насекомые и не только они». Интегрированное занятие

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «12 апреля — День космонавтики»

Семинар-практикум для педагогов «Каждый ребенок имеет право на понимание»

Конспект игровой образовательной ситуации по художественно-эстетическому развитию в первой младшей группе «Петушок» на тему «Помидор»

Конспект игровой ситуации с детьми старшей группы «Безопасность вокруг нас»

Конспект НОД «Все профессии нужны, все профессии важны» по развитию речи в старшей группе с применением ИКТ-технологий

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Помните! Через века, через года, — помните…»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с приоритетным направлением «познавательное развитие» в подготовительной к школе группе «Плох обед, если хлеба нет»

Похожие статьи

НОД в подготовительной к школе группе «Эти удивительные насекомые и не только они». Интегрированное занятие

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «12 апреля — День космонавтики»

Семинар-практикум для педагогов «Каждый ребенок имеет право на понимание»

Конспект игровой образовательной ситуации по художественно-эстетическому развитию в первой младшей группе «Петушок» на тему «Помидор»

Конспект игровой ситуации с детьми старшей группы «Безопасность вокруг нас»

Конспект НОД «Все профессии нужны, все профессии важны» по развитию речи в старшей группе с применением ИКТ-технологий

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Помните! Через века, через года, — помните…»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с приоритетным направлением «познавательное развитие» в подготовительной к школе группе «Плох обед, если хлеба нет»

Задать вопрос