От идеи разрезных трафаретов к силуэтам и буквам (из опыта работы)
Авторы: Зиновьева Елена Владимировна, Маркушова Елена Александровна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (26) ноябрь 2019 г.
Дата публикации: 03.11.2019
Статья просмотрена: 183 раза
Библиографическое описание:
Зиновьева, Е. В. От идеи разрезных трафаретов к силуэтам и буквам (из опыта работы) / Е. В. Зиновьева, Е. А. Маркушова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 9 (26). — С. 31-34. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/141/4565/ (дата обращения: 16.11.2024).
Процесс формирования пространственных представлений сложен по своей психологической природе. Трудами отечественных исследователей в области психологии развития человека, нейропсихологии раскрыты основы организации психических функций, процессов восприятия и переработки пространственных отношений, определены возрастные особенности становления и развития представлений о свойствах предметов и ситуаций в окружающем.
Число детей, требующих учебных, развивающих, коррекционных занятий в направлении развития пространственных представлений побуждает специалистов детского сада и школы к поиску интересных приемов для преодоления нарушений по причине несформированности зрительно-пространственных функций.
Интересным средством развития пространственных представлений является изобразительная деятельность. Из ряда приспособлений для продуктивной изобразительной деятельности можно выделить трафарет. В младшем дошкольном возрасте применение инструмента — трафарета для создания форм и изображений обусловлено формированием представлений о форме, величине. Применение трафаретов способствует развитию координированному движению рук, позволяет рационально располагать трафарет, а затем контурное изображение в границах листа бумаги.
Простой и в свою очередь необычной может служить идея разрезных трафаретов. В основе идеи разрезных трафаретов принцип трафарета — пластины, в котором прорезан рисунок, а также игра-головоломка, направленная на развитие понимания пространственного фактора при восстановлении целого изображения из отдельных элементов.
Сложность для детей представляет поиск решения в зрительно-пространственном соотнесении элементов разрезного трафарета при восстановлении контуров трафарета до получения определенного силуэта.
Предложенная идея разрезных трафаретов рассматривается как прием формирования зрительного восприятия. Идея может получить развитие в качестве раздаточного материала для организации коррекционно-развивающих упражнений с дошкольниками по развитию зрительно-пространственного восприятия.
Упражнение 1. «Разрезной трафарет геометрический».
Задачикоррекционно-развивающие: учить создавать изображение геометрических фигур; развивать зрительное восприятие.
Материал: Наборы трафаретов геометрических фигур из картона, разрезанного на две, три и четыре части.
Рис. 1. Серия фото 1
Упражнение 2. «Разрезной трафарет предметный»
Задачикоррекционно-развивающие: учить создавать изображение; развивать ориентирование по основным направлениям, с опорой на цветовые ориентиры образца (верхняя сторона обозначена зелёным цветом, нижняя- жёлтым, левая — голубым, правая — красным).
Материал: Наборы трафаретов предметных изображений из картона разрезанного на части. Образец: контурное изображение «Ель», «Груша», «Кит». Примечание: в качестве усложнения трафарет «Кит» имеет противоположное направление относительно готового контура на листе.
Рис. 2. Серия фото 2
В работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста в рамках вопроса формирования зрительно-пространственных представлений актуальным видится профилактика нарушений, возникающих при освоении, например, способа написания печатными буквами, когда важен фактор соблюдения графически-пространственного образа буквы.
Графическое построение буквы при сложности запоминания пространственного расположения элементов знака можно закреплять посредством тренажера «Силуэты и буквы».
Силуэты и знаки — пособие-тренажер для упражнений по распознаванию букв. Коррекционная направленность пособия обусловлена специфическим требованием к узнаванию и восстановлению графического образа буквы.
Описание. Пособие «Силуэты и буквы» включает набор чёрных и белых элементов (силуэтов) на основе картона. При наложении силуэтов можно получить изображения букв со сходными элементами (Серия фото1. Буквы «Э«, «С«, «е«, «О«. Серия фото 2. Буквы «З«, «В«, «Р«, «Ь«. Серия фото 3. Буквы «К«, «Х««,У»).
Сложность для детей представляет поиск решения в зрительно-пространственном соотнесении чёрного и белого силуэта при построении определенной буквы.
Предлагается отсекать лишнее в чёрном силуэте, при требовании сохранения элементов, составляющих правильно оформленный знак-букву. Задания и упражнения на основе пособия «Силуэты и буквы» требуют анализа и синтеза графического образа буквы. При рассматривании или обследовании буквы детям необходимо определить количество элементов, составляющих букву, рассказать, какие это элементы и соотнести их пространственное расположение составив букву. Целью таких упражнений является развитие умений воссоздавать образ буквы и сравнивать её с другими, имеющими сходные элементы.
Таким образом, конструирование знаков (букв) на основе силуэтов — приём, который направлен на развитие аналитико-синтетической деятельности на основе зрительно-пространственного ориентирования.
Буквы Э, С, Е, О
Буквы З, В, Р, Ь
Буквы К, Х,У
Представленные вспомогательные приемы работы по преодолению нарушений зрительно-пространственных представлений на основе идеи разрезных трафаретов и пособия «Силуэты и буквы» можно применять как дополнение к известным способам развивающего и коррекционного воздействия при взаимодействии специалистов дефектолога, логопеда, психолога. Например, в логопедической практике формирование графического образа буквы — часть процесса подготовки к обучению грамоте.
В работе дефектолога особое значение при использовании пособия «Силуэты и знаки» приобретает умение детей находить знакомые геометрические элементы (линия, дуга, полукруг; пространственное расположение элементов).
Опыт применения разрезных трафаретов и пособия «Силуэты и буквы» показал, что правильное решение приходит после многократных тренировок составления частей трафаретов, наложения силуэтов.
Предложенные идеи носят поисковый, творческий характер. Развивающая и коррекционная направленность идей учитывает возрастные особенности в работе детьми дошкольного и младшего школьного возраста. «Пространственные упражнения» на основе пособия «Силуэты и буквы» рассматриваются как часть тренировки зрительно-пространственной памяти и мышления. Доступность в изготовлении и применении способствует активному использованию в работе с детьми.
Литература:
- Выготский Л.С Психология развития человека. — М.: ЭКСМО,2003.
- Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.