Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей
Автор: Шестипалова Юлия Борисовна
Рубрика: Общие вопросы дошкольной педагогики
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №9 (26) ноябрь 2019 г.
Дата публикации: 02.11.2019
Статья просмотрена: 367 раз
Библиографическое описание:
Шестипалова, Ю. Б. Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей / Ю. Б. Шестипалова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 9 (26). — С. 2-9. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/141/4569/ (дата обращения: 16.11.2024).
Общество ставит перед собой цель обеспечить достойное качество жизни каждому члену социума. Забота о детях, оставшихся без попечения родителей полностью ложится на плечи государства. Государственная защита детей, оставшихся без попечения родителей, основывается международными и федеральными правовыми документами.
Труды отечественных представителей Л. И. Божович, И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, А. М. Прихожан, Л. С. Славиной, Н. Н. Толстых. посвящены особенностям развития личности детей, оставшихся без попечения родителей. Одной из таких является не усваивание многообразия межличностных отношений. Этими же представителями исследовалось эмоциональное развитие детей. Исследования показали, что уже на первом году жизни дети, оставшиеся без попечения родителей, отличаются не жизнерадостностью, апатичностью, упрощенностью эмоциональных проявлений. Труды зарубежных ученых Дж. Боулби, Д. Винникота. З. Матейчик, М. Эйнсворт также посвящены особенностям развития личности детей. Мнения представителей сходятся в общей идее: дефицитарность ребенка вследствие различных видов депривации присуща детям, оставшимся без попечения родителей, несмотря на прилагаемые усилия педагогов. В настоящий момент недостаточно исследованы представления о семье, у детей данной категории, что делает эту тему остро актуальной.
Отсутствие семьи негативно сказывается на развитии и воспитании детей, провоцируя такие проблемы личностного становления, как слабое здоровье (физическое и психическое), интеллектуальное отставание, проявляющееся в ограниченном кругозоре, недоразвитии психических познавательных процессов, отсутствии навыков учебной деятельности, проблемы психоэмоционального развития, социализации и т. д. Наличие внутренних проблем у детей данной категории обязывает общество оказывать многогранную помощь для оптимальной интеграции детей в социум. Качественная помощь, которая станет подспорьем в гармоничном развитии, будет надежным стержнем для ребёнка в его будущей самостоятельной жизни.
Семья — это первичный институт социализации развития личности ребенка. Представления о семье у детей, проживающих в условиях материнской депривации искажены, имеют неверный образ. Дети не представляют какую роль в семье играет мама и папа, что входит в их непосредственные обязанности и как они должны себя вести по отношению к ребенку. Материнская депривация накладывает отпечаток на социальную адаптацию, что связано со снижением социальной активности, нарушением общения, повышенной агрессивностью.
Для вхождения воспитанников в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение детьми комплексом социальных ролей, в том числе — работа по семейному воспитанию.
Подготовка детей к семейной жизни — это огромная работа психолого- педагогического характера, направленная на формирование у воспитанников четкого представления о семье, её членах и их взаимоотношениях, возникающих проблемах и трудностях, а также на формирование умений и навыков, помогающих в преодолении этих трудностей.
Для выявления особенностей представлений о семье, было организовано эмпирического исследование у детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей. Диагностическим инструментарием которого служил комплекс методик: беседа по сюжетной картинке «Семья», тест «Кинетический рисунок семьи» и игровая методика «Шесть кукол».
Рис. 1. Анализ результатов беседы по сюжетной картинке «Семья», в %
Рис. 2. Анализ результатов диагностики КРС, в %
Рис. 3. Частота встречаемости признаков образа семьи в рисунках, в %
Рис. 4. Анализ результатов наблюдения, в %
Результаты качественного анализа выявили следующие особенности представлений о семье у детей, оставшихся без попечения родителей:
− трудности в обозначении словом того или иного члена семьи;
− грубые ошибки в ориентировке родственных отношений;
− трудности в обобщении одним словом членов семьи;
− трудности в отображении на рисунке субъективного образа семьи;
− отсутствие представлений об обязанностях членов семьи;
− несформированность моделей гендерного поведения;
− отсутствие представлений о специфике семейных ролях;
− трудности в отображении семейных взаимоотношений в игре;
− отсутствие понимания эмоциональной связи «родитель-ребенок».
Полученные данные позволили сделать заключение о том, что представления о семье у детей сформированы не в полной мере или отсутствуют совсем.
По итогам эмпирического исследования было принято решение о разработке и апробации комплекса мероприятий, направленного на формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей.
При построении коррекционной работы по формированию представлений о семье мы руководствовались принципами:
- Принцип педагогического оптимизма;
- Принцип ранней педагогической помощи;
- Принцип социально-адаптирующей направленности образования;
- Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования;
- Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании;
- Принцип дифференцированного и индивидуального подхода;
- Принцип необходимости специального педагогического руководства;
- Проявление педагогического такта.
В рамках формирующего эксперимента была разработана программа комплекса мероприятий, направленного на повышение уровня представлений о семье. Реализация комплекса мероприятия занимала 2 месяца коррекционных воздействий. Все мероприятия проводились как в образовательной деятельности детей, так и в свободной деятельности детей. Направления коррекционной работы реализовались в 4 образовательных областях:
− речевое развитие (разучивание стихотворения, развитие речи);
− познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром, беседа);
− художественно-эстетическое развитие (лепка, рисование);
− социально-коммуникативное развитие (сюжетно-ролевая игра).
Создание условий для объединения образовательных областей позволяет образовывать интегральные качества субъекта и его гармоничное вхождение в общество.
Следует отметить, что основным направлением в коррекционной работе нами была выбрана сюжетно-ролевая игра, как ведущая деятельность дошкольного возраста, в рамках которой происходит конструирование взаимоотношений людей. Посредством игры можно дать первоначальные знания и умения детям о семейных ролях.
Программа мероприятий формирующего эксперимента
Мероприятия (для 1 и 2 подгруппы) |
Дата |
Задачи |
|
1 |
Ознакомление с окружающим миром «Семья» |
4.02 |
Коррекционно- образовательные: Расширять знания детей по теме «Семья», знакомить детей с близкими родственными связями, дать понятие о составе семьи, обогащать и уточнять словарь по теме. Коррекционные-развивающие: Развивать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы взрослого, крупную моторику, наглядно образное мышление, слуховое и зрительное внимание, память, упражнять в подборе к существительному глагол. Коррекционно-воспитательные: Воспитывать эмоционально-волевые и нравственные качества личности, любовь, заботу и уважение к близким. |
Сюжетно-ролевая игра «Уборка в семье» |
15.02 |
Приобретение навыков общения коллективной деятельности культурного поведения, обучение самостоятельно производить уборку помещения, помогать друг другу. |
|
2 |
Беседа «В мире семьи» |
8.02 |
Воспитывать любовь и чувство привязанности к родным; систематизировать и уточнить знания детей о семье; продолжать работу по развитию умение ориентироваться в родственных отношениях; развивать речь путём расширения и активизации словаря, по теме «семья»; способствовать развитию логического мышления. |
Сюжетно-ролевая игра «В гости к бабушке» |
18.02 |
Учить детей планировать игру, подбирать атрибуты; продолжать обучение уметь распределять роли; самостоятельно развивать сюжет игры; расширять словарный запас; развивать диалогическую речь детей; способствовать установлению дружеских взаимоотношений между играющими. |
|
3 |
Развитие речи «Моя семья» |
11.02 |
Коррекционно-образовательные: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; активизировать и обогащать словарь детей; объяснить артикуляцию звука «С», упражнять в правильном, отчетливом произнесении, в звукоподражании с разной громкостью. Коррекционно-развивающие: развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, речь, мышление; продолжать работу по развитию умения составлять рассказ о семье по мнемотаблице. Упражнять в подборе прилагательных; Коррекционно-воспитательные: воспитывать желание заботиться о близких; воспитывать доброту и отзывчивость в детях. |
Сюжетно-ролевая игра «Семейный праздник» |
25.02 |
Формировать навыки ролевого общения; развивать культуру общения; закрепить знания о семейных традициях; воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к старшим. |
|
6 |
Рисование «Семья матрешек» |
22.02 |
Коррекционно-образовательные: Познакомить детей с семьей матрешек. Учить рисовать простым карандашом силуэт матрешки с натуры. Упражнять в передаче характерных особенностей матрешек, используя соответствующие цвета и узоры. Коррекционно-развивающие: Развивать способность имитировать движения по ходу стихотворения. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, графические навыки. Коррекционно-воспитательные: Воспитывать желание доводить начатое до конца, аккуратность в работе, дисциплинированность и организованность. |
8 |
Сюжетно-ролевая игра «Ребенок болеет» |
1.03 |
Продолжать формировать знания о семье, как о людях, живущих вместе, любящих друг друга, заботящихся о друг друге; побуждать творчески воспроизводить быт семьи. |
Разучивание стихотворения «Моя семья» используя мнемотехнику |
18.03 |
Продолжать работу по формированию знаний о семье; развивать связную речь детей; обогащать словарный запас по теме «Семья»; способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти, образного мышления. |
|
9 |
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» |
4.03 |
Расширять представления детей о взаимоотношениях между людьми в семье; о поведении, характере, культуре общения между членами семьи; способах проявления заботы к близкому человеку; об обязанностях членов семьи; о проявлениях чувств друг к другу. |
Лепка «Семейное дерево» |
15.03 |
Продолжать учить детей работать с пластилином, передавать форму, строение, характерные части дерева; совершенствовать технику рельефной лепки при создании композиции «Семейное дерево»; закреплять приемы раскатывания пластилина между ладонями, расплющивания; развивать композиционные умения — правильно передавать пропорциональные соотношения между предметами; продолжать воспитывать любовь и уважение друг к другу. |
|
10 |
Сюжетно-ролевая игра «Мамин день рождения» |
7.03 |
Продолжать расширять знания о взаимоотношениях в семье; о труде и обязанностях в семье; об отдыхе взрослых; воспитывать доброжелательное отношение к членам семьи. |
11 |
Сюжетно-ролевая игра «Порядок в доме» |
11.03 |
Закрепить приобретённые навыки общения коллективной деятельности культурного поведения, обогащать знания о трудовой деятельности в семье; воспитывать желание трудиться и помогать друг другу. |
14 |
Сюжетно-ролевая игра «Поход в магазин» |
22.03 |
Расширять и обогащать знания детей о семье; о совместном времяпровождении; продолжать работу по ориентировке родственных связях; развивать творческие и организаторские способности; способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими. |
15 |
Сюжетно-ролевая игра «Семейный ужин» |
25.03 |
Формировать навыки правильной сервировки вечернего ужина; рассказывать о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка); учить действовать детей согласно принятой на себя роли, развивать сюжет; побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи. помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). |
16 |
Сюжетно-ролевая игра «Помогаем маме стирать белье» |
29.03 |
Продолжать формировать знания детей об обязанностях членов семьи, учить сотрудничать между собой; рассказать о значении чистоты для человека; воспитывать трудовые навыки и умения, применяемые в быту, доброту, отзывчивость. |
17 |
Сюжетно ролевая игра «Мама укладывает детей спать» |
1.04 |
Расширять спектр знаний об различных функциях в семье; помогать детям в овладении выразительных средств; способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий; развивать положительные эмоции в игре. |
18 |
Сюжетно-ролевая игра «К нам гости» |
5.04 |
Напомнить детям правила этикета, формировать правила хорошего тона; учить принимать гостей, быть гостеприимным; продолжать формировать умение действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет. |
19 |
Сюжетно-ролевая игра «Выходной в семье» |
8.04 |
Формировать коммуникативные навыки и дружеские взаимоотношения в игре; обогащать детско-родительские отношения опытом совместно-творческой деятельности; развивать интерес к сюжетно-ролевой игре; воспитывать любовь и уважение к членам семьи. |
20 |
Сюжетно-ролевая игра «Утро в семье» |
12.04 |
Продолжать формировать знания о семейных взаимоотношениях в различных бытовых ситуациях; учить распределять роли; развивать эмоциональную и речевую выразительность; развивать способность к развитию сюжета, игровых действий; воспитывать взаимопомощь, культуру общения. |
Основной целью коррекционных мероприятий является обогащение и расширение представлений о семье, семейных ролях, родственных связях, функциях того или иного члена семьи, обязанностях в семье, семейных взаимоотношений. В наши задачи входило научить детей воспроизводить игровые действия исходя из выбранной для себя роли, давать развитие придуманному сюжету, в своих игровых домыслах применять игрушки-заместители; вызывать потребность и интерес к игровой деятельности; способствовать тому, чтобы дети умели налаживать ролевые отношения, как между придуманными персонажами, так и отношения между участниками игры, воспитывать желание сотрудничать, любовь и уважение к членам семьи и их труду.
Для контрольного исследования, направленного на выявление эффективности формирующего эксперимента по формированию представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста, оставшихся без попечения родителей, был задействован тот же диагностический инструментарий, что и ранее.
Рис. 5. Анализ результатов беседы по сюжетной картинке «Семья» после формирующего эксперимента в %
Рис. 6. Анализ результатов диагностики КРС после формирующего эксперимента, в %
Рис. 7. Анализ результатов диагностики КРС после формирующего эксперимента, в %
Опираясь на полученные результаты, можно констатировать, что представления у детей о семье, в условиях государственного учреждения формируются своеобразно. Преодолеть данную тенденцию возможно при условии внесения в образовательную деятельность данных учреждений систематическое коррекционное воздействие, включающее целенаправленное формирование представлений о семье. Сличение результатов до и после формирующего эксперимента засвидетельствовало результативность разработанной и апробированной системы работы с детьми по формированию представлений о семье. Однако, у социальных сирот позитивной динамики зафиксировано не было. Дети-сироты, являются наиболее сложной подгруппой детей для коррекционного воздействия, в виду того, что у данных воспитанников отсутствует опыт проживания в семье. Дети, нуждаются в более длительном коррекционном маршруте.
Коррекционная работа позволила бы обеспечить более высокие результаты, при условии реализации программы в более ранние сроки, более того, период коррекционной работы должен составлять не менее одного года.
Практическая значимость исследования состоит в возможном использовании программы формирующего эксперимента в практической деятельности педагога коррекционной группы.